Ностальгия
Помнится, лет так довольно много назад одна американская компания MicroProse (тогда еще довольно молодая) выпустила игрушечку про спецназовца, выполнявшего всякие секретные задания — Airborne Ranger. Для тех годков игра была очень даже ничего — в меру сложная и довольно захватывающая. Надо было управлять солдатом и уничтожать врагов из автомата, базуки или закидывать гранатами. Вражины лезли со всех сторон, отсиживались в бункерах и вообще не давали жить спокойно. Так что многие проходили весьма недалеко, получив запись в личном деле — KIA (Killed In Action).
Впоследствии английская компания Sensible Software выпустила крайне юморную аркаду на ту же военную тему — Cannon Fodder, которая, благодаря своему издателю Virgin Interactive широко пролетела над миром и даже в душах российских геймеров оставила сладкие воспоминания. Правда, в “Пушечном мясе” вы уже управляли группой из четырех мелких солдатиков, которые наращивали свой опыт от уровня к уровню. Жанр CF можно было назвать упрощенной RTS или простенькой тактико-аркадной игрой. Потом был сиквел Cannon Fodder 2, а также множество обычных top-down аркад, которых с вышеуказанными играми роднит только вид на экране. И вот, не прошло и N лет, как компания 3DO, которая немного ранее специализировалась на своих приставках, а впоследствии прикупившая себе New World Computing, выпустила под собственным лейблом новую игру, смесь Airborne Ranger и Cannon Fodder - Army Men...
Airborne Ranger 2
Вы когда-нибудь играли в оловянных солдатиков на компьютере? Нет? Теперь у вас есть такая возможность. Страна Зеленых в опасности! Со всех сторон ее осаждают враги - Коричневые, которые хотят прибрать к рукам весь пластик и наклепать еще мириады себе подобных! Этого нельзя допустить. Вас засылают глубоко в стан врага, чтобы нарушить изуверские планы диктатора и освободить родной ящик, тьфу, страну, от вражеских полчищ. Звучит довольно забавно, но ведь давно известно, что всегда во всех играх и боевиках хорошие герои в одиночку расправляются с каким угодно количеством врагов. Здесь дело обстоит абсолютно также. Разве что очередь из пулемета или взорвавшаяся под ногами противопехотная мина способна отправить вас к пластиковым богам крайне быстро.
Итак, рецепт приготовления Army Men. Берем одного прапора (можно также любого офицера или даже обычного солдата), даем ему в руки M-16, которая к тому же не стреляет очередями, отнимаем у него все гранаты и тяжелое оружие, суем за спину переносную рацию и выкидываем одного перед вражеской базой с пулеметными вышками, патрулями и ДЗОТами. Кипятим его в этой бойне около 15-20 минут, после чего вытаскиваем из пепелища базы и гор трупов его, любимого, с кучей боезапаса (он где-то стибрил огнемет и штук 20 гранат) и вот такого, чумазого и испачканного вражеской “кровью», забрасываем в следующую миссию.
Рецепт 2:....
.....Рецепт N28... Находим портал и быстрее сматываемся!
Как видите, я не стал приводить все рецепты из поваренной книги Army Men, дабы не испортить вам аппетит и не вызвать раннего слюноотделения до тех пор, пока вы не раздобудете компакт с игрой :) Итак, уже в первой миссии (всего их 28) вы ощущаете себя в осовремененном Airborne Ranger. Тот же курсор прицела вокруг солдата, те же действия по команде “Лечь-Сесть-Встать”, те же гранаты, автомат, окопы и прочие военные прелести. Вот только графика посовременнее, звуки не писиспикерные, мышка поддерживается (кстати, управление весьма удобное), мозги у врагов чуть получше тараканьих, да и не лезут они, как тараканы изо всяких щелей, а вполне цивильно тусуются в округе и выскакивают по сирене из бараков, не забыв захватить кое-какое оружие. Итак, рассмотрим некоторые моменты игры подробнее...
Veni,...
