- Главная/
- Игры/
- Baseball Mogul 2002/
- Рецензия
Последние две недели совсем неожиданно обернулись сущим кошмаром. Во сне еще как-то можно отвлечься, хотя перед глазами тут же начинают летать мячи, мелькать биты, бегать незнакомые люди. Наяву, однако, жить не легче. Питчеры меняют кетчеров, страйкеры - нонстрайкеров. Мне нужен игрок для первой базы, готов отдать за него неплохого баттера тридцати лет отроду. Нет, в следующем матче я не буду использовать столь агрессивную стратегию для питчеров, и, может быть, попробую больше использовать steal bases. Да, пора менять William Jue, вы правы, все равно толку от него никакого.
Встречают по одежке
Baseball Mogul 2002 понравился мне с первого взгляда. Прежде всего тем, что не пытался с ходу обрушить вал таблиц, графиков и просто статистических данных. После длительного общения с Season Ticket Baseball игра поначалу показалась мне бедной во всех отношениях. Но только поначалу. Начав копать глубже, я понял, что более серьезного симулятора бейсбола еще не встречал...
Правда, двигался он сперва по проторенной дорожке отсутствия лицензии, предлагая по завершении загрузки вбить названия команд, которые якобы не получилось инициализировать. Понятно, нет никакой сложности в том, чтобы самому назвать команду Питтсбурга "Pirates", а Сент-Луиса - "Cardinals", но, согласитесь, хотелось бы, чтобы это уже имелось в игре. Кстати, согласие на ее создание со стороны MLB (Major League Baseball) тоже не помешало бы. К счастью, миновав такой невразумительный старт, BM 2002 начал сразу же оправдывать ожидания: все бейсболисты, играющие в командах, - абсолютно реальные люди. В этом убедится любой, кто не поленится залезть на официальный сайт MLB и сравнить ростеры реальных бейсбольных команд и наличествующих в игре. Один в один! И почти для всех игроков присутствует личная фотокарточка - моя мечта в футбольных менеджерах, где на весь российский чемпионат лишь бэкграунд с Сергеем Семаком, Андреем Тихоновым (еще в спартаковской форме) и группой игроков "Локомотива".
Провожают по уму
Создатели игры решили напрочь отказаться от визуализации матчей. Да и от процесса их отображения. Очень нестандартная, надо сказать, мысль. Лично я еще нигде такого не встречал - самый мерзкий на вид и вкус менеджер, будь то футбольный, бейсбольный или любой другой, хоть в буквах, хоть в цифрах, а кто-то даже и в картинках, но старался передать матч. В нашем же случае можно почитать о прошедшей встрече только отчет (вернее, два отчета: один рассказывает о том, как зарабатывались очки, то есть стенограмма матча, а в другом отображена статистика матча) и на его основании сделать соответствующие выводы, дабы подкорректировать стартовый состав или стратегию. Такой подход к проведению матча ставит BM 2002 как бы на другую концептуальную сторону (вместе с Front Office Football 2001, кстати) по отношению к большинству других менеджеров походовых, как я их называю, командных видов спорта. Т.е. где основу составляет не динамика в чистом виде (изредка перемежающаяся свистками судьи), а присущее стратегическим играм противостояние: атака - оборона со специальными составами для обоих случаев. И если обычно в этих играх основное управление командой в тактическом смысле идет в процессе матча, то здесь стратегия на матч задается бегунками в разделе "Strategies". Где-то сделать более агрессивными баттеров, где-то более осторожными питчеров, дать задание на игру раннерам. Всего 18 типов настроек (6 "глобальных" разделов: pitching, batting, running и т.д., у каждого из которых есть по три настраиваемых задачи). К любой из отдельных 18-ти прилагается бегунок, перемещающийся по 11 значениям. Итого 198 типов тактики, возможность устанавливать основной состав и наполнять скамейку запасных, плюс тот факт, что каждый раз приходится играть против другой тактики и против другого набора игроков. Прибавьте сюда травмы, различные чисто спортивные случайности, и вы получите в игровом плане... Восьмерку на боку, то есть бесконечность.
