Светлая тема

Рецензия на игру Braveheart

Разочарование, скажу я вам, страшная вещь. Оно безжалостно убивает жизненные силы, рушит надежды и всячески способствует плохому настроению. Руки беспомощно опускаются, мысли исчезают, извилины распрямляются, а обзор-то вот он, перед глазами, и надо его писать, творить, а ведь знаешь, что сейчас от обиды запросто можно накатать всякую ерунду. Впрочем, через день пыл остывает...

Предзнаменование

Горячий шотландец Braveheart в первый же день пребывания в моих владениях проявил свой норов — безо всяких объяснений отказался идти под Win’95. Уперся рогом, и все тут. Сетования мои были недолгими, ибо выход нашелся довольно быстро. Win’98, и “Храброе Сердце” смирилось. Но тут пришла новая напасть — пропал звук. Как будто все было против этой игры, все было задумано так, чтобы я ее не увидел. Увы. Любопытство, как всегда, взяло верх, и... Почему я ждал Braveheart? Наверное, по тем же причинам, что и вы. В последнее время о ней говорилось очень много, даже слишком, причем в основном упоминалась блестящая боевая система, и картинки здорово напоминали вдоль и поперек исхоженного Myth 2. К тому же игра немного пересекалась с одноименным фильмом (недавно посмотрел, великолепная постановка), а “краснолимонники” (Red Lemon Studios — разработчики) оказались родом из Шотландии, что уже должно было сказать о проекте многое. Как никак, своя история.

И вот, пришлось еще раз убедиться, что игрушкоделам редко можно полностью доверять (а здесь был как раз такой клинический случай — безоговорочное доверие...). Если я сейчас, с ходу, без всяких предисловий, скажу, что творение горцев похоже на переделанную “Цивилизацию”, меня, конечно же, закидают гнилыми помидорами. С пророками так было всегда.

Видел Гибсона. Похож.

Не знаю, добавляет ли популярности игре тот факт, что в ней задействован какой-нибудь знаменитый актер. Впрочем, когда она выходит после фильма, это уже не столь важно. Все равно знающие люди узнают название и немедленно начнут рыскать по менюшкам, а то и по самой игре, в поисках кумира (или ненавистной рожи), совершенно забывая о том, зачем они уселись за компьютер. Не тратьте драгоценное время. Оскароносный Мел Гибсон в Braveheart действительно есть, более того, мы даже можем им покомандовать. А если вы решили, как и я, прежде посмотреть картину, то наверняка узнаете и других героев (кстати, в некоторых местах используются кадры из фильма). Но на этом все похожести заканчиваются. Никаких параллелей, ибо сюжет игры абсолютно отличается от киноповествования. Да его и нет почти. Глухой 13 век, холодная дикая Англия со всеми вытекающими. Таковыми следует признать реденькое население (не беря в расчет юг страны, куда нам изначально доступ закрыт), воинствующие кланы горцев и беспрестанная дележка государства между этими группировками. Завязка, а заодно и кульминация, видна как на ладони. Я же говорю, почти старая добрая Цива, только там был целый мир, здесь же — малюсенький Туманный Альбион, что, однако, не уменьшает сложность.

Знакомьтесь, Дункан. Он же Горец.

Возможность выбора из почти двух десятков кланов есть, не спорю. Говорят даже, что они воспроизведены с исторической точностью. Все может быть, архивы наверняка использовались. Да вот толку от этого мало. Ну какая игроку разница, будет ли он сражаться бок-о-бок с тем самым МакЛаудом или выберет какого-нибудь захудалого, но очень умного лидера? На практике, уверяю вас, это никак не отражается. Да, может быть герой будет быстрее помахивать мечом или шустрее бегать, но вот его роль здесь как раз серьезно урезана. Кстати, о героях. У каждого клана есть два лидера. Они станут первыми командующими наших армий и, пожалуй, при нормальном обращении, никогда их и не покинут, в отличие от пришлых наемников. Разработчики даже одарили нас возможностью подкастомайзить у них пару параметров. Ну, лишний бицепс добавить или извилину. Кто на что учился, как говорится. Единственное, чего стоит бояться, так это низкого уровня лидерства. Постоянные бунты в войсках не дадут спокойно жить. В остальном — ноль внимания.

