Быть фанатом «Ил-2» — это работа. Нужно еще поискать игровые вселенные, в которых события изменяются столь скоротечно; какой уважающий себя поклонник пропустит самое интересное?
Неустанно растущие потребности игроков 1C: Maddox Games удовлетворяет несколькими способами. Наиболее привычный из них — патчи. У хорошей игры их должно быть много, потому что, согласно программистской мудрости, код без ошибок — одна большая ошибка. Далее в хит-параде представлены позиции адаптированных для отечественного рынка продуктов («Операция „Барбаросса“») и произведений специально приглашенных сторонних команд, некогда лепивших кустарные миссии («Дороги войны»).
«Второй фронт» — проект Russian Rocket Games, чье имя, прозвучав, тут же растворится в воздухе, поскольку иных заслуг сей коллектив не имеет (впрочем, оно на слуху в узких кругах, где знают толк в грамотных миссиях и кампаниях).
Почувствуй разницу
В отличие от «Блицкрига», поддерживаемого на плаву крайне экстравагантным образом, с дополнениями к «Ил-2» дело всегда было намного лучше. Даже фанаты, не претендующие на высокую прибыль, создают целые кампании с добротными роликами.
«Второй фронт» на качественном уровне продолжает традиции «Дорог войны», но концептуально от них отличается. Разные периоды, разные фронты, совершенно противоположный подход к организации кампаний. Выигрывая за счет аутентичности и реальной возможности влиять на положение линии фронта, «ВФ» уступает «ДВ» в способности держать игрока в напряжении.
В качестве недостатка динамической линии фронта, выходящего за рамки очевидных, можно назвать всего две кампании: за Германию и США. Обе они разделены на шесть эпизодов, общей продолжительностью около года. Итого: 12. В действительности же кампании для любой из сторон разворачиваются на одних и тех же картах, из которых условно новые лишь Арденны и Нормандия. Тем не менее, для неизвестных разработчиков, подрабатывающих собиранием аддонов для могучей «1С», это почти что подвиг.
Священный огонь
«Второй фронт» стоит каждого потраченного на него рубля. Да, с картами недобор, новые машины отсутствуют, но разве не счастье — поймать в перекрестье прицела злобную морду B-17?
Особенности ТБД предусматривают уникальные тактики. Единственной целью люфтваффе всегда будут бомбардировщики и эскортирующие их истребители поддержки. А для защитников интересов демократии нет ничего важнее опеки неповоротливых «летающих крепостей». Я не хочу сказать, что игрок постоянно выполняет одну задачу, однако приоритеты авторами расставлены верно.
Ощущение игры возникает только за счет изначально заложенной во «Второй фронт» скромности в масштабах. В RRG, вероятно, догадывались, что компьютер среднестатистического пользователя вряд ли восхитится заполонившими небо бомбардировщиками, поэтому косяки B-17 смотрятся не столь внушительно, как в кадрах кинохроники или на фотографиях. В остальном «ВФ» не назовешь требовательным к ресурсам. Этому косвенно способствуют и малые размеры карт, и умышленно ограниченное количество ползающих по земле моделей. Толку-то от них немного, а вот аппетиты поистине безграничны.
Мелкие карты — хороший выбор, поскольку некоторые компании порой испытывают трудности с чувством меры. Яркий пример — «Операция „Барбаросса“», созданная немцами в полной уверенности, что до любого города в СССР по автобану рукой подать, а на самолете — так вообще!
Но во «Втором фронте» «локации», пожалуй, слишком урезаны. Настолько, что вражеские бомбардировщики иногда успевают насолить до нашего вмешательства. Впрочем, тут нельзя однозначно списывать все на размеры виртуальной местности. Как показала обширная медицинская практика по вскрытию внутренних ресурсов, дело поправимое. Но часть аудитории, не приспособленная к анатомическим тонкостям, наверняка будет испытывать острые приступы разочарования, когда бессовестные янки, отбомбившись, уберутся восвояси.
Плохо еще и то, что на средствах ПВО авторы тоже отчаянно экономили, из-за чего зенитное заграждение почти отсутствует. Велика Германия, а защищать некому.
Повод
Редкое явление: достойный «сингл» дополнен приличным сетевым режимом. Теперь игроки могут поупражняться в совместном прохождении случайно генерируемых кампаний. Количество виртуальных пилотов, допускаемых сервером, впечатляет: 32 человека при посильном участии самолетов, управляемых ИИ в том же количестве. Кампания может длиться сколько угодно, причем зарегистрированные достижения в баталиях бережно хранятся, служа материальным доказательством превосходства тех или иных пилотов. В общем, для аддона вполне достаточно.