- Главная/
- Игры/
- Блицкриг 2/
- Рецензия
Прогресс движется вперед семимильными шагами. Могли ли мы предположить несколько лет назад, что Россия будет снабжать весь мир первоклассными стратегиями на тему Второй мировой войны, оставив далеко позади Америку и государства Евросоюза? Замечательная почти во всех отношениях «В тылу врага» не обманула наших надежд. «Блицкриг 2» — пожалуй, еще более ожидаемая игра; неужели снова в «яблочко»? В Civilization 3 это назвали бы «золотым веком».
Скованные «супружескими обязательствами» дизайнеры Nival черпали вдохновение исключительно из недр родного «Блицкрига», упростив немало его положительных аспектов. Прочитав статью, ортодоксальные воргеймеры, разумеется, продолжат играть в любимый до гроба Close Combat 5 (в ближайшие годы выбирать им, судя по всему, не придется). Конечно, на фоне пустышек вроде 1944: Battle of the Bulge и Desert Rats vs. Afrika Korps «Блицкриг 2» смотрится молодцом, однако дотянуться до уровня «В тылу врага» и Codename: Panzers, Phase Two оказалось куда сложнее, чем думали разработчики.
Скриншоты227
По следам истории
Частичный переезд Nival за океан сказался на «сюжете». Вместо традиционных союзников нас ждет кампания за США (между прочим, по версии авторов — сильнейшая страна планеты в 1940-х годах), начинающаяся отнюдь не с пресловутого «D-Day», а с героического отступления на Филиппинах под командованием генерала МакАртура. СССР с товарищем Сталиным у руля то и дело превращается в Россию (взгляните на заголовок), и лишь нацистская Германия не изменилась.
Отложите в сторону скучный учебник истории. Сценаристы не заставляют тратить силы на оборону абстрактной высоты №249 и предлагают лихим «чапаевским» галопом промчаться по некоторым событиям ВМВ. Кровопролитные сражения за Москву, эвакуация защитников Севастополя, знаменитая операция «Уран», взятие Берлина — что ни шаг, то медаль или орден. Схема продвижения по игре проста. В каждой главе есть одна ключевая миссия и ряд второстепенных. Победа или поражение не зависят от лишнего сантиметра брони — разница особенно ощутима в цифрах и значках. В первую очередь стоит работать над модернизацией тех родов войск, которым вы отдаете предпочтение. Пехота и средние танки — наши хлеб и соль. Впрочем, сразу кинуться в сечу все равно не позволяют. «Мелкие» задания, видимо, требуются для подтверждения квалификации.
Строительства в «Блицкриге 2» нет — к услугам игрока «карточки» для неотложного вызова подкреплений (между двумя звонками в штаб должно пройти время). Все юниты стоят одинаково, главное — количество. Два тяжелых КВ-85, три Т-34 или четыре дохлых «Валентайна»… Полагаю, принцип ясен.
Изобилие техники превосходит самые смелые мечты. Танки, бронеавтомобили, самоходные гаубицы, гигантские береговые орудия, «Катюши», противотанковая артиллерия, зенитки — надпись на коробке прозрачно намекает на 300 бегающих, ползающих, ездящих и летающих «игрушек». Пехота вооружена разными видами стрелкового оружия и может быть усилена минометом, тяжелым пулеметом, огнеметом (погибая, «пироманьяк», подобно коллеге из C&C, забирает с собой всех, кто очутился поблизости) или чем-нибудь в том же духе. Основные этапы научно-технической эволюции буквально чувствуешь кожей. В начале войны советские Т-34 всесильны; постепенно положение меняется, враги обрастают стальными шипами, и волей-неволей приходится обращать внимание на другие модели.
По мере прохождения игры у нас появляется возможность назначать своим верным головорезам достойных командиров. Ничего экстраординарного, но весьма к месту, ведь с приходом начальника войска начинают активно накапливать опыт и обучаться продвинутым приемам. Юниты наделены скрытыми талантами. Например, пушечные расчеты учатся устраивать засады (по идее, речь идет о маскировке, но визуально это никак не отображается), удерживать определенный сектор (бонус к убойности), стрелять по гусеницам (в мире «Блицкрига 2» — очевидная глупость) и с повышенной точностью (в ущерб времени, затрачиваемому на прицеливание).
