- Главная/
- Игры/
- Магия войны: Знамена тьмы/
- Рецензия
В последнее время мне везет с играми. Уже второе дополнение умудрилось обойти своего почтенного родителя, а я вспоминаю кошмарные The Settlers 4 Mission Pack и The Settlers 4: Trojans and the Elixir of Power и не могу поверить глазам.
Великолепная SpellForce: The Breath of Winter навсегда осталась в памяти, как пример серьезной работы над ошибками, и новое творение Targem искренне стремится пойти тем же самым путем. Принципиальных изменений не видно, но они, по большому счету, и не нужны. Просто по субъективным ощущениям играть в «Знамена Тьмы» интереснее, чем в «Тень Повелителя». Разумеется, примитивная тактика и «бородатый» движок никуда не делись, но это не повод воротить нос от качественной и порой захватывающей игры.
Бестелесная магия
Сюжет снова переносит нас на огромный континент Денмор. Со времен Катаклизма, положившего начало вынужденному совместному проживанию людей, эльфов, гномов и орков, минула тысяча лет, но многие межэтнические конфликты до сих пор не решены. Люди и эльфы так и не смогли определиться, кто из них круче и умнее; коварные гномы, скрывшись в глубоких подземельях, вынашивают никому не ведомые (но от того не менее опасные) планы; кровожадные орки только и мечтают о том, чтобы стереть с лица планеты всех, чей цвет кожи не рождает ассоциаций с болотным мхом и пекинской капустой. Вооруженное до зубов перемирие не могло длиться вечно. Достаточно искры — и вот из-под земли полезли ароматные покойнички, а в лесах, откуда ни возьмись, появились полчища изголодавшейся нечисти.
В итоге же мы получили четыре кампании (по числу доступных рас), рассматривающие игровые события с разных, зачастую весьма необычных сторон. Думаю, освободительная борьба орков, угнетаемых «железной пятой» человечества, запомнится вам надолго — это единственный народ, чьи помыслы чисты, а мотивация не вызывает этических вопросов.
Наш герой руководит армией, сидя, как и прежде, в удобном кресле на верхнем этаже магической башни. Присутствовать на поле брани лично — неоправданный риск, так что подчиненным придется общаться с полупрозрачным призраком, нарезающим круги над их головами.
Строительства нет. Игрок мотается между независимыми городами, тавернами и бандитскими лагерями, выполняя поручения местных князьков и зарабатывая трудовую копейку. Наводящая ужас армия формируется там же. Платим в кассу и забираем отряд дистрофичных гоблинов — проще не бывает. Впрочем, сколько бы денег ни было в виртуальном кошельке, задавить врагов числом не удастся. Командирские способности начинающего полководца растут медленно, потому три-четыре отряда будут долго являться вашим пределом. Масштабные заварушки имеются, но их нельзя ставить на одну ступеньку с недавно вылупившимися монстрами вроде The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth. Остается принять правила и представить, что крошечная кучка мечников — на самом деле огромное многотысячное воинство.
Несмотря на ограниченный размер военного контингента, серьезной тактической компонентой игра похвастать не в силах. Враги бьются до конца, атакуют строго в лоб и ведутся на элементарные игровые хитрости (например, выманивание по одному — это жульничество спасло немало нервов в SpellForce: The Breath of Winter). Главным юнитом поддержки оказался сам маг. Огненные шары, молнии, массовые проклятия и благословения могут кардинально изменить ход неравной битвы. Универсальные схемы вырабатываются довольно быстро. Готовых рецептов не ждите — скажу лишь, что рассредоточенное войско разбить гораздо легче. А фланговые удары и остальные премудрости военной науки тренируйте в Rome: Total War или, на худой конец, в Warhammer 40.000: Dawn of War.
Хотя маневрировать в любом случае придется. Особенно примечателен эпизод с обходом вражеского города при игре за упомянутых орков-повстанцев. Огородами, огородами — и к своим. Пробиться напрямик нереально. Даже если притащить на хвосте компанию зомби (какое-никакое, а подспорье), злобные предатели изрубят зеленокожих братьев в капусту.
