Светлая тема

Рецензия на игру Храбрые гномы: Крадущиеся тени

Гном гному — друг, товарищ и брак
Народная мудрость

Вот что выходит, когда крошка-конторка с казуальным прошлым дорывается до большого рынка. Свое розоватое отрочество GameOver Games и не скрывает, тогда как о новых «Гномах» на ее официальном сайте, напротив, ни слова. Зато на нем вы можете ознакомиться с парочкой «приквелов» к Brave Dwarves, простенькими двумерными платформерами.

«Крадущиеся тени» — точно такой же продукт для масс, только масштабнее. Монетки там, монстрики, бонусики, боссики и прочие прописные истины остались нетронутыми. Arcade, как-никак. Вместе с тем игра шагнула в третье измерение, обзавелась т.н. «сюжетом» и втиснула в геймплей обоих низкорослых героев. Наверное, этого достаточно для «воскрешения славных традиций bla-bla-bla». Кому-то и чай со слоном — слон…

Кажущийся викинг, затаившийся гном

«Action, shooter, stealth operation, quest — здесь каждый найдет для себя что-то интересное», — рассыпается в комплиментах домашняя страничка проекта. Я честно пытался найти для себя в «Гномах» что-нибудь интересное, но, увы, не обнаружил ничего, кроме посредственной аркады. The Lost Vikings, говорите? Интеллектуальный экшен? Полноте вам.

Скромный фэнтези-мирок Фафнира и Торвальда ничем не отличается от множества других фэнтези-миров. Миниатюрная деревушка из нескольких домиков и заснеженные горы; клонированные деревца и неприступные холмы, обнесенные невидимыми стенами; унылые пещеры и ледовые побоища уличного размаха… Фальшивая растянутость и тоскливое однообразие. Чаще всего действие напоминает типовой шутер средней руки: парни из стали крошат тварей из фарфора, плодящихся и респаунящихся с завидным постоянством. И ни единого намека на тактику или «стелс» — знай, выплевывай самонаводящиеся молнии да дроби головы огромным топором. Монстры тупо прут на рожон, а по праздникам швыряются издали ядом/огнем, демонстрируя обещанное «различие видов».

Конечно, Фафнир и Торвальд могут похвастаться кустистыми бородами и персональными навыками. Классический дуэт, маг и воин, накрепко связан братскими узами. Что же мешает их близости «Викингам»? Примитив. Один двигает камни, второй жмет на рычаги. Вас не смущает такое разделение обязанностей? Точно, заветы Tomb Raider, будь они неладны. Комбинации из рычагов и камней, камней и кнопок, кнопок и платформ, платформ и рычагов… Захватывающие перспективы. Давайте восхитимся вместе.

Гномик пробегает по ленте конвейера, лавируя между прессами и лезвиями. Гномик видит рукоятку, но не может ее повернуть. К гномику спешит смекалистый попутчик, минуя опасную мясорубку. Рукоять повернута, и где-то на том конце открывается дверка. Гномик кидается назад, в гущу смертоносных гильотин. Еще немного, и ключик у гномика в кармане… Ирония судьбы: ключик в кармане, а дверка от ключика — по ту сторону изборожденной полосы.

Против гнома нет приема!

Но не подумайте, дело не ограничилось перестрелками и стратегическими маневрами. На случай острых приступов скуки предусмотрен целый ряд мини-игр. Скажем, полет на жуке или стрельба по курочкам а-ля Moorhuhn (почему-то с клавиатуры). Поездка на вагонетке вообще растянулась на полноценный уровень: следуя указаниям «быстрее/медленнее», персонажи то ускоряют, то замедляют ход. И тут главное — определиться с кнопкой, когда надписи внезапно накладываются друг на друга волей непредвиденной ошибки.

По-настоящему интересным и увлекательным вышел заезд на щите по извилистой трассе. Ветер свистит в ушах, снеговики сбивают с толку, соперники подло выпихивают нас за бортик, а огромные валуны не щадят никого. Кррасота! Куда лучше, чем избитые головоломки образца «смешай нужные цвета» либо «открой парные фигурки». Да и поэтапные битвы с боссами слабо развлекают. Несмотря на постоянные замечания Фафнира о «необходимости воспользоваться мозгами вместо грубой физической силы», напрягать извилины приходится редко. Залог успеха обычно кроется в умении выбить из врага «яйцо с иголкой внутри».

Но что мы все о монстрах да о пазлах. Существует черта, которой «Гномы» очень гордятся, не упуская шанса щегольнуть ею перед нами: сюжет. Он есть — и то ладно. Земноводные (ящерицы-переростки с улыбкой на пол-лица) похищают кузнеца Вахура, хорошего приятеля братцев. Те, естественно, пускаются в погоню за гадами. Вроде ничего не забыл… Ах да, в странствиях им вовсю помогает подозрительный зеленый тролль-торговец, меняя собранные по дороге монетки на артефакты (например, на флакон невидимого зелья). Переходы от миссии к миссии представлены пустопорожней болтовней.

О, эта болтовня! Герои балагурят без устали. Юмор сквозит едва ли не в каждой фразе. Правда, странный он, юмор дубовый. Добродушный, непошлый, иной раз даже с пародийным уклоном, но… «Как говорится, если в начале лежит воздушный змей, то в конце он должен выстрелить». Простите? Подобные задорные реплики зачастую наводят на мысли о почившей серии «Братья Пилоты 3D». Допускаю, что в голове сценариста шуточки звучали метко и свежо. Также не берусь судить за детей — возможно, они оценят переругивающихся драчунов по достоинству. У меня же за весь недолгий поход улыбка так и не прорезалась.

Зацените Гнома

И виной тому — не только постные комментарии. Внешний вид аркады приведет в уныние кого угодно. Я, право, готов частично списать незамысловатую историю и скучные развлечения на незрелую аудиторию. По большому счету, им «Гномы» адресованы в первую очередь. Но это не значит, что растущий народец должен пугаться недоразвитой картинки и жуткой анимации. Блеклые модели о нескольких полигонах и расплывшиеся грязным пятном текстуры неприятно мозолят глаза. Эффекты просто-напросто отсутствуют. Пух! И не стало очередного жабокряка. Плюх! И не стало неуклюжего гномика, погрузившегося в плоскую водяную гладь.

Неуютная камера и торжество идеи «pathfinding на ощупь» — лишь мелкие несуразицы на фоне совершенно глупых ошибок. Пока Фафнир упирается в край узкого тоннеля, безуспешно пытаясь нагнать шустрого родственничка, Торвальд ощущает на себе все прелести злодейского приема «стрельба сквозь стену». Ребятам хватает ума увязнуть в обвалившемся потолке или же придорожном валуне, пробежать по отвесной стене и ненароком выпасть за пределы поля. А однажды подгружаемый уровень с предшествовавшей ему мини-игрой вообще не загрузился… Самое же ужасное в моем рассказе — редкие точки сохранения, обустроенные на консольный манер. Я думаю, настала пора переосмыслить вышеописанное и сделать правильные выводы.