- Главная/
- Игры/
- Сломанный меч: Ангел смерти/
- Рецензия
Этот проклятый новый век
Несладко приходится адвенчурам в XXI веке, ох несладко. Загнанные в оппозицию, они постоянно подвергаются гонениям со стороны правящей элиты. Один за другим закрываются многообещающие проекты; видные деятели, стоявшие у основ жанра, примыкают к большинству, а то и вовсе уходят на покой. Всего за четыре года развалились древнейшие организации — Sierra, Legend, Headfirst, Access, Cryo… Приставки диктуют условия притихшим разработчикам, массы, повинуясь стадному инстинкту, скупают бесконечные выпуски Nancy Drew. И только преданный делу Чарльз Сесил (Charles Cecil) стойко держится за ИДЕЮ.
Кто с мечом к нам придет?
Пожалуй, стоит сразу обосновать свою гражданскую позицию: The Sleeping Dragon не была «моим выбором». Поддавшись общему настроению, Revolution выдала недалекое приключение на один вечер, заискивающе теребящее консольный подол. Впрочем, оно неплохо смотрелось на безрыбье, за что его и обласкала пресса. «Не проследил, пустил на самотек», — оправдывался после Сесил, осознавая всю инфантильность триквела.
Скриншоты101
Broken Sword 4 — последняя надежда «революционеров». Заброшена Good Cop Bad Cop, на неопределенный срок отложена (а приятно жить мечтами) Beneath a Steel Sky 2. В наше время опасно оригинальничать. Глава компании, которому принадлежат страшные слова «point-and-click мертв!», стал избегать резких заявлений: «Хорошо, мы вернем вам мышку. Ящики? Они больше не будут докучать. Требуете Нико? Вы ее получите…»
Итог — игра, удивительным образом сочетающая опыт прошлых наработок и тяжелую печать прогресса. Охват широк: от предыдущих частей сериала до позорного The Da Vinci Code. Поначалу такая солянка пугает. Тамплиеры соседствуют с бандитами, поиски таинственной красотки вдруг оборачиваются церковными кознями, секретными лабораториями и старинными ритуалами… Куски едва соприкасаются, следуя друг за другом.
Отовсюду понемногу
Хрупкая девушка Анна Мария, ворвавшись в офис к адвокатствующему ныне Стоббарту, запускает, помимо первого витка истории, еще и первую сценку погони. Нагрянувшая банда головорезов загоняет испуганную парочку на развалины высотного здания; нам же вспоминается страсть Джорджа ко всяческим акробатическим упражнениям: ползанье по узким карнизам, подтягивание на руках, прыжки с уступа на уступ — словом, «псевдоэкшен», перекочевавший из пришлой сестрицы. Как и прежде, достаточно одной-единственной кнопки, чтобы изобразить подкачанного юриста в роли скалолаза.
Но вот этап пройден, угроза позади, и для героев наступают совершенно обыденные «квестовые» будни, тихие и вдумчивые. Атмосфера BS-дилогии витает в воздухе. Кропотливое исследование окружения, беседы с колоритными личностями и неспешное решение будничных проблем протекает под аккомпанемент музыкальных переливов, отмечающих успешные действия. Считать такие моменты «возвращением к корням» не мешает даже угловатое 3D (о нем чуть позже).
Прописанные характеры и искрометные диалоги компенсируют нехитрую интригу. Любой встречный — старый торговец салями, утонченный священник в розовых перчатках или странный громила, цитирующий песни Элвиса, — воспринимается будто родной. Россыпь комичных, узнаваемых типажей, к каждому из которых у нашего подручного индивидуальный подход. Между тем сам виновник торжества за эти годы заметно переменился: повзрослевший, возмужавший, обросший щетиной, он сыплет шутками направо и налево. От былых задумчивых «воспоминаний» не осталось и следа. Нынешнему разгильдяю не претит утянуть буханку черствого хлеба у пьяницы-бомжа. А с каким невозмутимым лицом малый прикидывается сотрудником СЭС, отчитывая побелевших от страха монахинь истерически смешным голосом с немецким акцентом! Почти гениально.
