Если вдуматься, король Артур был довольно невезучим человеком. По крайней мере, в личной жизни. Детство в чужой семье. Неудачный брак (по некоторым апокрифическим источникам, не только королева Гвиневера изменяла Артуру с сэром Ланселотом, но и сэр Ланселот, в свою очередь, изменял Артуру с королевой Гвиневерой). Да и сыночка он себе воспитал - мама, не горюй. Еще пара таких детишек, и смело можно топиться, не дожидаясь, пока тебя прикончит собственный отпрыск.
Но хуже всего благородному королю пришлось уже в XX веке. Его заставляли петь, танцевать, дружить с Ричардом Гиром (вот ужас-то), а уж что с ним сделали простые английские парни из «Монти Пайтона»... Хотя Бог с ними, с комиками. Меня больше интересуют мастера культуры иного рода. Которые с серьезнейшими лицами выдают такое пшено, что бедный Артур так и вертится в гробу.
And there was much rejoicing
Взять, к примеру, конторку с гордым названием 3LV Games (только не спрашивайте, как это расшифровывается), год с лишним ваявшей FPS о юных годах Короля былого и грядущего (эпизод первый: встреча с Мерлином; эпизод второй: обретение Меча; эпизод третий: победа над феей Морганой). А когда изваяла, отряхнула прах с ног своих и непонятно отчего решила, что это хорошо, и возрадовалась. И ожидала она, что и по всему миру народ возрадуется, да только он чего-то радоваться не спешит.
А зря, поскольку Arthur’s Quest обладает огромным образовательным потенциалом. Из нее можно узнать столько нового о средневековой Британии, что ни в сказке, ни пером. Например, становится совершенно очевидно, что уже в артуровском мире были очень хорошо развиты технологии клонирования. Иначе откуда взялось столько как две капли воды похожих друг на друга крестьян, крестьянок, гномов и прочей мелкой живности?
Но это еще не все. Уже во вступительном ролике мы постигаем специфику средневекового общения. Смотрите сами: к нам подбегает крестьянка, губы ее практически не шевелятся, из динамиков не доносится ни слова, а тем временем на экране, словно по волшебству, возникают слова, обращенные этой самой дамой к нашему славному королю. Телепатия, не иначе.
И чудеса сопровождают нас в течение всего похода. Вот полевой командир гномформирования телепатически выражает нам благодарность за спасение соплеменников и протягивает вперед руки, в которых, если верить его россказням, находится некое оружие. Нам-то, после монтипайтоновской воображаемой кавалерии, к такому не привыкать, а кто-нибудь другой наверняка подумал бы, что это утонченное издевательство со стороны нацменьшинств.
Многое узнаем мы и о средневековой природе. Например, вся тогдашняя Англия была перегорожена заборами, на которых добрые люди рисовали деревья и камни. Для пущей реалистичности вдоль каждого забора высаживалась редкая лесополоса (ну точно твоя панорама «Оборона Севастополя»). А чтобы изгороди не мешали нормальной жизнедеятельности подданных королевства, между ними оставляли узкие тропки.
Главный же сюрприз, который нас ожидает - это новости относительно личности самого короля. Вы не поверите, но Артур был призраком! Иначе как бы он смог беспрепятственно проходить через елки и прочую лесную бутафорию? Да и ролики, которыми нас «балуют» в промежутках между уровнями, наводят на ту же мысль. Вот Артур только что говорил с крестьянами, а вот камера уже стремительно удаляется от той самой полянки. И что мы видим в кадре? Крестьян видим, крестьянок видим, король… отсутствует. Из двух одно: либо он невидимка (я же говорю: призрак), либо взмыл ввысь вместе с камерой (ну призрак же).
Очень Средние века
А если отложить в сторону полезные сведения, черпаемые из игры, то поживиться оказывается решительно нечем. Совершенно заурядный средневековый FPS. Можно было бы рассчитывать на фехтовальные изыски, но… увы. Всех изысков: две кнопки мыши. Левой бьем, правой парируем. О технике результативной стрельбы из лука лучше вообще не заговаривать. Такого понятия, как «результативная стрельба из лука», в Arthur’s Quest не существует. Точнее, оно заменено понятием «стрельба наудачу в надежде, что хоть одна стрела из десяти попадет в цель».
Приходится пользоваться холодным оружием. Именно в силу этого обстоятельства противников успеваешь хорошенько рассмотреть и запомнить, а они, в свою очередь, успевают смертельно надоесть. Бесит сама манера разнообразить врагов, позаимствованная известно откуда: одной модели гнома вложили в руки кирку, а другой - топор. И вроде бы уже у тебя два разных гнома. А если заняться еще и второй рукой... а если еще и раскрасить их в разные цвета... а если еще и масштабировать... ух, сколько у нас врагов получается! Хотя на самом деле это один и тот же смертельно надоевший гном с бородавкой на горбатом носу.
Иногда стремление добиться максимума супостатов при минимуме моделей доводит до белого каления. Например, над местными лугами порхают феи с крылышками. Красные оказывают герою посильную медицинскую помощь, синие создают иллюзию «прокачки» и заговаривают против различных видов противников. Соответственно, завидев коричневых фей, мы радостно бежим им навстречу, ожидая услышать поздравления с днем рождения, и пока успеваем сообразить, что стали жертвой пресловутого авторского подхода к монстрятнику, что это плохие, негодные феи, мерзавки успевают нас здорово покусать.
* * *
Вот такие средневековые приключения. Местами не без изящества (все-таки LithTech 2 - вполне приличный «бюджетный» движок), местами с претензией на пресловутую атмосферность... хотя дальше претензий дело не идет; видно, что хотелось сделать, как в Undying, но… С талантом у разработчиков явно серьезные проблемы. Волки... людоеды... грибы какие-то разноцветные... Не хватает только резвящихся на соседней полянке Вахмурки с Гржемилеком. Или Тинки-Винки с Дипси.
Плохая, негодная игра.