Карты хороши. Местность ручной выделки (проклятый «генератор» отправлен в утиль) таит немало подводных камней. Прорыв многослойной обороны — истинный комплимент вашему тактическому гению. Артподготовка, уничтожение первой линии, закрепление во вражеских окопах, завывания реактивных минометов, разносящих в щепки бункеры, опасные танковые контратаки, мельтешащие над головой штурмовики, снующие туда-сюда грузовички с припасами… Суровый военный «экшен».
Ночные вылазки за линию фронта прекрасно вписываются в стиль игры. Облачившись в камуфляжные комбинезоны, взвод элитных бойцов НКВД шныряет по тылам, пуская кровь беззащитным «канонирам» и громя склады. Я нескоро забуду, как мои диверсанты, пробираясь вперед по залитому лунным светом зимнему лесу, наткнулись на расстрельную команду — брифинг не зря сообщал о том, что предыдущая группа сгинула без вести. На игровом «жаргоне» это называется «секретным заданием».
Внешний вид иногда препятствует наслаждению игрой. После поистине шикарной в графическом плане «В тылу врага» игроков трудно удивить. «Блицкриг 2» не пытается сделать шоу из перестрелки двух пехотных отделений, но когда на поле брани сходятся десятки единиц техники, а сверху их утюжит артиллерия, в спецэффектах и военно-патриотическом грохоте недостатка нет.
Танки внушают уважение и предпочитают голливудскую физику настоящей. Оказавшиеся на их пути деревья приминаются к земле, словно тоненькие тростинки. Заборы и деревенские сараюшки — не помеха для разбушевавшегося Т-34, чей командир решил срезать через чужой огород. Впечатляют и городские битвы. Несколько выстрелов, и от бюргерского домика остаются стандартные руины.
Вот только модели слабоваты и колеса не крутятся. Солдатам тоже не повезло с анимацией. Крошечные фигурки будто бы постоянно прихрамывают на одну ногу. С тоскою в сердце мы провожаем светлый образ «В тылу врага» и рыдаем в три ручья.
Тактика №2
Вопреки прогнозам скептиков, в «Блицкриг 2» есть тактика, и по меркам классических RTS — неплохая. Нечеловеческая работа мозга не понадобится, но освоить основные принципы ведения боя нужно. С молодецким гиканьем бросаться на укрепленные рубежи так же бесполезно, как и лупить себя клавиатурой по лбу. Независимо от того, сколько народа вы соберете.
Танковые баталии серьезно испорчены отсутствием формаций и усредненными ТТХ, позволяющими трем-четырем легким машинам «заклевать» «Тигра». Неудобно, да и толпящиеся юниты напоминают о Red Alert. К счастью, у пехоты с этим делом полный порядок еще с первой части. На марше отряд выстраивается в аккуратную колонну (прибавка к скорости передвижения заставляет неоднократно возвращаться к соответствующей кнопочке), а в случае атаки — рассредоточивается или бухается на землю.
Позорные «столбики здоровья» до сих пор украшают интерфейс. Танки грустно ползут на линию обороны, огребают строго запротоколированное количество «очков повреждений», после чего красиво взрываются.
К 1943 году гусеничные монстры начинают стремительно терять главенствующее положение на поле боя. Могучие пушки, резвая пехота, затаившиеся в засаде САУ — Т-34 выжить в таких условиях сложно. На сцену выходят дальнобойные помощники. Без мощной поддержки наступление обречено на провал. Привычный «rush» чаще всего бессмыслен, либо требует для осуществления чересчур много нервов и ресурсов. Ключ к победе — не соблюдение правил схемы «камень-ножницы-бумага» (ее аналоги часто встречаются в современных RTS), а в умении грамотно координировать различные виды войск. Но исторической достоверности не ждите. Это четко дает понять легкость, с которой мы, командуя батальоном (максимум — полком), вызываем на подмогу гвардейские полки ИС-2.
Виртуальные генералы научились извлекать пользу из артиллерийских расчетов. Не раз и не два летящая сверху дрянь тормозила мои атаки. Стрельба же наугад — по-прежнему удел живого игрока, причем на мини-карте показано приблизительное местонахождение вражеских пушек.