Пару слов об участниках. Все они имеют ряд характеристик, по которым, что интересно, игроки поля и питчеры различаются. У первых в наличии имеются Contact, Speed, Eye, тогда как вторые обладают Endurance, Control и Movement. Остальные 5 характеристик (здоровье и т.д.) - общие. Параметры выражаются не в привычных для нас числовых значениях, а в буквенных. Чем сильнее игрок, тем больше напротив его достоинств букв "А" (желательно с плюсом); чем хуже, тем дальше в латинский алфавит. Не может не радовать краткое описание отличительных черт игрока (подробную биографию всех бейсболистов MLB, кстати, можно изучить на официальном сайте лиги, благо даже самый зеленый новобранец ею обладает, что тщательно отображено на веб-страничках). В отличие от всех предыдущих менеджеров, где уже встречалась такая фича, это описание зачастую меняется. Год назад игрок был "феноменом", а теперь уже "немного сбавил за прошедший сезон". Ну и всевозможные статистические выкладки за годы карьеры, куда без них...
Не хлебом единым
Одной из главных изюминок BM 2002 является процесс переманивания более классного игрока к себе в команду. Правда, все финансовые аспекты игры выражены в условных единицах. Абсолютно условных - не знаешь даже, на что их умножить, чтобы получить реальную сумму контракта игрока или бюджета клуба. Каждый игрок имеет определенную зарплату, выраженную в у.е. (сиречь points). Он же, на трансферном рынке, и оценивается в свою зарплату. То есть, если в футбольных менеджерах зарплата игрока при его покупке - вещь второстепенная, главное договориться о трансферной стоимости, то в BM 2002 за одного игрока, получающего, скажем, 40 единиц, скорее всего, потребуют четверых, но получающих по 10 points. Если только команда не находится в долгах - тогда ей все равно придется отпускать самых дорогих игроков свободными агентами. В этом случае она может пойти на обмен - дорогая звезда на талантливого новичка, имеющего пока еще скромные аппетиты. Так что всегда думайте, прежде чем обменять своих талантливых молодых "left winger" и "first base" (о чем недвусмысленно намекает менеджер той команды, у которой вы собираетесь выменять игрока) на крутого питчера. Кстати, это одна из составляющих интриги всех американских видов спорта - один клуб не может быть на коне слишком долго. Бывает, в новом сезоне недавний чемпион теряет все, а все потому, что еще вчера бедный аутсайдер получил первые номера драфта и накопил денег на суперзвезд.
Зарплатами и покупкой (вернее, обменом) бейсболистов финансовая часть игры не ограничивается. Среди менюшек по управлению командой есть такой раздел, как "бюджет". Там устанавливаются цены на билеты и, что самое главное, уточняется ваше отношение к телетрансляциям. Варианты: а) нечто среднее - матчи иногда показывают на общедоступных каналах, иногда нет - средняя посещаемость, средние доходы от ТВ-прав, б) все права продать платным каналам - средняя посещаемость стадиона, недовольство вами болельщиков, высокие доходы, в) вообще не продавать права на трансляцию - много болельщиков, но возможно недовольство. Если у вас плохие отношения с фанами, это постепенно выливается в более низкую посещаемость игр. Но пока из-за этого показателя меня с работы не снимали. Пока...
Последний штрих
Игра вышла на удивление реалистичной и дружелюбной. Настолько дружелюбной, что Baseball Mogul 2002 проникся даже я, человек далекий от этого вида спорта. Очевидно, настройка командной игры бегунками, процесс обмена питчера сезона на половину новичков своей команды и чтение газеты лиги способны серьезно увлечь. При солидной доле фантазии, разумеется.
P.S. Весьма интересна встроенная в игру утилита "simulator", с помощью которой компьютер за несколько секунд прокручивает сколько угодно вариантов сезона. Допустим, завоевали вы в дивизионе второе место и, как следствие, не прошли в плей-офф. А не хватило всего двух побед. Случайность? Можете проверить в "симуляторе" - задайте ему прогнать еще 10 повторных сезонов этого года. Снова во всех на втором месте? Пора что-то менять (с)...