Светлая тема

Рецензия на игру Короли каменного века

Один в поле не воин. Уж поклонники-то стратегий знают эту истину назубок. Крошечная «one-man company» способна сделать Samorost или BreakQuest, был бы талант и желание. «Two-man company» уже по плечу солидные проекты вроде Aquaria, однако ждать, что неугомонные энтузиасты создадут игру уровня Warcraft 3, по меньшей мере, наивно.

Мамонтотреш

Волосатые «неандертальцы», сражающиеся против зеленых человечков и кровожадных-мутантов-из-космоса, — завязка, достойная Troma Entertainment. Нашим предкам не привыкать бороться за жизнь. А кого колотить дубиной — саблезубого тигра, мамонта, зомби или череп на паучьих ножках — дело десятое. Спасать мир от инопланетной угрозы пришлось бесстрашным вождям Мрадину и Геснику. Столкнувшись с незваными гостями, друзья решили не насиловать свои слаборазвитые мозги (никаких оскорблений, чистый дарвинизм) и переложить бремя ответственности на старших товарищей из головного лагеря.

Наметив цель, храбрецы отправились в долгое и полное опасностей путешествие: Мрадин — по морю, Гесник — через заснеженный горный перевал. Дальше следует вольная вариация на тему «Миллиона лет до нашей эры», «Флинстоунов» и… еще одного «Миллиона лет до нашей эры», с дешевым пафосом и вымученным «программерским» юмором.

- Гесник (цепляясь за висящие над бездной остатки разрушенного моста): Я… Твой…
— Мрадин: Ты мой отец?
— Гесник: Нет, я близкий друг твоего дяди!

Можно смеяться.

Такова вся игра. Крестьяне валят елки и строят «фигвамы», дозорные башни выплевывают топоры, у входа в казарму переминаются новорожденные рекруты. Здравствуй, Warcraft! Однако в бессмертном сериале от Blizzard была тактика и эталонный баланс, а «коллектива» Mascot хватило лишь на кучку стандартных RTS-юнитов. Легкая и тяжелая пехота, камнеметатели, лучники, маги-шаманы, катапульты, кавалерия верхом на динозаврах — курам на смех. Обводим всех рамкой, тыкаем курсором в сторону вражеского форпоста, блаженно складываем руки на животе и ждем. Пускай Суворов и Македонский побеждают «не числом, а умением». Мрадин и Ко исповедуют прямолинейный подход: у кого народу больше, тот и прав.

Острота копий и крепость доспехов — следующий по важности аргумент. Мелкие «апгрейды» мало-помалу превращают неумех и хиляков в закаленные машины для убийства. Правда, необходимость раз за разом возводить уйму ненужных домиков и изучать одни и те же технологии вызывает неприятные ощущения. В то время как маститые разработчики стремятся урезать экономику и базостроительство, BC Kings предлагает непотопляемый стиль «old skool». Воткнул десяток бараков, окружил крепким частоколом и копишь солдат и денежки. Есть и модный ныне «героизм». Помните главкома из Dark Crusade, постепенно обраставшего броней и пушками? Оказалось, Мрадин — его пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-прадед. В укромных уголках доисторических джунглей кем-то заботливо припрятаны монетки, которые можно потратить на колюще-режущие игрушки, регенерацию и прочие перманентные улучшения.

Моя убивать!

Однообразные задания усыпляют не хуже валерьянки. Миссии зачастую схематичны — собери войско и убей всех. Четыре разновидности «полезных ископаемых» (пища, дерево, камень и кость) не делают погоды, обычно ценные ресурсы всегда под рукой. Некоторый интерес представляет охота на мамонтов, вернее, даже не охота, а сами мамонты. Если поблизости бродит стадо, дважды подумайте, стоит ли рубить вымирающий вид на котлеты? Куда выгоднее приручить гигантов и использовать в качестве тяжелой кавалерии. Другой сюрприз — «многоэтажные» карты. Специальные порталы перебрасывают бойцов между «измерениями», открывая простор для тактических головоломок. Сгонять в дальний лес, запастись там баобабами, вернуться и сколотить мост — глуповато, но мило.

Встречаются и исключения. Например, B-Day — неумелый шарж на RTS «по Второй Мировой», которые не могут обойтись без спилберговской высадки на Омаха бич. На нашем берегу — казармы и два амбара жратвы, на вражеском — мутанты, пулеметные вышки и противотанковые ежи. Сцена с захватом летающей тарелки меня окончательно подкосила. «Неандертальцы», крушащие черепа гуманоидам-вивисекторам, и Мрадин, выглядывающий из люка НЛО, — триумф постмодернизма. Альтернативного взгляда на события не предусмотрено. Тем, кто предпочитает играть за проклятых поработителей, прямая дорога в «скирмиш» и ограниченный локальной сетью мультиплеер. Удовольствия не гарантирую, зато вы убедитесь, что здесь все честно. Пришельцы не рождаются из воздуха — они тоже обустраивают базу, дрессируют ополчение и занимаются собирательством.

Самое обидное, что это было уже миллион раз. Мы благополучно пережили эпоху «войны клонов», когда каждый второй разработчик считал, что обязан смастерить свой персональный C&C или Warcraft, взошла и закатилась звезда Warcraft 3, традиционно компьютерные RTS обжились на консолях… И внезапно колоссальный шаг назад. Неудивительно, что техническая составляющая BC Kings устарела так же безнадежно, как и игровая. Аляповатые краски, дешевые эффекты, анимация в три кадра… Надеюсь, кого-то утешит бесплатный бонус — коротенькая и безвкусная «пострелушка» в духе Alien Shooter.

Рекордсмен

Вопиюще скучная, вторичная и неоригинальная игра. То, что Марсель Баранай (Marcell Baranyai) умудрился в одиночку создать трехмерную RTS — интересный факт. Но вот Брайан Краузе (Brian Krause) в 2003 году плюнул вишневой косточкой почти на 30 метров, а у Энтони Виктора (Anthony Victor) из ушей торчат 18-сантиметровые косы.

Только мы ведь не в цирке.