Ну как, нашли себе что-нибудь по душе? На самом деле, лучшим действительно является клан МакЛаудов, ибо ютятся они на островке и достать их сложновато. Ладно, не буду мешать. А? Как что, карта. Самая что ни на есть географическая карта старушки Великобритании, смоделированная с помощью спутника и масштабируемая аж до 50 метров. По территории каждого клана выдается определенная информация (если туда, конечно же, заблаговременно послан скаут). Здесь и осядем.

Будни командующего

Чем занят обыкновенный рабочий день обыкновенного предводителя шотландского рода? Чаще всего история упоминает о периодических стычках, пирах и оргиях. Но разработчики считают, что основное занятие — это менеджмент, скрупулезный подсчет накопленных фунтов (вообще-то в 13 веке еще не было этих самых стерлингов...), распределение рабочих и (изредка!!!) налеты на владения соседей. А затем опять цифры, цифры, цифры... Ну почему, почему никто не постучал вовремя авторам по голове? Сейчас уже ничего не изменить, и на месте слова “экономика” можно ставить надпись “Здесь умер Braveheart”. Можно вспомнить кучу игр, где экономическая часть присутствовала, но она нисколько не напрягала игрока, оставляя ему довольно широкую свободу ведения боевых действий. Творение шотландцев такой чертой не отличается. Посудите сами: даже при наличии одного города вам придется руководить армией крестьян и ремесленников, распределять их по своим местам (а происходит это до ужаса криво, поскольку конкретное количество людей указать нельзя, а мышка растаскивает их вовсе не туда, куда надо... адские муки), следить за тем, чтобы в булочной пекли хлеб, а в кузнице — ковали мечи, да еще иногда превращаться в конструктора, располагая на территории клана дозорные башни и крепости. Да, не стоит забывать и о развитии торговли. Рекламу тогда еще не изобрели, а вот караваны уже были в ходу. Значит, будем их загружать товарами, покупать что-то у тех, кто еще не встречает нас стрелами и ударами в спину. Призрак шедевра Сида Мейера реет над нами... Причем, при всей его простоте, в “Храброе Сердце” умудрились впихнуть отвратный интерфейс с кучей мелких кнопочек, местами совершенно ненужных. Учиться, учиться и еще раз учиться...

Удивительно, но как раз мирная часть выполнена в игре очень подробно. Поражает разнообразие продуктов, которые могут производиться в городе, как съедобных, так и оружия. К примеру, булочник обладает умением выпекать целых четыре вида хлеба, причем нам даже покажут, из чего состоит каждый вид (прямо как в Settlers), а оружейник с развитием города получит возможность производить огромные двуручные шотландские мечи — claymore, гигантские щиты, закрывающие человека с головы до ног, и страшные булавы (это я только самое запомнившееся упомянул). Все это, конечно, здорово, но когда поселений не одно и не два, сей однообразный процесс начинает утомлять. Выход есть — отдать всю экономику компьютеру, но зачем тогда вообще играть? Скажу больше: даже все боевые проблески в этом царстве цифирей тоже запросто могут осуществляться “железным другом”. Нет, набор армий мы осуществляем сами. И это, кстати, приятный момент. Вытащить храбрых крестьян в бараки, вооружить их (да, постепенно производимое оружие должно отдаваться в армию, а излишки можно продавать), приставить к ним командующего... Истинное занятие стратега. Тут, конечно, есть свои нюансы. Во-первых, приходящие герои обязательно требуют плату, они могут настраивать армию против нас, да еще и уйти на следующий день после выдачи денег (она здесь предварительная). Зато на них легко зарабатывается уважение соседей: если такой наемник недавно ушел из армии противника, а за этим надо следить и запоминать имена, то вместо конкретного ответа есть очень хороший пунктик — Kill him. Весело и жестоко! Во-вторых, сами армии доставляют кучу хлопот. У них тоже есть параметр “преданность”, начиная от фанатиков и заканчивая полными уродами, переходящими на сторону врага прямо во время боя. К тому же каждая только что образованная армия считается абсолютно зеленой и требует тренировки. До элиты доходят не все, но если такое происходит, то зачастую противник просто не является на глаза.