Квесты стали заметно привлекательнее. Помимо сюжета и однообразных заданий на уничтожение конкретной группы монстров, появились занимательные побочные миссии. Ротозеи орки, потерявшие деньги своего хозяина, отрабатывают повинную и так шумят, что мешают посетителям таверны неподалеку. Охочие до кровопускания игроки уже достают из ножен мечи, но не тут-то было! Чтобы закрыть пометку в блокноте, нужно платить — перебить нелюдей нельзя. К сожалению, диалоговая система в игре почему-то не предусмотрена. И никого не волнует, хотите вы отдавать начальнику бандитов его меч или нет. Вошли в радиус действия триггера — прощайтесь с полюбившейся железякой. Обидно.
Масштабы игрового мира внушают уважение. В «человеческой» кампании всего три карты, но пусть вас это не смущает — путь к триумфу займет не один вечер. Графика лишний раз подчеркивает глобальность происходящего. Камеру можно вертеть, как только вздумается, что, несомненно, хорошо — неприятно, когда дизайнеры, якобы для нашего удобства, не дают поднять взор до линии горизонта и вволю насмотреться на звезды. Увы, год, минувший с премьеры «Тени Повелителя», не прошел для игры бесследно. Запросы к внешнему виду выросли, а в мире Денмора все те же угловатые деревья, квадратные кулачки и скучная непримечательная анимация битв. Симпатичный дождик скрашивает картинку. Вот бы еще круги по воде расходились… Впрочем, на такие чудеса неспособна и The Settlers: Heritage of Kings.
Озвучка в целом добротная. Зачастую актеры переигрывают, а то и вовсе кривляются, но в стиль игры все же вписываются. Гвоздем программы стал шаман орков, говорящий голосом… Чапаева из «Петька и Василий Иванович спасают Галактику». Своеобразный эффект.
Деньги и отряды
Высокая сложность — визитная карточка серии. От нас редко требуют запредельных подвигов, но бессмысленная потеря отряда может привести к вынужденному рестарту уровня. Случайные стычки со зверьем необходимо свести к минимуму, а лучше вообще обойтись без них — если махать саблей, то исключительно за наличные. Иногда из поверженных недругов выпадают ценные трофеи, но обычно приходится довольствоваться всякой ерундой (убитые медведи, например, превращаются в порцию мясных консервов). «Богатые буратинки», как правило, имеют прямое отношение к квестам и специально помечены.
Другой аргумент в пользу человеколюбия — набор опыта. Мне показалось, что развитие бойцов существенно удлинили; раньше не составляло труда сделать из деревенских увальней профессиональных воинов. Охотники за «экспой» будут счастливы, поскольку прокачка и дополнительный заработок являются единственным способом пройти тернистые участки игры.
Подобно рядовым рубакам, наш бестелесный маг постепенно вырастает в грозного духа войны. Больше полусотни заклинаний, разбитых на четыре школы (в зависимости от главного героя), станут весомым аргументом при общении с агрессивно настроенными гражданами. Игрокам, тяготеющим к честной лобовой атаке, выделен комплект немагических «перков». Возможность визуально оценить опыт вражеского соединения, купить нужную вещь за полцены (а продать, наоборот, втридорога) или перманентно поднять меткость стрелков не повредит уважающему себя призраку.
Возня с предметами реализована максимально традиционно. У каждого отряда есть ячейки — для оружия, брони, флага и магического кольца. Алый стяг влияет на общие ТТХ, меч-кладенец позволяет эффективнее рубить супостатов, «бронежилет» увеличивает живучесть — незатейливо, но работает. Удивили лишь цены в окрестных лабазах. В одном и том же магазине кольчуга и панцирь стоят одинаково, хотя второй, при прочих равных условиях, чуть покрепче. Может, так и было задумано?
Время и идеи
Под занавес поговорим о неумолимом течении времени. «Знамена Тьмы» все еще вызывает неподдельный интерес, но многочисленные условности, коими она переполнена, и простенькая по нынешним меркам графика как-то не укладываются в понятие прогресса. Впрочем, все это придирки, которые можно пропустить мимо глаз и ушей. Когда в игру приятно играть, ей часто прощаешь отсутствие мнимой реалистичности и нехватку модных элементов.
Однако если под «капотом» вашего компьютера находится что-нибудь помощнее «орденоносной» МХ-видеокарты, мне кажется, вы предпочтете иной вид отдыха.