Светлая тема

Рецензия на игру Блицкриг

Наши соотечественники в числе первых озаботились наведением потребительского лоска на дремучий элитарный жанр исторических воргеймов. История подобных игр началась в 1996 году, когда каждый уважающий себя одноглазый продавец считал долгом поместить в центр усыпанного jewel’ами лотка массивную коробку с «Противостоянием». Авторы (компания «Наши игры»), взяв за основу кондовый воргейм, высвободили его из пут шестиугольных ячеек, лишили заветной кнопки «конец хода» и огородили безудержных программистов от работы над художественной частью, уступив это дело специалистам узкого профиля. В результате получилась неплохо выглядящая RTS «без строительства», которая так приглянулась широким народным, что вскорости к ней был выпущен сиквел, после чего бренд «Противостояние» закрепился за совершенно другим, в общем-то, проектом Sudden Strike. Поэтому в нашей стране многоликое «Противостояние» долгие годы оставалось единственной в своем роде RTS на тему Второй мировой.

Однако ни для кого не секрет, что к забившему определенную нишу продукту рано или поздно подсаживается конкурент, который просит старожила подвинуться, а иногда и попросту спихивает его на свалку истории. По имеющимся в нашем распоряжении разведданным, 21 марта с.г. московская компания Nival Interactive выступит с планом молниеносной войны, направленным на захват ключевых позиций в пламенных сердцах любителей военно-исторических стратегий. Нижеследующие словеса, родившиеся от плодотворного общения с весьма близкой к релизному состоянию бета-версии «Блицкрига», призваны подготовить вас к этому знаменательному событию.

Total War

«Блицкриг» — вещь весьма масштабная. Обычно в проектах на тему WWII, особенно традиционных воргеймах, обыгрывается какая-то отдельная составляющая войны: например, действие в них сознательно ограничивается Восточным фронтом, а воюющие стороны присутствуют далеко не в полном объеме, дабы у разработчиков оставался простор для производства сиквела(ов). В «Блицкриге», наоборот, «открыты» все три главные действующие силы Второй мировой — Советы, фашистская Германия и союзники. Воевать доведется на просторах СССР, в странах Европы и Северной Африки, и большинство самых примечательных событий, произошедших на этих территориях, нашло отражение в игре. Конечно, полностью охватить эпизоды войны в столь узких рамках невозможно… и тем не менее, здесь отыщутся все операции и сражения, о которых вы помните из школьного курса истории. Неплохой, кстати, повод освежить знания: каждая кампания сопровождается подробными историческими выкладками, плюс немало полезного можно почерпнуть и из справочника задействованного вооружения.

Всевозможная боевая техника также воссоздана в соответствии с историческими реалиями. Впрочем, на вечном поле боя между реалистичностью и геймплеем было достигнуто мирное соглашение с некоторыми уступками в пользу играбельности. Все-таки «Блицкриг» — это RTS: пусть с возможностью установить паузу, но зато с соблазнительной рамочкой, которой так и хочется обвести всех подопечных, умеющих стрелять, и бросить их в сторону украшенных противотанковыми ежами неприятельских окопов.

Неподобающее моральное состояние отдельных воинов, к примеру, не наносит ощутимого вреда общему делу. Пребывающие в дурном настроении юниты слабеют в меткости и скорострельности, но никогда не паникуют и не разбегаются при виде неприятельских солдат. Ортодоксы могут счесть это непозволительным упрощением, хотя мне такое решение «морального» вопроса видится оптимальным.

Зато, на радость тем же ортодоксам, у некоторых танков спереди броня толще, чем сзади, у других — наоборот, третьи слабо защищены по бокам, а четвертые — сверху. Очень реалистично выполнено наступление пехоты на бронетехнику. Обычное стрелковое оружие, которым снабжены зольдатен, бессмысленно использовать против танков (!). Поэтому пехотинцы, атакующие танк, сначала подбегают к машине как можно ближе, после чего залегают и принимаются закидывать ее гранатами. Первым делом повреждаются гусеницы, а через некоторое время обездвиженная конструкция, на которую продолжают сыпаться взрывоопасные сюрпризы, разваливается окончательно.