В оловянных (или пластиковых) руках зажат автомат. Пластиковые ноги прочно уперлись в матушку Землю. Взгляд пластиковых глаз устремлен в ближайшие кусты, в которых спрятались пара вражеских солдат-идиотов. Не понимают они, глупые, что мне то их сверху весьма хорошо видно! Чека отлетает от гранаты, которая, в свою очередь летит в эти кусты. BOOM! Одного несчастного разнесло на кучу мелких осколков, другой, выбежав, загорелся и, упав оземь, превратился в лужицу (Привет T-1000!) Тут из-за барака выехал нехилый такой танк и, развернув пушку, приготовился стрелять. Вот я уже на земле и, соблюдая все правила поведения солдата в моем положении, перекатываюсь за ближайший камень. Танкист, наверное решив сэкономить снаряды, решил подъехать и меня придавить. Бамбук! Мина зарыта в землю рядом с камнем, а я, создавая побольше шума, побежал вдоль обнесенной колючей проволокой базы. Танк, быстренько развернувшись, поехал мимо камня и, конечно же, напоролся на установленную мину. После взрыва он подымился немного и все. В живых никого не осталось. Но ведь на базе сидят не полные олухи. Ворота открылись и из них выехала пара джипов с пулеметами и еще пяток солдатов выбежали вслед за ними. Они явно устремились в мою сторону! Осталась одна граната!!! Черт! Но что это? Около ближайшего дерева, рядом с маленьким прудиком, лежит деревянный ящик. Я, стараясь сливаться с кустами (благо цвет мой — зеленый), кинулся к нему и открыл! О, спасение! Новенькая базука с 5 зарядами! Ну сейчас вы у меня попляшите! 5 секунд — и базука уже у меня на плече. Первый из двух джипов остановился метрах в двадцати от меня. Солдат за пулеметов вглядывается в кусты и как будто смотрит мне прямо в глаза! Черт! Даже по моей пластиковой спине пробежали неприятные мурашки! Видимо решив не испытывать судьбу солдафон решил все-таки прострелять все кусты — на всякий случай... Никогда не забуду лица того паренька, когда оно оказалось в прицеле моей базуки! Резкая отдача — и снаряд через долю секунду разорвал джип на куски, высоко подкинув шины и разметав куски пластмассы по округе... Второй джип попытался отъехать за стены базы, но второй снаряд уничтожил и его и еще пару солдат, которые неосторожно бежали вслед за ним. Среди оставшихся трех началась паника. Они попадали на землю и стали отползать. Не теряя времени, я отбежал чуть подальше и третьей ракетой взорвал кирпичную кладку. Дым, гарь, шум и сирена! Газельими прыжками я добрался до ограды и пару раз выстрелил из автомата в проем. Потом резко рванул вперед и спрятался за стеной склада. Из бараков выбежало еще несколько солдат и, подбежав поближе, стали поливать очередями этот злополучный проем. Хех! Я уже был за их спинами и, прикинувшись шлангом, в общей суматохе и пыли добежал до командного пункта. Вся охрана уже была у ворот и поэтому генерала никто не охранял. Ворвавшись в палатку, я одним выстрелом снес этому толстому придурку его пустую пластиковую башку и схватил со стола синий ключ — это именно то, зачем я пришел на вражескую базу. Теперь надо срочно вырываться отсюда и добежать до моста у реки, где меня ждет наш грузовик. Я выбежал из палатки... и увидел вперившиеся в меня дула автоматов по крайней мере семи Коричневых! Пули пробили мое тело в нескольких местах, автомат выбило из рук, а сами они тут же откололись по трещинам... Последнее, что я помню - это несколько авиабомб, которые упали на место моей печальной гибели и похоронили со мной еще половину личного состава базы. Мой начальник учил, что, умирая, всегда надо держать палец на кнопке вызова авиаподдержки... YOU’RE DEAD, SARGE! Play again YES/NO?
