Светлая тема

Рецензия на игру Блицкриг. Пылающий горизонт

Русификация дополнений к собственным играм — наш новый национальный спорт. Правда, успехи пока такие же, как в футболе, да и яростное желание разнообразить ассортимент не подкупает. Но что выросло, то выросло…

Все, как у людей

Суть явления мы давно уже разобрали, поэтому рассуждать, плохо ли то, что происходит, или хорошо, не будем. Вроде бы наблюдаются не очень убедительные попытки оправдаться, хотя некоторые выводы из внешнего вида пришибленных коллег в CDV явно сделали. Иногда, конечно, стоит все-таки сначала думать, а потом делать. Неравнодушные к стратегиям немцы (видимо, немец немцу рознь, поскольку «гении» из Intex Publishing — той же национальности) выбрали второй путь.

Как выяснилось, «Блицкриг: Пылающий горизонт» — лучшее на данный момент официальное дополнение к «Блицкригу». Именно так. Хотя соперники у него — будь здоров: «Смертельная схватка» и «Операция „Север“». Первую, надеюсь, вы так и не увидели (и я вам завидую), вторая — фанатское произведение, по недоразумению попавшее на прилавки в качестве коммерческого продукта. Это если вкратце. За подробностями обращайтесь к соответствующим рецензиям.

Рецепт приготовления хорошего аддона оказался простым. Если предыдущие ловцы земной славы так торопились поймать удачу за хвост, что напрочь забывали все навыки программирования скриптов и местонахождение полок с книгами по истории, то в CDV планку требований для LaPlata Studios устанавливали с учетом своих немалых запросов.

Абстрагируясь от нюансов ценообразования на отечественном рынке, должен предупредить, что «ПГ» разместился на двух дисках. Более того, в качестве среды обитания он просит собственный каталог, никак не зависящий от оригинальной игры, и вообще работает сам по себе. Как видите, в приличном обществе никто не заставит вас вручную подключать кампании и искать в дебрях интерфейса тысячу уникальных миссий. Потому что есть способ лучше.

Напрасные слова

Несмотря на безупречную форму, LaPlata Studios трудно было заставить себя искать в жанре что-то новое. Да, «ПГ» — хороший аддон, но дальше пресловутого набора миссий сейчас смотреть не принято. Единственная кампания содержит 18 миссий за вермахт. Пропагандистские вопли с обложки про японские танки, австралийскую артиллерию (!?) и морских пехотинцев США никак не стыкуются с обещанием «десятков новых юнитов», оборачиваясь лишь несвязанными дополнительными сценариями. Чтобы ввести десятки юнитов в одну кампанию, нужно переписать всю историю, так как в «Блицкриге» немецкая техника была представлена достаточно широко. Иногда новинками щеголяет компьютерный оппонент, но в лучшем случае вам удастся насчитать 5-10 боевых единиц.

Впрочем, так ли мы в них нуждаемся? Отчаянные люди из Intex Publishing взялись, было, рисовать камуфляж и новую технику — их засмеяли. Теперь никто и не пытается. С этим фактом легко смириться, ведь количество юнитов едва ли способно сделать игру лучше. Другое дело — дизайн миссий. «ПГ» — путь немецкой армии от блестящих побед первых дней войны до кромешного ада Нормандии. Вы увидите не только Восточный фронт. За этим исключением кампания, в целом, похожа на оригинал. По крайней мере, последняя миссия — копия немецкого наступления в Арденнах из «Блицкрига». В остальных случаях легкое дежа вю обеспечено, но играть все равно интересно.

Граблями по…

К сожалению, большую часть времени приходится возиться в пустыне, соревнуясь с англичанами и американцами в спринте. После Desert Rats vs. Afrika Korps это настоящая пытка.

Переусердствовали разработчики и с препятствиями. Вообще-то тут у каждого персональные особенности. Для одних нет идеи гениальнее, чем понаставить на карте холмиков, щедро усыпав их танками и артиллерией, кто-то не мыслит карты без заминированных мостов, простреливаемых со всех сторон…

Кампания в «ПГ» — действо достаточно динамичное, но… Игрушечное 3D в «Блицкриге» оборачивается одной неприятностью — нельзя сходу сказать, проползет танк в указанном месте или нет. В этом отношении пустыня вне конкуренции. В миссии со штурмом Тобрука усердное возведение оборонительных сооружений сыграло злую шутку — не пробьешь. «Операция „Север“» отдыхает! Подавляющий перевес противника в артиллерии, бетонные доты и узкие дорожки между барханами, усыпанные противотанковыми минами… Бензина в этот адский огонь подливают самолеты-разведчики, появляющиеся почему-то исключительно в глубоком тылу у контролируемых войск, успешно наводя, таким образом, артиллерию. Возникающая в лабиринтах паника, вызванная попытками вывести войска из-под огня, приводит к тому, что добрая половина хлопцев, используя гениальный pathfinding, стремится объехать возникшие препятствия исключительно через позиции противника.

На грани

Баланс между желанием дизайнера блеснуть мыслью и играбельностью — самое уязвимое место любого дополнения. И «ПГ» в известной степени от этого страдает.

В таких случаях немалую роль играют средства огневой поддержки: авиация и артиллерия. В «Блицкриге» возможности авиации во многом были ограничены строгими рамками, каждый вылет ценился на вес золота. Начиная со «Смертельной схватки» дефицит куда-то испарился: в воздухе порой кружит с десяток самолетов. Динамики становится больше, но и с балансом возникают определенные проблемы. Вот и в «ПГ» — там, где авиация необходима, ее нет, зато в иных миссиях с помощью самолетов можно уладить любой деликатный вопрос. То же самое и с артиллерией.

Порой разработчики преподносят сюрпризы, но фантазия, как это нередко бывает, оказывается совсем не к месту. Объехав линию Мажино за 5 минут, с одной стороны, радуешься такому исторически оправданному стечению обстоятельств, а с другой — ведь целая карта нарисована! Похожие чувства испытываешь, ведя в бой деревянные макеты танков, пытаясь напугать излишне впечатлительного противника. Оригинальная находка, но когда в Италии несчастные союзники загоняются обратно в океан парой бронированных клиньев, так уже не кажется.

Наконец, фирменный «standalone» — не самая подходящая форма представления для игры уровня «Блицкрига». Ползать с биноклем приходится и во время масштабных сражений, поэтому время, израсходованное на пару миссий а-ля Commandos можно считать потерянным зря.

Горизонты

За всеми ошибками в балансе все равно видно желание сделать интересную игру. Упомянутые танковые макеты — реальный факт. И по сравнению с коллегами, которые не в состоянии согласовать исторические периоды с техническими возможностями сторон, это — огромный шаг вперед. Мелочь, но говорящая о многом.

Трудно сказать, насколько изменятся предпочтения аудитории, однако интерактивность еще никому не мешала. Будь то выбор бонусных войск прямо на поле боя, или противник, в страхе отступающий при виде первого «Тигра» в Тунисе. «Блицкриг» — игра, не обделенная вниманием поклонников, поэтому гигантские битвы «стенка на стенку» в изобилии доступны для скачивания. Но иногда все-таки хочется почувствовать, что разработчики заботятся о тебе. И с этим у «Пылающего горизонта» все в порядке.