Если поврежденному танку все же удалось разделаться с нападающими, то ему, равно как и другим пострадавшим в бою бронемашинам, приходится вызывать на помощь ремонтную бригаду. В скромном грузовичке, готовом выехать к пострадавшим по первому требованию, сидят мастера на все руки: умельцы чинят не только технику, но и полуразрушенные дома, служащие пристанищем для пехоты. Кроме того, они подрабатывают минерами, строителями мостов и копателями окопов, в которые затем с удовольствием залезают солдаты. Достойные, одним словом, ребята.

I Spy

Самый же ценный юнит, виденный мной за время знакомства с игрой, — присутствующая в единственном экземпляре женщина-снайпер, обладающая прямо-таки сверхчеловеческими способностями. Подобно Тане из C&C, она с легкостью расправляется с целыми пехотными дивизиями, используя свою чудесную винтовку. Впрочем, есть у нее и масса других достоинств. Во-первых, она становится невидимой, стоит лишь приказать ей залечь на землю. Поэтому практически на всем протяжении миссии бедняжка ползает в глубоком тылу врага, что, конечно, не совсем корректно по отношению к даме, да еще и обрекает игрока на постоянное выслушивание замечаний касательно «поистершегося маскхалата». Приходится терпеть — будучи обнаруженным, снайпер очень быстро гибнет, чего допускать ни в коем случае нельзя.

Почему? Очень просто — он является основным наводчиком наших артиллерийских расчетов. Артиллерия наделена двумя режимами стрельбы. Первый, «suppressive fire» (увы, не могу сказать, как он будет называться в русской версии «Блицкрига» — текст в бете исключительно английский, а озвучка, наоборот, лишь русская), по природе своей достаточно неточен и применяется для обстрела областей, покрытых «туманом войны». Так бывает, когда нужно утихомирить разбушевавшиеся вражеские орудия, о предположительном расположении которой сообщают расходящиеся круги на мини-карте.

Но имея точные данные, артиллерия работает намного эффективнее. Когда один из бойцов твердым взором выделяет вражеские войска из пелены, гаубицы могут работать в режиме «range area», при котором прицельному обстрелу подвергаются все видимые доблестным наводчиком юниты. На эту роль стрелок подходит как нельзя лучше. Самолет-разведчик, который можно вызвать для «высвечивания» произвольной области карты, уязвим для ВВС противника. К тому же после пары минут кружения над целью он в любом случае возвращается на аэродром. Надолго его не хватает, тогда как артобстрел порой продолжается довольно долго. Снайпер же, наоборот, практически неуязвим и способен находиться в нужном месте сколько угодно.

Такая особенность «Блицкрига» позволила мне пройти массу миссий, пользуясь лишь снайпером и парой расположенных в укромном уголке гаубиц. Танки простаивали, инфантерия томилась в кузовах грузовиков, бомбардировщики и штурмовики оставались на аэродромах. «Засланный казачок», напротив, отважно ползал по карте, играючи отправляя к праотцам встречающихся пехотинцев и наводя артиллерию на здания и бронетехнику, причем последняя даже не думала уклоняться от шквального огня моих гаубиц. Налицо неслабый дисбаланс — нельзя же так глумиться над превосходящими силами врага.

Справедливости ради следует отметить, что подобное безобразие наблюдалось лишь в миссиях наступательного характера, где нужно было штурмовать укрепрайоны противника. В оборонительных заданиях, предполагающих защиту собственных позиций от наступающих войск неприятеля, трюк уже не проходил — приходилось задействовать танки и пехоту. К сожалению, в игре явно больше заданий первого типа, чем второго.