Думаю, к военной структуре можно отнести и шпионаж с дипломатией. Хотя они и выглядят до ужаса бледно. Шпионаж, кроме мелких сведений о вражеских городах, ничего не дает, да и раскрывают шпионов очень быстро, отчего на тамошней виселице долгое время болтается средство устрашения. Дипломатия недалеко ушла от стандартной системы. Все те же предложения мира, помощи, торговые договора, вымогательства или подлизывание и война...

Out of control

Когда я только узнал о Braveheart, повсюду постоянно говорили о ее масштабных боях с участием огромных армий. Истина где-то рядом. Одна армия действительно может состоять максимум из 120 человек, плюс к этому никто не мешает нам проводить атаки при участии двух, а то и трех соединений. Но такая свобода в итоге выявила серьезные недостатки. Сами понимаете, что при наличии 200 человек на экране процессор испытывает... ммм... мягко говоря, неудобство. А если еще идет осада города, где кроме войск куча всевозможных объектов... Но даже при небольших стычках к происходящему исчезает всякий интерес, ибо то, что творится на экране, боем назвать ну никак нельзя. Даже если атаковать город, наша армия все равно оказывается в чистом поле, где-то промеж холмов, окруженных лесами (которые, кстати, похожи на нераспустившиеся бутоны цветов баобабов). Правда, в далеком будущем, когда соперники разовьются, у нас есть шанс увидеть стены, применить катапульты и осадные башни, но до того момента, я думаю, мало кто доиграет. Так вот... поле. Все начинается скучно и обыденно. Стоим на месте — прибегает сумасшедший воин, видимо, скаут. Посмотрит и назад. Все равно стоим. Минут через пять подползает основная масса, которую мы, в случае превосходства, аккуратно отправляем на тот свет. Все. Никаких хитростей. На кой черт нужны все эти построения, которые войска выполняют с педантичностью, достойной армии Фридриха Прусского, если от них ничего не зависит? Неудивительно, что после пары таких “развлечений”, где наше командование сведено практически к нулю (выделил рамкой и попер), очень хочется поставить автобой и смотреть ролик из фильма. Не привлекает даже возможность вида “из глаз” одного из воинов. Ни экшена, ни стратегии нормальной. Стыдно, товарищи из страны Лимонии.

Сердце остановилось

Признаком новой Цивилизации предлагаю считать реал-таймовость (хотя в режиме карты можно нажать паузу). Ах да, и еще графику. По самой последней моде, с использованием акселератора и приличным числом полигонов на каждого воина. Надо сказать, двигаются они красиво. Особенно при перестроении, четко держа шаг, словно регулярные войска. А дерутся не натурально. Движения какие-то надуманные, настоящего чувства боя нет, и кровь похожа на кляксы от красных чернил. Да и в целом глюков полно. Взять хотя бы пропадающие в земле ноги, или прямоходящих по воздуху человеков (Икары, понимаешь ли). Ммм... чего бы еще едкого сказать... Местности вот однообразные. Попадалась пару раз водичка, синенькая такая, неподвижная. Плоская. Уф. Излил накопившееся. Возвращаясь к начатой теме... в общем, видно, что разработчики либо бросили combat на середине, по непонятным причинам его не доделав, либо так и задумывали, сделать что-нибудь простенькое и глючное. По-другому я объяснить не могу. Или не хочу. Одно ясно: в ЭТО играть невозможно. Если даже закрыть глаза, что маловероятно, то вас здорово достанут звуки. Эти идиотские крики якобы умирающих горцев, дурацкие кельтские напевы... что за чушь, в конце концов? Хотели скрыться под известным названием? Не выйдет, дорогие мои. Не на тех напали.

Глас пророка

Дядю Мела, и уж тем более фильм я не виню. Они блестящи в своем жанре. Игра же стала неудачной попыткой сделать что-то новое, но в целом содрав все с уже сделанного. Миф так и останется сидеть на вершине Олимпа, а Цивилизация... я сомневаюсь, что кто-нибудь из поклонников отречется от нее. Лишь ради смеха. Остальные же, немного посокрушавшись, принимаются ждать Shogun: Total War. Новые надежды. Пусть они сбудутся.