Дела житейские
Загадочна природа Angel of Death, где уморительные персонажи и отвязные выходки заключены в клещи серьезного повествования. Совсем недавно мы вершили побег из тюрьмы с помощью заводной мышки, горстки цветных шариков и зверюшки-пищалки — и вот уже стоим перед тикающей бомбой. Американец так же охотно веселится, как и умирает (естественно, мгновенно возрождаясь). Мирные житейские зарисовки сменяются шпионскими вылазками. Конечно, до разборок в духе Лэнгдона не доходит — на то и «чистый» представитель жанра. Просто череда незамысловатых мини-задачек.
Хуже дело обстоит со вставными головоломками. Видимо, не успев оправиться от работы над брауновской адаптацией, Сесил решил внести разнообразие в «ситуационный» геймплей. The Sleeping Dragon тоже могла похвастаться неряшливо вписанными пазлами типа «волк, коза и капуста» вкупе с ужасными ящиками (кстати, на сей счет можете быть покойны). В BS4 все более прозаично: дважды за игру предстоит расшифровывать старинные манускрипты. В принципе, отсылка к Shadow of the Templars очевидна, да и тамплиеры присутствуют. Но, если помните, в оригинале предлагалось разъезжать по Европе, в подробностях изучая каждый пункт. Здесь же древние писания выступают в качестве подсказок к шифрам и механизмам, коими доверху набита пара катакомб. Выглядит крайне неловко и надуманно.
Главное же зло притаилось в кармане умудренного жизнью приключенца. PDA, столь распространенная нынче штука, прокралась в мир Broken Sword. Устройство не только ведет хронику путешествия, но и предоставляет услуги взлома всех интересующих нас компьютерных баз. Не безвозмездно, надо заметить: для проникновения в недра чужого компьютера необходимо изрядно попотеть над задачкой «прогони луч от входа к выходу, используя зеркала». Забава стара и довольно однообразна (разве что популярная некогда Dweep сумела довести ее до ума), однако ужас в другом. К этому развлечению придется прибегать около десяти (!) раз, попутно наблюдая за растущим уровнем сложности и проклиная разработчиков. В случае же с бомбой действовать заставляют в рамках считанных минут. Достойная замена «сокобану».
Бегом по объемным просторам
Поклонники, нервничающие в ожидании четвертой части, уже имели возможность ознакомиться с графическими прелестями продолжения по многочисленным роликам. Да, о «прелестях» говорить не приходится. Очень скромные помещения выставляют напоказ небогатые интерьеры и острые углы; модели радуют квадратными формами и неуклюжей мимикой; пальцы стучат по клавиатуре, не касаясь ее… В общем, сплошные пережитки. Кое-какие сдвиги наметились, но пропасть в три года явно обязывает к большему. Правда, памятуя о судьбе проекта и текущем состоянии адвенчур, можно и скостить срок.
К тому же нам таки вернули неосмотрительно похороненный курсор! Вываливающееся из стрелки меню щеголяет до боли привычными иконками «лупы», «шестеренок» и т. п. Совершенно непринужденно в 3D укладывается мышиное управление, впрочем, не отрицая и клавиш ходьбы. Как ни крути, а закрепить опцию бега за колесиком манипулятора куда удобнее и практичнее. По остальным пунктам просьба обращаться к оригиналу 1996 года. Эх, ностальгия…
*****
Я нарочно не стал приоткрывать сюжетную завесу, ибо сюрпризов игра в себе таит, прямо скажем, немного. И хотя времени на прохождение уходит раза в три больше, нежели на ее предшественницу (и без того униженную и обиженную), удивляют нас лишь по праздникам. Всенепременное возвращение нескольких знакомых и злодеи-предатели воспринимаются скорее как нечто традиционное, вошедшее в привычку. Вложил бы Сесил в проработку сценария столько же сил, сколько в диалоги и персонажей, — «Наш выбор» был бы обеспечен. Но не вложилось. Не сложилось. Настало время снова помечтать о BaSS2…