Среднее время в игре: 4 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Blackguards

В первые часы Blackguards нам доведется спасти любовницу похотливого колдуна, познакомиться с наркозависимой эльфийкой и узнать, что наш героический гном на самом деле алкоголик и дебошир. Blackguards весьма легкомысленна для тактической ролевой игры — тем и хороша.

Время приключений

Конечно, это почерк Daedalic. Студия взяла серьезный сюжет — убийство принцессы, расследование, интриги — и украсила его россыпью комических сцен. Здесь редко шутят «в лоб», но герои то и дело попадают в какие-то забавные ситуации. Например, однажды я разрешал спор между братьями-близнецами Сарино и Онарисом. На пятом диалоге я перестал их различать и, признаюсь, так и не понял, кого из них в итоге убил.

Прохождение Blackguards займет около 40 часов. Казалось бы, марафонская по современным меркам дистанция, но игра не утомляет. Дело не только в колоритных персонажах и удачных диалогах, но и в разнообразии. Если близкая по жанру The Banner Saga (потрясающее изобилие походовых RPG в этом месяце! — прим. ред.) живет в эмоциональном диапазоне от «все плохо» до «все очень плохо», то Blackguards проявляет себя с разных сторон. Вот ты героически держишь оборону крепости, а вот комично улепетываешь от лесного тролля. Меняются и декорации: только привыкаешь к средневековым деревушкам, как игра закидывает тебя в арабскую сказку. А когда градус веселья подходит к критической точке, авторы включают контрастный душ: смешное бормотание эльфийки, переборщившей с веществами, неожиданно прерывается ее семейной трагедией.

Daedalic не первый год рассказывает увлекательные истории в своих рисованных квестах. Blackguards — дебют знаменитой немецкой студии в ролевом жанре, но сценаристы свой подход менять не стали, и в новом формате он неожиданно заиграл новыми красками.

Брэйн-ринг

«Квестовый дух» просочился и в сражения. Да, Blackguards — это тактическая RPG, но битвы здесь сделаны практически как пазлы! Каждая схватка — это задача, у которой есть правильное решение. К примеру, в одной стычке у врагов есть алтарь — он лечит их в начале каждого хода и тем самым сводит на нет все наши усилия. Что делать? Правильно — методично убивать врагов по одному: один ход — один труп. Мертвецов алтарь, к счастью, не воскрешает.

Но подобные битвы в Blackguards встречаются на каждом шагу, ничего особенного. Настоящий ад начинается где-то на десятом часу игры, когда герои пробиваются в финал гладиаторского турнира. Условия задачи: гигантский монстр, убивающий парой ударов — раз; постоянно прибывающие жуки-камикадзе — два; пленница, которую нужно защищать — три; целебный родник в самом дальнем углу арены — четыре. Вот и ломай голову. Однако гладиаторское сражение с монстрами казалось хаотичной резней только в первые десять попыток. Стоило только подобрать правильный тактический ключ, как победа тут же упала мне в руки. На одиннадцатой попытке я перебил врагов без единой потери со своей стороны.

Такой подход вряд ли понравится ветеранам жанра, привыкшим к импровизации — это не Silent Storm с его стрельбой на слух сквозь стены. И все же битвы-головоломки вроде «Иди вон туда, поставь ловушку, потом стреляй из лука под прикрытием мага, и все получится» не надоедают — авторы постоянно меняют вводные, связывая их с сюжетными обстоятельствами. Спасти любовницу нашего колдуна значит не просто перебить бандитов, но и добежать до заложницы за пять ходов, пока ее не повесили. А тот же гладиаторский турнир состоит из девяти сражений на разных аренах с разными условиями победы.

Das тяп und der ляп

«Квестовый» сюжет, битвы вместо пазлов — свой старый опыт Daedalic применила весьма умело. А вот отсутствие ролевых игр в послужном списке студии заметно, и не в хорошем смысле. Blackguards использует ролевую систему Das Schwarze Auge (The Dark Eye) — вы могли видеть ее в Drakensang и Demonicon. Но если в «полноценных» RPG она вполне уместна, то камерная Blackguards выбрала одежку размера на три больше, чем надо. Меню развития героя атакует вкладками: характеристики, навыки, таланты, заклинания, спецприемы. Adventure points — местную экспу — можно вложить в любой показатель. Одни и те же очки тратятся и на «ловкость», и на «луки», и на «точный выстрел». При этом параметры переплетаются и влияют друг на друга. Так и хочется сказать авторам: «Воу, воу, полегче!»

Распутывать этот клубок приходится часами. И лишь затем, чтобы в итоге понять: вариативность развития героев, со всем этим нагромождением параметров, оказывается мнимой. Потому что герои изучают новые движения и заклинания у тренеров, а их игра выдает строго по сценарию. К примеру, сколько бы опыта ни накопил наш любящий побуянить гном, сбивать врагов с ног он научится не ранее второго акта. А пока пусть размахивает дубиной.

К переусложненной ролевой системе можно привыкнуть — в конце концов, это не ключевой элемент приключения. Куда сложнее привыкнуть к удивительной неряшливости релизной версии игры. Daedalic несколько месяцев держала ее в Steam Early Access, изучая отзывы покупателей, и все равно выпустила сырой продукт. Интерфейс то и дело хулиганит — ты водишь курсором по врагу, а тот все никак не выделяется. В роли локализатора, похоже, выступает именитый переводчик PROMT. В эпизодах-флешбэках нам достаются крайне слабые герои, и битвы там никак не назовешь сбалансированными. И, признаться, немного раздражает, когда в игре стоимостью 600 рублей красуется надпись “ExitGame” — без пробела.

***

Конечно, Blackguards стоило побыть в цехах Daedalic еще пару месяцев. Игру часто подводит собственное исполнение, ей не хватает полировки. Но даже в этом виде она очень увлекательна и долго не отпускает. Запуская игру, я терял счет времени: битва, еще битва — и на часах уже шесть утра.

Взявшись за новый жанр, Daedalic не изменила себе и как будто вновь сделала квест. Правда, вместо шестеренок и труб в Blackguards нужно кликать по бандитам и гоблинам, но это уже детали.