ИИ выглядит туманно. Иногда становится действительно неуютно, однако зачастую неприятель поражает своей тупостью, игнорируя самые нахальные поползновения и давая безнаказанно расстреливать себя (возможно, причины апатии кроются в разнице «line of sight» или «непробиваемой», по мнению игрового движка, броне). Бойцы, сидящие в траншее и стоически ловящие грудью приветы подкатившего «Тигра», не имея средств, чтобы ответить, — печальное и, увы, нередкое зрелище. А как в подобных случаях реагировали «воспитанники» Atomic Games? Знатоки жанра, боготворящие Close Combat, наверняка помнят.
Кроме того, противник не в состоянии занимать брошенные орудия и подгонять новые на смену уничтоженным. Сумели вывести из строя артиллерию? Поздравляю! Теперь без скриптов компьютер в жизни не догадается запросить подкрепления и установить батарею в другом месте. И, кстати, раньше ИИ не гнушался увозить пушки при появлении самолета-разведчика в небе.
Поведение окопавшихся и лишенных опеки танков не совсем логично. Неумение самостоятельно концентрировать огонь и правильно выбирать цели — сущий кошмар, когда воюешь на двух-трех «фронтах». Экипажи неохотно пользуются бортовыми пулеметами и глушат пехоту снарядами. При атаке бронированных объектов водители иногда пытаются зайти с фланга (где защита тоньше), но оставлять «железяку» наедине с не ведающими страха штурмовиками не рекомендуется — гранат у них много. Приходится кататься по округе, менять позиции, безуспешно отыскивая точку, откуда танкистам будет сподручнее разделаться с надоедливыми солдатиками.
Памятный по оригинальной игре снайпер по-прежнему с нами. Удачно спрятавшись, можно без проблем «перещелкать» с десяток беспечных фрицев и ни в чем не повинных овчарок. Наглеть не стоит, а то могут и территорию прочесать. Использование отрядов «невидимок» для разведки и выявления целей для артиллерии — старый и неизменно выигрышный фокус. Подкарауливать врагов тоже приятно. В нужный момент выскакиваешь из stealth-режима и… Похоже, очередная кучка немцев не дошла до полевой кухни.
Не забывайте и о том, что боевые действия разворачиваются не только на земле. Налет бомбардировщиков может в считанные секунды разбить надежды на лучшее. В Севастополе, например, без истребителей никуда (хотя в реальности они там почти не участвовали). А тех, кто доберется до последней миссии за Германию, ждет такой подарочек, что капитану Блажковичу останется разве что повеситься на подтяжках.
Мелкие условности мешают с головой погрузиться в игру. Хлипкий деревянный мост — препятствие для танков? Понимаю и уважаю. Но, согласитесь, было бы веселее, если бы пущенная рукой главкома машина с грохотом кувыркалась в речку, попутно ломая переправу. Ах, мечты…
Быстрая победа
Хороший и качественный mainstream-продукт. То, что игра упорно топает в сторону Command & Conquer, пренебрегая уникальными наработками Close Combat (в особенности гениальной Close Combat 5) — сознательный выбор авторов. Погоня за массовым покупателем неизбежно приводит к упрощениям, однако отсутствие внятной симуляции морально-психологического состояния личного состава стало мощнейшим ударом по реализму — а ведь именно о нем поклонники сериала с азартом спорят третий год подряд.
Впрочем, если «миллион терзаний» военнослужащего Сидорова не трогает потаенные струны вашей души, а «Наставление по стрелковому делу» — не настольная книга в доме, «Блицкриг 2» вас порадует. В графе «расходов» — неказистая графика и невменяемый ИИ, предпочитающий давить количеством. Зато в соседней колонке — лукуллово изобилие. Интересная система развития подразделений, миссии штучного покроя, шустрый движок, читабельная энциклопедия… Достоинства налицо. Но помогают ли они игре выбраться из груды аналогичных поделок?
Рецензии пользователейна Блицкриг 21
Все достоинства оригинальной игры были сохранены и доведены до ума. Разве что система вызова подкреплений за очки оставила смешанное впечатление. А в целом - графика стала более яркой, детализированной и по настоящему трехмерной, отличный звук, динамика боев, огромное количество разноплановых заданий, воссозданных и исторической точностью.
Серия «Блицкриг» произвела на меня огромное впечатление. Обе части на уровне, но в сердце именно первая)