Выжимая TNT

По традиции, восходящей еще к Total Annihilation, «Блицкриг» сочетает элементы спрайтовой и 3D-графики. Трехмерные модели техники выглядят очень живо — танки достоверно трогаются с места и вращают башнями, самолеты ложатся на крыло, у пушек поднимаются и опускаются стволы, а во время выстрелов конструкции железных машин немного сотрясает отдача. Статичные рисованные элементы смотрятся отлично — художники проделали большую работу по созданию всевозможных ландшафтов, видов растительности и построек. При этом все они имеют ярко выраженную национальную принадлежность. Воюя на территории России, вы будете то и дело натыкаться на хорошо знакомые избушки из breven, а в провинциальной Франции — изучать дома каменной кладки с черепичной крышей.

Но обрушивающиеся на землю снаряды и бомбы способны стереть различия между особенностями русских и французских деревень. Постройки не превращаются в руины от первого же снаряда — так было бы не совсем честно по отношению к солдатам, которые могут находиться в помещении. Сначала обрушится часть стен, из пробитой крыши повалит маслянистый черный дым, и после нескольких прямых попаданий здание все-таки превратится в бесформенную груду обгоревшего стройматериала.

Прогресс

Наметанный глаз отмечает в «Блицкриге» некоторые элементы ролевой игры. Войска набираются опыта и следуют за своим генералом из миссии в миссию. Впрочем, гораздо интереснее выглядит развитие вашего собственного альтер-эго. Талантливый игрок награждается орденами и получает новые звания. Кроме того, у протагониста есть шесть параметров, которые изменяются в прямой зависимости от поведения на поле боя. Причем «прокачать» все параметры разом крайне проблематично — рубахи-парни, питающие нежные чувства к беспощадным разборкам в стиле обычных RTS, получат «неуд» в графе «carefulness», в то время как те, кто привык сохраняться после каждого выстрела, вряд ли добьются высокого показателя в пункте «art of war» — умения пройти миссию как можно быстрее и с наименьшим количеством «сейвов».

«Блицкриг» поделен на несколько глав-кампаний. Основой каждой кампании является историческая миссия, прохождение которой позволяет перейти к следующей главе. Торопиться, однако, не следует, ибо перед финальной схваткой разумнее поднабраться опыта и призовой техники, воюя на стороне. Это возможно путем прохождения случайно генерируемых миссий, присутствующих в рамках любой кампании.

Правда, играть на бесчисленных случайных картах несколько скучновато: все задания, что мне довелось увидеть, были основаны на захвате нескольких стандартных ключевых точек (мосты, склады, населенные пункты и т. д.). «Исторические» миссии (они, если я правильно понимаю, продумывались не машиной, а дизайнерами) в этом смысле гораздо интереснее, ибо в них часто уделяется место действительно нестандартным ситуациям. Но таких подарков здесь, увы, не слишком много.

* * *

Подведем итоги. «Блицкриг» — один из наиболее полноценных в структурном смысле проектов о Второй мировой. Он дает всем желающим возможность стать участниками самых известных военных операций и взять под свой контроль сотни достоверных моделей техники данного исторического периода. Предложение, надо сказать, уникальное. Но некоторый дисбаланс вооружения и однообразие миссий, выдаваемых генератором случайных чисел, смазывают впечатление. Впрочем, настоящие ценители темы наверняка преодолеют подобные неприятности и сполна насладятся игрой.

Рецензии пользователей
на Блицкриг1

Любимая стратегия.
Познакомился с ней на заре владения ПК и был поглощен данной игрой на долгое время. Были куплены и пройдены почти все аддоны, дополнения и последующие части.
До сих пор считаю что «Блицкриг» является одной из основных игр, сформировавших мой вкус в гейминге на долгое время. О самой игре и говорить нечего - она прекрасна, до сих пор только теплые воспоминания.
Для меня - однозначно, шедевр.
«Ещё один ход»
«Проверено временем»