Светлая тема

Рецензия на игру Сломанный меч 3: Спящий дракон

Имя студии Revolution Software неразрывно связано с яркими, запоминающимися адвенчурами. Lure of the Temptress, Beneath a Steel Sky и, конечно же, знаменитый и почитаемый поклонниками сериал Broken Sword стоят в одном ряду с лучшими классическими представителями жанра, а имена их создателей золотыми буквами навсегда вписаны в его историю. Куда менее примечательный In Cold Blood не сумел подорвать веру игроков в талант разработчиков, и заключительная часть трилогии Broken Sword ожидалась с особым нетерпением. Отчасти такому авансу интереса способствовал сформировавшийся в последнее время дефицит интересных адвенчур, но основная причина все-таки заключается в желании еще раз встретиться с полюбившимися персонажами и пережить вместе с ними новое увлекательное приключение.

Поклонники харизмы Джорджа и Нико могут не волноваться: образы главных героев нисколько не потускнели. Скорее наоборот — приобрели особый колорит благодаря фирменному искрометному юмору и тщательной работе над способностью трехмерных моделей изображать различные эмоции. А вот стремление авторов продолжить начатые в In Cold Blood эксперименты над жанром выглядят не совсем оптимистично. В какой-то степени это вызвано одновременной (и даже преимущественной) направленностью Sleeping Dragon на консольную аудиторию. Поприветствуем action-элементы и уменьшение нагрузки на серое вещество игрока. Впрочем, чересчур сильно пугаться не стоит, ведь перед нами все тот же Broken Sword, только с поправкой на трехмерность и экспериментальные устремления Revolution Software. Если вы любите данный сериал, не стоит доверять сугубо положительным или отрицательным отзывам. Купите игру и дайте собственную оценку. Пройти ее нужно хотя бы ради того, чтобы увидеть заключительную часть приключений американского юриста и французской журналистки, ведь продолжения, по словам авторов, не будет, хотя финал выглядит несколько двусмысленно (дождитесь маленького ролика после окончания титров, а затем обратите внимание на его название в каталоге игры).

Harry Potter & Unlimited Power Source

С момента развернувшихся в Smoking Mirror событий минуло несколько лет. За этот промежуток Джордж и Нико успели расстаться — выпускник юрфака вернулся в родной штат Айдахо, где успешно начал карьеру в должности патентного поверенного, а сотрудница «La Liberte» по-прежнему охотится за сенсациями. В один прекрасный день в ведомство Стоббарта обратился ученый, утверждавший, что в своей африканской лаборатории он изобрел источник бесконечной энергии, и желавший запатентовать его. Молодой человек отправился в Конго знакомиться с разработкой. Тем временем таинственный хакер, расшифровавший странный манускрипт и обнаруживший причины участившихся стихийных бедствий в мире, назначил встречу Нико. Самолет Джорджа терпит крушение в джунглях, Нико слышит у двери квартиры хакера выстрел; добро пожаловать в царство закулисных интриг, борьбы за мировое господство и… головокружительных трюков.

Работая над сценарием, авторы немного перестарались. История (спору нет, весьма привлекательная) подчас преподносит нам пошловатые штампы и почти не привлекает попытками создать саспенс. Виной тому некоторые недостаточно мотивированные поступки персонажей и даже озвучка. Весьма странно наблюдать, как ее расхваливает большинство онлайновых изданий, ведь некоторые образы получились совершенно неправдоподобными и наигранными именно благодаря плохому подбору актеров (пример — дорожный инспектор в Париже).

And more crates

В роли второго камня в огород геймплея выступает бесконечное повторение односложных действий. Если не учитывать время, затрачиваемое на загрузку сохраненных игр из-за неправильно совершенных действий, продолжительность Sleeping Dragon составляет максимум часов десять. Из них два с половиной часа мы занимаемся передвижением различного рода ящиков, причем в основном ради возможности залезть на какую-нибудь недоступную высоту. Поначалу это кажется даже забавным, но впоследствии встреча с подобными препятствиями оказывается сродни «роялю в кустах». Неужели Revolution настолько утратила способность изобретать новые интересные локации и персонажей, что вынуждена заполнять непродолжительный эфир подобными филлерами?

Еще две четверти игрового времени уходит на «stealth» и акробатические упражнения. Несчастный Джордж благодаря стараниям дизайнеров постоянно вынужден куда-то карабкаться, залезать на всевозможные стены, бегать, прыгать и прокрадываться мимо охранников. Такой активности и спортивной подготовке позавидует даже силиконовая кукла Лариса. К счастью, экшен с этими физическими экзерсисами практически не связан. Для прыжка, например, достаточно просто подойти к краю обрыва и нажать одну из активирующихся по мере надобности четырех кнопок (A,S,D,W). Собственно, по аналогичной схеме здесь совершаются и все остальные, более традиционные для адвенчуры действия. В этом заключается обещанная создателями «революция» и отход от набившей (им) оскомину системы point&click.

