- Главная/
- Игры/
- Bus Driver: Дорогу автобусам!/
- Рецензия
Кое-что о детских фантазиях
У многих ныне взрослых дяденек (а может, и тетенек) в детстве была мечта стать водителем автобуса, троллейбуса или, к примеру, трамвая. Порой мы подолгу простаивали за стеклянной перегородкой, отделяющей кабину от салона, и наблюдали за тем, как он крутит руль, объявляет в микрофон остановки, открывает и закрывает двери, внимательно смотрит в зеркало заднего вида и т. д. и т. п.
Но, возмужав, мы осознавали, что профессия эта очень трудна и не шибко увлекательна. И в ней, увы, нет романтики, хоть немного присущей профессии пилота, машиниста поездов дальнего следования или шофера-дальнобойщика. Выходя на работу, водитель рейсового автобуса совершает «променады» по одному и тому же пути, застревает в уличных пробках, злится на бесчисленные легковушки, то и дело норовящие подрезать его не слишком поворотливую махину, да еще выслушивает возмущенные крики пассажиров: «Эй, полегче там, не дрова везешь!». И так изо дня в день.
Как разбиваются мечты
Bus Driver, которая была гордо названа «реалистичным симулятором», не могла не вызвать трепета в душе. С одной стороны, порадовала возможность вновь прикоснуться к своим детским мечтам, а с другой, просто любопытно узнать, что создатели вложили в игру такого плана, дабы сделать ее интересной. Но при первом же знакомстве ожидания с треском разбились о примитивную начинку, характерную для творений чешской компании SCS Software. Правда, в случае с Bus Driver авторы «превзошли» все, чего достигли ранее в известной серии 18 Wheels of Steel.
Отнести BD к «симуляторам», тем более реалистичным, может разве что человек с необузданной фантазией. Игроку предлагается одолеть 30 однообразных миссий продолжительностью от 3 до 15 минут с б́ольшим или меньшим количеством остановок. Маршруты, проложенные по городским улицам и пригородам, тоже не отличаются разнообразием — их всего 3-4 типа. В дороге, на чем акцентируют внимание разработчики, нужно соблюдать ПДД, следовать графику и аккуратно управлять транспортным средством. Впрочем, сложность названных требований до того незначительна, что о них и говорить-то неудобно. Из великого множества правил надо выполнять лишь два: включать поворотники при перестроениях и подчиняться сигналам светофора. Штрафы за опоздания смехотворны и почти не влияют на прохождение. Каково принципиальное отличие Bus Driver от обычных гоночных аркад, где необходимо пройти трассу с несколькими «чекпойнтами»? Загадка.
Просто, еще проще, совсем просто
Водительский труд в Bus Driver совершенно ненатурален. Начнем с самого главного — в игре нет обзора из-за баранки, что сразу же перечеркивает претензии на симуляторность. Отсутствует ручное переключение передач (оно, в общем-то, без надобности, поскольку придерживаться скоростного режима ни к чему). Принцип движения элементарен — газ до отказа, иначе никуда не успеешь. Превысить разрешенную скорость тоже невозможно. В высшей степени сложно проскочить мимо остановок, каждая из которых выделена яркой неоновой рамкой, или потерять из виду светящиеся стрелочки на асфальте. Точная информация о числе пассажиров внутри и снаружи дается на игровом табло, также сообщающем о завершении посадки. Сама же посадка/высадка манекенов проводится методом телепортации. Все чинно и благородно, никакого часа пик, когда толпы штурмуют прибывающий автобус. Видимо, в Чехии переполненный городской транспорт стал пережитком прошлого. Нажав клавишу Enter и захлопнув двери, мы отправляемся по безжизненным улицам, чтобы в конце (любой) миссии испытать яркое чувство — чувство облегчения…
Все новое — это хорошо забытое старое
Трудно написать что-то новое о физике, графике и звуке Bus Driver после неоднократного обмусоливания этих компонентов в рецензиях на игры серии 18 Wheels of Steel. Физическая модель кажется в меру реалистичной и в меру аркадной одновременно, и особых эмоций не вызывает. Движок BD — старый знакомый Prism3D со всеми его прелестями и недостатками, за тем исключением, что здесь только один вариант обзора (сзади). Традиционно хороша озвучка, но на остальных элементах звукового оформления авторы — опять-таки традиционно — сэкономили. Музыкального сопровождения в миссиях нет, а перестук счетчика баллов и реакция виртуальных пассажиров, испуганных резким торможением или иной дорожной коллизией, утомляют донельзя.
Вдобавок поражает скудость интерфейса; мышь не работает, осмотреть трехмерную копию автобуса для предстоящей поездки нельзя… В интерфейсных решениях и в геймплее просматривается определенное сходство Bus Driver с консольными играми. Однако в приставочной Tokyo Bus Guide, вторая часть которой вышла в 2005 году, есть вид от первого лица, шире набор водительских функций (например, нужно вовремя объявлять остановки), да и действие происходит в оживленном городе. Класс выше, короче говоря.
Не для взрослых
Так что, уважаемые родители, если ваши чада подросли настолько, что начинают интересоваться миром компьютерных развлечений, можете побаловать их незатейливой игрушкой «про автобус». А искушенным знатокам в ней делать нечего.