Это всего лишь один маленький эпизод из игры. Вам придется не только врываться на базы, но и взрывать банки, уничтожать патрули, совершать теракты на танковых заводах, вокзалах и аэродромах. В некоторых миссиях вам придется с миноискателем пробираться через минные поля, проезжать на грузовике по охраняемому мосту, на танке давить зазевавшихся врагов... Разнообразие миссий для такой игры радует. Скучно вам точно не будет, даже несмотря на слабый AI врагов. Напролом придется ходить нечасто. Здесь пули летают быстро, а убивают еще быстрее. Приходится надеяться на удачу, да на бонусы, которые разбросаны по всей карте. Среди них попадаются не только базуки и гранаты, но и огнеметы, минометы, ручные пулеметы, часовые и обычные мины, миноискатели т.д. Чаще всего можно найти аптечки, которые помогут подлечить пошатнувшееся здоровье. К редким бонусам относятся вызов бомбардировщиков и парашютистов. Иногда можно покататься на танках, грузовиках, джипах и броневиках. Довольно веселое, надо сказать, занятие, только такая техника — хорошая мишень для вражеских базук и минометов. Так что и такой техникой надо пользоваться с умом. Ваш герой может не только бегать и лежать на земле, но и стрелять с колена, перекатываться или кувыркаться боком. Так что прочные думовские навыки стрейфа пригодятся даже в этой плоской игрушке.
В некоторых миссиях вам даются еще несколько солдат, которым вы можете давать общие указания вроде “Следуйте за мной”, “Атакуйте цели” или “Защищайте участок (огородный)” Ведут они себя весьма тупо и поэтому не стоит на них надеяться в тяжелых миссиях, тем более часто потеря всего вашего прдразделения приведет к проигрышу миссии. Правда, иногда без их помощи не обойтись. Например, троица саперов может не раз спасти вам жизнь, которая и так часто висит на волоске. Мне, например, очень понравился уровень, на котором неуобходимо провести штук 20 раненых солдат через укрепленный вражеский участок! Вот это было я вам скажу веселье! Еле ползущие бойцы тем не менее кое-как отсреливались от нападавших Коричневых, хотя без помощи меня, любимого, обойтись бы все равно не смогли :)
Vedi...
Графика в Army Men не то чтобы крутая, но она вполне отвечает средним требованиям. 256 цветов — это конечно уже немодно, и баловаться с этим режимом программеры из 3DO умеют не так хорошо, как ребятки из Blizzard, но неприятных ощущений от графики не возникает. Местами детализация ее почти достигает уровня FallOut, хотя и не дотягивает до перемигивающихся левелов в Crusader. По ходу игры начинаешь замечать некоторую живость графического оформления — если стрелять по воде, то на ней появляются фонтанчики, здания имеют свойство покрываться копотью и пробоинами в стенах, если по ним лупить из тяжелой артиллерии, взорванные ДОТы и танки дымятся, от подорвавшегося на мосту броневика колеса весело падают в воду вместе с коленвалом. Под струей пламени из огнемета бравые вражеские войны плавятся, а меткие выстрелы отрывают от них разные части тела. Крови, естественно, нет — откуда она в детских солдатиках :) Но все равно это выглядит мило так и забавно. А если еще учесть, что “трупы” убитых не исчезают очень долго (все зависит от объема памяти), то вообще жизнь кажется просто сказкой. В общем и целом, претензий особых нет. Главное — графика не бесит!
Впрочем как и звуки — они вполне реалистичны и погружают в атмосферу игрушечной, но всамделишной войны. Чего не скажешь о музыке — военные однообразные маршы сильно уступают хитам из WarCraft или Command & Conquer. Музыку приходится выключать и играть подо что-нибудь более приличное :)
Vici!
Что я могу сказать, подводя итог этого короткого обзора. МНЕ игра понравилась. Может быть это из-за ностальгии по Airborne Ranger и Cannon Fodder, может из-за того, что в детстве я недоиграл в солдатиков :))) А может потому, что игра хорошая. Не супер, не хит, но просто хорошая. Проходить миссии приятно, хочется посмотреть, чем закончится весь этот конфликт ненастоящих генералов... А может просто иногда прикольно посмотреть, как из взорванного банка твои друзья выгребают ценности... В общем, если даже вы не прониклись духом “игры в песочнице”, то взгляните хоть глазком на новое 3DO-шное творение. Вдруг понравится... ВЕДЬ НАДО ПОБЕЖДАТЬ!
PS: Я совсем забыл упомянуть про multiplayer! А ведь он есть и в Army Men. Вы только представьте себе C&C Sole Survivor в лучших своих проявлениях и с кучей приятных наворотиков и мелочей. Сам я пока mp не пробовал, но с удовольствием с кем-нибудь сыграю. Так что если ваше мнение о “хорошести” игры совпадает с моим и вы хотите со мной погаматься — пишите.