Светлая тема

Рецензия на игру Baldur's Gate 2: Трон Баала

Сделать продолжение какого-либо произведения едва ли не сложнее, чем создать новое. Казалось бы, все уже придумано и выпрыгивать из штанов никто не требует: герои, актеры, их играющие или озвучивающие, сюжет, стиль, количество спецэффектов на квадратный миллиметр, рамки жанра, наконец. Если оригинал вышел не самым лучшим образом, получаешь шанс реализовать свои многочисленные таланты в сиквеле. Но уж коли предшественник заслужил внимание общественности, да еще, не дай Бог, признание критиков и рецензентов, задача усложняется во много раз, грозя подло дать поддых в случае осечки.

Допустим, вам повезло, и вы сверхталантливы, мегаусидчивы, ваша голова является средоточием гениальных идей, которых хватит с лихвой на два поколения гуманоидов, а окружающие вас друзья и коллеги каждый в отдельности запросто составят здоровую конкуренцию Михал Василичу (Ломоносову, разумеется). Что ж, тогда, скорее всего, вы работаете в Silicon Valley и тратите зарплату на хотдоги с кока-колой, собираясь на днях отправить свое резюме в Bioware.

Конец "бесконечности"

Промаявшись три года с усовершенствованиями своего Infinity, последняя решилась таки на завершение своей саги о славном юноше с широкой душой и выдающимися способностями притягивать к себе неприятности. Не факт, конечно, что на этом мытарства несчастного закончатся, и ничего удивительного в этом нет. Идея Вечного Воителя уже имеет место быть и весьма притягательна с литературной точки зрения. Ну, а чем славна серия Baldur's Gate? Правильно, всем. Но больше всего сюжетом. Начавшийся так безобидно в первой части, он принял совершенно иной оборот во второй, а ко дню сегодняшнему и вовсе превратился в мексиканско-парагвайский сериал про мою вторую Марию, которая тоже плачет, когда ест кактус. Судите сами.

Не подозревающий подвоха отрок отправляется на поиски убивца своего опекуна. Находит, жестоко мстит и бодрой походкой шагает дальше уничтожать еще большее зло, по сравнению с которым вышеупомянутый киллер - не страшнее кулича в песочнице. Снова находит, опять мстит, выясняет, что сам является носителем зла и тут же отправляется в очередное путешествие. Тут-то и начинается BG2: TOB, буквально поворачиваясь задом с первых же аккордов.

Оказывается, что с такой гордостью носимое всю вторую часть клеймо "Дитя Ваала" имеет каждое второе лицо БОМЖиЗ; оставшиеся без клейма терпеть не могут тех, кто им обладает; заклятый враг Саревок становится лучшим другом, а периодически восстающий из мертвых дядюшка лично организовывает на вас засады на болоте. В общем, все люди братья, сестры, дедушки с бабушками и папы с мамами. Для полного счастья не хватает узнать, что Минск был непорочно зачат своим хомяком, папаша-божок приторговывает помидорами на Олимпе, а сестричка Имоен и есть то самое абсолютное и всеобъемлющее зло. Горе вам тогда было бы, синьоры-режиссеры из солнечной Венесуэлы.

Совсем немного…

Думаю, нет никакого смысла доносить до тебя в сотый раз, о читатель, собственно смысл игры. Никаких глобальных изменений по сравнению с предшественником нет. Тем, кто нашел в себе силы и осилил все предыдущие четыре диска, полагается утешительный приз в виде дополнительных сорока часов игры. Остальным можно только позавидовать - они, вероятно, потратят свое время на занятия спортом или общение с друзьями, не так ли? Мы же продолжим отращивать зады в мягких креслах, пытаясь найти те самые заветные десять отличий.

Итак, в прошлый раз мы общались на повышенных тонах с товарищем Иреникусом где-то в районе ада. Спор завершился в нашу пользу, и мы вернулись в реальный мир, чтобы снова перенестись в… карманное измерение. Там, как минимум, имеем возможность вызвать любого NPC (кроме Yoshimo, разумеется), опрометчиво оставленного в предыдущей части, и поболтать с заместителем амнитского умельца Кромвеля - импом Цеспенаром, великолепная озвучка которого заставляет возвращаться к нему просто для того, чтобы лишний раз послушать.

