Листая один из отечественных журналов, я обратил внимание на фразу примерно следующего содержания: «Такую монструозную игру, как Pacific Storm, способны создать исключительно наши соотечественники». Правда ли это? Можно ли определить национальность авторов, не глядя в титры? Во всяком случае, у сторонников сей теории появился дополнительный аргумент: по-настоящему гламурный воргейм Birth of America. Выпущенный, ясное дело, французами.
Pinky Coats
Birth of America умеет вскружить голову и пустить пыль в глаза. Сильнее прочих ее чары действуют на ветеранов военно-исторических стратегий, измученных раскрашенными в MS Paint гексами. И красива, и далеко не дура: приличные таблицы и списки навыков соседствуют с нарядной, отменно стилизованной «под старину» картой и детальными фишками-солдатиками. Разглядывать разноцветные мундирчики — одно удовольствие.
Радует и масштаб. В отличие от некоторых, отпускающих по сражению за 20 долларов, в Birth of America представлена и война 1755-1763 годов, и американская революция. Есть глобальные кампании по сотне ходов, освещающие конфликт целиком, лаконичные сценарии по 4-8 месяцев и даже «золотая середина». К счастью, «ради баланса» факты не подтасовывают.
«Легкий» — исчерпывающая характеристика интерфейса, и лишь оформление «под дерево» не позволяет ему стать «воздушным». Нарисованные горы, леса и реки поясняют, какой дорогой отправить бойцов и где устроить засаду. Маршруты прокладываются приятным на ощупь методом «drag & drop» (см. Shogun: Total War или Diplomacy), путь и время наглядно отображены. Немного мелковаты шрифт и иконки, однако масса всплывающих подсказок избавляет от этого недостатка1. Лучший способ разобраться со снабжением — просто взглянуть на экран через один фильтров. Совсем как у Paradox2. Казалось бы, пустяки, но именно они создают комфорт.
Блондинки с мушкетами
Разумеется, важнее всего не милая картинка и не удобство управления. Если за ними пустота, не помогут никакие ухищрения. Проведя за Birth of America полчаса, вы увидите ее не слишком обширные возможности и наверняка разочаруетесь.
Весомый плюс — мудрое соотношение объема доступной информации и инструментов в руках игрока. Опираясь на имеющиеся сведения, можно составить осмысленный план, а не тупо концентрировать полки, рассчитывая на ошибки противника. Благо, AI неглуп.
Вообще-то разработчики могли бы доверить нам куда больше рычагов влияния на ход боевых действий, упрятав их под крышку «Advanced mode». Существующий же набор скуден: перемещать армии, выбирать между агрессивным, оборонительным или пассивным поведением, прятаться или строить/разрушать форты и склады. В крупных кампаниях, охватывающих побережье, подобная чехарда быстро наскучивает, а в малых, когда район ограничен рамками проводимой операции, негде развернуться. Основное занятие — перестановка фишек — не приносит ожидаемого удовлетворения.
Впрочем, назвать Birth of America «пустышкой» нельзя. Конечно, она не так глубока, как хотелось бы, и все же здесь реально измотать врага длительным отступлением в дикие земли или воспользоваться опытностью командиров, не говоря уже об учете рельефа и особенностей отрядов. Правда, одновременное выполнение приказов обеими сторонами порой путает карты, а прервать бег хронометра до конца месяца нельзя. Наверное, это близко к неразберихе, творившейся тогда на поле боя, но от мельтешения дивизий начинается мигрень, и без вдумчивого чтения отчетов не обойтись.
* * *
Симпатичная, дружелюбная и требующая некоторой остроты ума игра. Главное — не относитесь к ней чересчур серьезно.
1Надеюсь, вас не смущают
условные обозначения по стандартам
НАТО в XVIII веке?
2Не удивляйтесь, обнаружив в
«Credits» имя Филиппа Тибо (Philippe
Thibaut), автора Europa Universalis и
Pax Romana.