С одной стороны, такие шаги позволили добавить игре кинематографичности. С другой, порой они тоже кажутся пришитыми белыми нитками. Особенно неприятным оказался момент с алтарем под Монфоконом — пришлось трижды (!) проползать за ним, скрываясь от стражи. Совмещенных непосредственно с экшеном элементов не так уж много. Обычно нужно быстро нажать нужную клавишу или успеть добежать до определенной точки. Никаких особенных навыков и молниеносной реакции для этого не требуется.

Самой сложной лично я назвал бы сцену, где Джордж должен миновать девушку с пистолетом, а затем спасаться от нее бегством по коридору. Проблема не столько в самой задаче, сколько в необходимости просматривать заново довольно продолжительный ролик и начинать все сначала, если сделать что-то не так. Увы, сохранение иногда просто перестает работать. В том же пражском замке игра самостоятельно запоминает ваши достижения в нужных контрольных точках. Даже если записаться где-то между ними, при загрузке и в случае гибели все равно придется оказаться на самом старте.

Это распространяется и на все остальные «stealth»-сцены, причем в комнате с вышеупомянутым алтарем проявился презабавный баг. В третий раз я все же попался на глаза охраннику и был немедленно убит. Однако игра все равно запомнила, что я прочел нужную информацию в Библии, и позволила продолжить путь без повторения опасного путешествия. Еще раз хочу отметить: ничего сверхсложного в преодолении вышеописанных участков нет, их спокойно пройдет даже десятилетний ребенок. Для детей младшего возраста предусмотрена возможность облегчения задачи. К примеру, если вас постигнет неудача, Нико будет дольше отвлекать охранника, чтобы Джордж успел прокрасться мимо.

Головоломок особенно много лишь на одном участке (в храме Конго), причем действо до смешного напоминает жуткий Traitors Gate 2. Придется попотеть, обходя различные ловушки и активируя всевозможные механизмы. Их наличие представляется несколько надуманным, а зачастую попросту излишним; особенно это касается совершенно глупого эпизода с «голограммой» в египетском храме. Авторам снова изменяет чувство меры и стиля.

И только четверть игрового времени уходит на привычные беседы с NPC и традиционное использование подручных предметов. Именно диалоги не дают угаснуть интересу к происходящему. Саркастические шуточки Джорджа, помноженные на актерский талант Рольфа Саксона (он озвучивал Стоббарта в первой серии), постоянное его и Нико подтрунивание друг над другом и окружающими, пожалуй, являются главными достоинствами Sleeping Dragon. Игра обязательно запомнится благодаря блестяще выписанным персонажам, хотя для кого-то визитной карточкой третьей части станут манипуляции с ящиками.

PS2-Xbox-PC

Первые скриншоты Sleeping Dragon ужасали низким качеством текстур и довольно посредственной проработкой моделей. Разработчики вовремя осознали свой промах, добавили аватару Джорджа полигонов, а Нико вообще сотворили с нуля. Особенно радует, что РС-версия запускается во всевозможных высоких разрешениях, несомненно, украшающих полностью трехмерные локации и делающих картинку приятной для глаз. 3D-адвенчуры сегодня все еще можно пересчитать по пальцам, и это дает право с уверенностью утверждать, что творение Revolution установило новую планку качества.

Анимация, если сравнивать с передовыми шутерами, скромная, однако в рамках жанра она выглядит роскошно. Попробуйте с разбега удариться об стену, и вы увидите, как Нико или Джордж инстинктивно выставят руки вперед, чтобы избежать столкновения. Даже по лестнице они спускаются по-разному, не говоря уже о походке и движениях. Особенным достоинством является возможность изображать эмоции, благодаря чему персонажи могут улыбаться, хмуриться и строить гримасы. Правда, соответствие речи движениям губ далеко не так безупречно; иногда оно слегка портит складывающееся впечатление.

Ностальгию по былым временам вызывает музыка, по-прежнему написанная в характерном для сериала стиле. К тому же ее просто приятно слушать.

На бис

Думаю, никто и не ожидал, что Sleeping Dragon затмит своих предшественников. У игры есть свои положительные и отрицательные стороны, причем число первых все же перевешивает. Поклонникам сериала непременно надо приобрести ее и составить собственное мнение, а новичкам рекомендуется предварительно познакомиться с первой и второй частями. Переход в третье измерение в истории жанра бывал удачным (Gabriel Knight 3) и провальным (Simon the Sorcerer 3D, King's Quest: Mask of Eternity). Думаю, я не ошибусь, если скажу, что Revolution Software справилась с задачей, хотя и не так безупречно, как хотелось бы.

P.S. Игра не запустится, если вы используете сторонние программы контроля частоты обновления экрана для карт на базе чипсетов NVIDIA. Панацеей является драйвер ForceWare версии 52.16 или выше, полностью устраняющий эту проблему.