Столь нелепо установленная в BG планка опыта на сей раз фактически снята. Не укладывающаяся в черепной коробке цифра в восемь миллионов, повышающая уровень героя до сорокового, мало того, что не встречается ни в одной бумажной RPG, так еще к тому же практически недостижима, несмотря на то, что experience раздается тысячами направо и налево разве что только не за стояние на месте. Добраться до двадцатого уровня можно даже не напрягшись за пару-тройку часов, а вот до последнего... Что ж, по крайней мере не пропадает желание выполнять побочные квесты, как это было три года назад.

Презентовавшиеся ранее без возможности вмешательства special abilities теперь можно контролировать самому. К тому же, вместо идиотских Charm Animal и бесконечных True Sight предлагают крайне ценные умения от предоставления дополнительных мест для записи магий в книге до Summon Dark Planetar или Summon Diva. Последние, кстати, по-моему, - небольшой перебор, поскольку смысл лезть самому в драку практически отпадает как минимум в половине случаев. Если безмозглый Glabrezu не приносил никакого опыта, а лишь расчищал дорогу настоящим героям, то теперь все превратилось в настоящую халяву.

Наконец, хлебосольные разработчики подарили возможность удалять из книги прочитанную магию. Хотя столь желанная кнопочка Erase почему-то в качестве жертвы потребовала наличия Write Magic в каждом свитке, даже если он у тебя уже сто лет как запомнен. Крайне странный симбиоз… Новых чар в общей сложности порядка сорока разновидностей (в том числе и девятого уровня). И без того читерский Edwin окончательно становится самым сильным магом из всех доступных для управления.

И напоследок винегрет из ста видов колюще-режущих предметов, луков и арбалетов, не требующих амуниции, без устали рождающих эту самую амуницию колчанов, сумочек для склянок, поясочков для стрел и дротиков, нескольких свежесваренных коктейлей, аккуратно разлитых по бутылочкам, плюс определенного количества мелких надрезов, заплаток, мазков и штрихов на и без того почти идеальном полотне. Некоторые вещи все же можно было предусмотреть сразу, настолько они очевидны.

И еще чуть-чуть…

Вы заметили, что в Bioware очень любят цифру 40? Сорок дополнительных заклинаний, сорок новых уродов, сорок уровней у героя и [впишите нужное число] часов игры. Их полагается посвятить, к примеру, скитанию по аналогу Durlag's Tower из BG:TOSC под названием Watcher's Keep - этакое "мясное" заведеньице, предлагающее в конце в качестве компенсации нечто крайне ценное и доселе невиданное. Помимо этого, стоящего слегка в стороне от основного сюжета замка, существует с десяток территорий разной степени геморройности. Все они располагаются на отдельной от наличествующей в BG2 карте. При этом оригинал и его продолжение смотрятся слегка разрозненно, несмотря на то, что оба предыдущих аддона были вписаны в общую канву куда более органично.

Локации продолжают бесконечно радовать глаз и вызывать белую зависть к художникам, их рисовавшим. Чего стоит только один Saradush, осаждаемый огненными гигантами с орущими NPCями, убегающими от летящего из-за стен fireball'а. Треки в который раз, не скрывая гениальности автора, претендуют на звание классических. Откровенное подражание Чайковскому в Pocket Plane и глобальный заставочный опус с успехом поддерживают ощущение монументальности, задаваемое самой игрой, а играющий на фоне Forest Of Mir невольно навевает воспоминания о славном Kuldahar'е. Поразительно, что до сих пор Interplay не додумалась выпустить альбом с соответствующими саундтреками.

C ya soon!

Продолжая логический ряд, описанный выше, мне полагалось бы написать статью на сорок килобайт, поделить на сорок глав и сорок раз упомянуть название города Baldur's Gate. Впрочем, делать этого я не буду, поскольку в противном случае материал превратился бы в прохождение, а их, как известно, давить вместе с чатами. Начавшаяся три года назад трилогия грозит закончиться по сути дилогией после какой-то ничтожной недели неспешной игры.

Наверное, это будет правильно, несмотря на то, что чертовски жаль. Но будет еще хуже, если разработчики пойдут по стопам надоевшей до хронического насморка ларыкрофт или бесконечных Dune-C&C клонов, доставших даже благосклонно настроенного к Westwood коллегу Nomad'а. Хотя чутье подсказывает, что мир Фаэруна вряд ли будет заброшен надолго, несмотря на всеобщее равнение последних дней на hi-tech и технологии будущего. Ведь до времен грядущих мы еще доживем, а вот прошлое всегда будет таить в себе загадки, пусть и выдуманные порой в темном лесу у костра за кружкой горячего эля.