Светлая тема

Рецензия на игру Bulletstorm

«Люди умеют летать» — так звучит в переводе название польской студии People Can Fly. Придайте им ускорение пинком, всадите заряд из четырехстволки, рваните «красную бочку» или щелкните электрохлыстом. Грейсон Хант – не Red Bull, но тоже окрыляет.


Звездный сам себе судья

Галактический пират Грейсон Хант словно сошел со страниц дешевых фантастических книжек, в 90-е лежавших на развалах у площади трех вокзалов. В его приключениях есть все, за что народ обожает такое чтиво: заброшенные миры, жуткие чудища, мощное супероружие, роковая красотка и омерзительный злодей. Когда-то Хант работал на этого деспота, командуя элитным отрядом «Dead Echo». Осознав, что генерал Саррано использует их для устранения диссидентов и неугодных, наемники устроили бунт и подались в бандиты.

Однажды, шныряя на задворках Вселенной, мятежники наткнулись на флагманский крейсер «Улисс» — гордость флота Конфедерации, ведомый самим генералом. Наплевав на протесты товарищей, пьяный Грейсон пошел в самоубийственную атаку, протаранил вражеский двигатель, и оба судна рухнули на богом забытую планету. Протрезвев, герой понимает, сколь дорого ему обошелся гнев. Двое спутников погибли в неравном бою с оравой местных фриков. Верный помощник Иши жив, но потерял половину тела и рассудка. Пытаясь исцелить фатальные раны, корабельный хирург вживил в его плоть сервоприводы и безжалостный искусственный разум.

Теперь перед Хантом другая задача – смыться отсюда, пока компьютер окончательно не подчинил сознание Иши, и, при удачном стечении обстоятельств, прикончить бывшего начальника. Без разницы, кто стоит на пути – каннибалы, мутанты с оранжевыми наростами, гигантские ящеры или батальоны солдат, — любого ждет мучительная смерть. Нанизать на кактус, скормить хищному цветку, припечатать к арматуре, обмотать гранатной цепью и швырнуть в толпу, пальнуть в промежность и снести башку, пробурить насквозь дрелью… Фантазии польских дизайнеров позавидует иной «серьезный» шутер – Bulletstorm знает аж 131 способ убийства!

Автогеном по Галактике

Успешный прием-«skillshot» приносит баллы, которые мы тратим в капсулах-магазинах на покупку боеприпасов, «стволов» и улучшений. Там же (или по нажатию «N») можно увидеть список доступных, выполненных и секретных трюков, разделенных по видам оружия. Очень удобно, если вы решили опробовать все-все приемы, что не так-то просто!

Тут надо отдать должное сценаристам. Bulletstorm – единственный аркадный экшен, чьи создатели логично вписали набор очков в сюжетную канву. С этим объяснением связан энергетический хлыст, притягивающий недругов. Не важно, как Грейсон отправил жертву в полет – подкатом, ударом или удавкой, — та парит по воздуху в «сло-мо», открывая простор для садистских экспериментов.

Благо, снаряжение у нас необычное. Помимо автомата, револьвера и дробовика, есть дальнобойная винтовка с управляемыми пулями, пушка, плюющаяся прыгучими ядрами, парные гранаты на цепи и бур-коломет по прозвищу «Penetrator». Каждый образец работает в обычном и усиленном режимах. Например, карабин и шотган изрыгают волну, сжигающую мутантов за доли секунды, бомба-мяч подолгу скачет на одном месте, хлыст подбрасывает гадов в небо.

Убойная шутка

Конечно, как бы Грейсон ни изощрялся, рано или поздно избиение младенцев наскучит, поэтому авторы лезут из кожи вон, меняя ритм. Мы бегаем по вереницам коридоров и импровизированных «арен», сеем хаос с борта вертолета, удираем из падающих зданий и играем в «кошки-мышки» со снайперами. Да, и еще Bulletstorm вовремя опускает занавес – кампания длится семь-восемь часов. Пафосный ролик, титры, толстый намек на сиквел.

Не дает зевать и яркий калейдоскоп антуражей. Мрачные пещеры и катакомбы, напоминающие о Gears of War, заросшие руины футуристического мегаполиса (интерьеры вполне сошли бы за подводный город из BioShock, пейзажи – почти что Нью-Йорк из прошлогодней Enslaved!), бурые каньоны и свалки а-ля Borderlands… Надо ли говорить, что за движок лег в основу Bulletstorm? Пусть старичок Unreal Engine 3 и отстал от прогресса, анимация, модели, «задники», освещение великолепны. «Тормозов» нет, панорамы порой такие, что ух! Лоска кое-где недостает, зато внимание к мелочам – выше всяких похвал.

Редкий блокбастер жонглирует декорациями столь свободно. То, что прочие студии терзали бы по полчаса – колоссальная дамба, проспект, заваленный ржавыми автомобилями, – в Bulletstorm пролетает за считанные минуты. В одном из подземелий художники разлили озеро радиоактивной жижи и «украсили» его мусором – ни дать ни взять, поле для битвы с «боссом», – чтобы… показать веселый гэг про неуклюжего монстра.

Но главный источник искрометного юмора – диалоги. Хохмят все: пошляк Грейсон, острая на язычок Тришка, даже вечно насупленный Иши нет-нет да ляпнет что-нибудь дикое. Самые сочные реплики отхватил генерал Саррано, ловко сочетающий ядовитый сарказм и цветистый многоэтажный мат (русские субтитры – жалкая имитация). Забавно, что именно устами гнусного подлеца сценаристы ставят перед героем вопрос: существует ли оправдание у личной вендетты?

Саррано [после того, как Хант выкинул с «Улисса» добрую дюжину пехотинцев]: Черт! Ты сейчас угробил кучу хороших парней. Солдат, честно выполнявших свой долг. Но они стояли между мной и тобой, значит, их не грех убить, да?

Анархия любит порядок

Для тех, кому претят ругань, беседы и скриптовые сценки, People Can Fly приготовила «Echoes» — забеги по избранным фрагментам игры наперегонки с таймером. Неплохое развлечение, если нужно скоротать время или похвастаться мастерством в компании приятелей.

Впрочем, лучше направить стопы в Anarchy – классический отстрел прущего волнами «мяса», только с вывертом. Перещелкать негодяев, как в Horde из Gears of War 2, мало. Цель – не просто выжить, а сообща накопить определенное количество баллов. В перерывах бойцы покупают на них патроны, апгрейды и экипировку.

Чем глубже в лес, тем труднее взять планку. Первые этапы осилят и четверо эгоистов, нашедших друг друга в джунглях Games for Windows – Live1, но дальше без чувства локтя и голосовой связи им не пройти. К двадцатому раунду фокусов «один толкает, второй добивает» уже недостаточно — пора набивать счет на «мини-боссах» и испытаниях. Скажем, разорвать указанного врага, подцепив его удавками с противоположных сторон, или дружно напичкать свинцом.

Duke Nukem? Whatever!

Быстро ли опустеют карты «Анархии» и когда угаснет последнее «Эхо» — через полгода? пару месяцев? Как ни крути, полновесный мультиплеер не заменить. Хотя соревновательных матчей тут нет по понятной причине – без купюр концепцию в дефматч не перетащить, а кромсать нельзя, иначе получится скучная шаблонная пострелушка.

Однако Bulletstorm ценна не «коопом», а увлекательным «синглом», который в кои-то веки не похож на интерактивный фильм. Это – бодрый, ненавязчивый, красочный, уморительно смешной боевик, продолжатель дела Painkiller, достойный преемник Serious Sam и, пожалуй, больший Duke, чем сам Nukem.

1Не удивлюсь, если служба GFWL (помимо проблем совместимости с «железом») повинна в случайных «вылетах», отравляющих жизнь на некоторых системах.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 7 из 10

Хотя последняя версия драйверов 3D Vision (v266.21) вроде бы и поддерживает Bulletstorm официально, без танцев с бубнами не обошлось. После применения указанных «твиков» графика в стерео-режиме не «глючит» и честно отрабатывает значок «3D Vision Ready». Челюсть, правда, на землю не падает — эффектов, специально рассчитанных на 3D, в Bulletstorm нет. В остальном — хорошая, чистая поддержка. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.