- Бэримор?.. Что это, Бэримор?
- Овсянка, сэр!
Сэр Баскервиль, наверное, никогда не смог бы предположить, что охоту, оказывается, можно имитировать. Да и зачем, спрашивается, когда нужно-то всего - собрать друзей, взять побольше собак, захватить ружья, стряпню любимой жены + вино: и целый день вкушать неповторимый охотничий азарт. Но сегодня, увы, не 19-й век, поезда уже работают от электричества, а конные экипажи в крупных городах стали такой же достопримечательностью, как и сами лошади. Сегодняшней овсянкой является попса. Это такая абстрактная каша, которой нас (геймеров) пытаются кормить наши папы - разработчики зачастую попсовых игр. Хоть и неприятная на вкус и цвет для большинства, она, тем не менее, способна утолять голод, а в особо критических случаях (на Западе весьма распространенных) становится главным источником сил и энергии ее кушающих.
Ближе к теме
За последние 15 лет электронные вычислительные машины превратились в игровое развлекалово абсолютно для всех. Родилось огромное количество игр, строго оформились основные жанры, каждый из которых в наше время можно полноценно представить тремя-пятью наиболее яркими проектами. Задумаемся: а что же дальше? Разработчики, поняв, что некая жанровая ниша уже заполнена, что новые открытия и бум популярности теперь весьма раритетные вещи: просто взялись скрещивать жанры, получая в итоге порой страшные гибриды: стратегии и адвенчуры с элементами РПГ, пошаговые стратегии от первого лица, stealth-шутеры и прочие мыслимые и не очень комбинации. Но время идет, и эта кросс-жанровость уже в наши дни постепенно теряет оригинальность, - приедается, проще говоря.
На этой почве рождается вторая волна ремейка жанров. Компьютерными играми становится практически все, что имеет хоть какую-нибудь популярность в жизни. Начиная тривиальными Sims и заканчивая спортом; думаю, не надо напоминать о симуляторах прыжков с парашютом, велосипедиста, скалолаза, сноубордиста, а также многочисленных рыбалках и: симуляторах охоты. Да-да, мы здесь, товарищи, именно здесь - в самой гуще спортивных игр.
Будни современного покупателя
Что значит для этого самого покупателя какая-нибудь малоизвестная конторка? Да ровным счетом ничего. Он и доверять ей не будет, и игры ее покупать не решится, потому что не сформировалось еще доверие. Совсем по-другому обстоит дело, когда потенциальный покупатель видит какое-либо знакомое (с детства?) слово. Например, Activision. Переливающееся в его глазах всеми цветами радуги, оно, конечно же, напоминает ему о весело проведенных часах за Quake 3, Battlezone 2 или хотя бы Interstate'82. А теперь представьте, сколько человек за час успеет смести с прилавков среднестатистического западного магазина симулятор охоты от Activision? Логичный вопрос - есть ли что-нибудь ценное, стоящее нашего драгоценного внимания, кроме всей недешевой рекламы издателя? Оказывается, есть.
Будни современного Баскервиля
С первых же минут в глаза неизбежно бросается красиво оформленный интерфейс, гармонично дополненный приятной фоновой музыкой соответствующего стиля. Кажется, разработчики подходили к делу основательно, не давая лишнего повода усомниться в качестве своего продукта.
В наличии есть два вида игры, один из которых (Quick Hunt) представляет собой укороченный вариант другого - Grand Slam. На выбор в каждом из них имеется восемь различных географических локаций-охотничьих угодий на территории США, включая Аляску, Калифорнию и другие штаты с различными климатами, флорой и фауной. Кстати, все 29 реализованных разработчиками экземпляров животных достаточно хорошо разнообразят игровой процесс.
Непосредственно охота начинается с экипировки всем, что только может понадобиться современному охотнику. Несколько видов оптики, с десяток приманок и свистков для каждого вида животного, защитные костюмы под любой климат и даже три вида палаток для ночлега! Рация, чтобы вызывать спасательный вертолет и узнавать погоду, но кроме нее есть и новинка - спутниковая игрушка Explorer GPS, способная определить ваши координаты относительно заранее заданной точки и, при необходимости, указать точное направление на нее. Очень удобно, чтобы отыскивать оставленный вдалеке транспорт. Конечно же, дело не двинется с места без оружия. Здесь душа охотника (нашего, по крайней мере) пляшет и танцует при виде двустволки, трех ружей (карабинов?) разного калибра с оптическим прицелом и помпового ружья. К каждому из них прилагается по два вида патронов. Более того, можно вкусить немного экзотики, используя один из двух типов луков. <Не отходя от кассы> все оружие моментально опробуется на стрельбище и даже пристреливается на вкус владельца. Но это все теория. А практика...
Рассказывают очевидцы
Тихо. Странно тихо. Подозрительно тихо. Ужасно тихо. Вы когда-нибудь видели лес без звуков? Я нет, и меня настораживает, что я вижу его впервые. То ли это со мной не все ладно, то ли кто-то <там> так пошутил. Ладно, попробуем двигаться. О, слышны шаги попеременно левой и правой ноги в соответствующей колонке. Классно, но все равно тихо. Где птицы, насекомые, животные? Ау!!!
Идем дальше. Автомобиль. Залезаем и едем. Странно, но у этого внедорожника всего две скорости, так что разогнаться особо не получится. Оглядываемся по сторонам. С графикой постепенно все становится понятно - бывает и хуже. Движок явно создавался с учетом видимости больших расстояний, и они здесь действительно неплохи. НО! Все остальное как-то... хм: плоские, при ближнем рассмотрении, деревья и кустарники, средненькая по красоте земля: Не говоря уже об оружии, которое выглядит просто некрасиво. Хотя, впрочем, нужно заметить - это не главный недостаток. Вот звери... Кстати, а где они?
Произвольные местные жители оказались в двух минутах ходьбы в произвольном же направлении. Им (первым зверем) оказался енот, бесцельно прыгающий вокруг непонятного кустика. Достаем карабин, прицеливаемся - бац! МАМА! Какой страшный звук! Сейчас прибежит соседка снизу жаловаться на шум. Выстрел оказался неожиданно оглушительным и: весьма индивидуальным. Каждое ружьище здесь имеет свой характерный звук, раздающийся, скажем так, далеко не как в шутерах, а значительно реальнее, с бОльшим акустическим эффектом. Подхожу ближе к жертве. Так и есть - енот издох. Интересно, он так и будет здесь валяться? Похоже, что да. И куда смотрит <Гринпис>?
Придется пройтись дальше по округе и поискать зверя посерьезней. Пять минут езды на вездеходе и впереди уже видна заветная красная точка, указывающая положение потенциального трофея. Сейчас окатим себя специальным средством против запаха, приляжем и будем ждать. Ба-а, да это же олень! И не простой, какой-то особый. Чпок, и олень лежит как миленький на земле. Для каждой твари рассчитываются очки, количество которых зависит, в свою очередь, от условий выстрела, степени попадания и прочих фишек. По завершении задания очки суммируются. Счет, кстати, можно загружать на официальный сайт, не выходя из игры. Только вот оно вам надо?
Надо сказать, анимация всех животных, как показала практика, сделана в принципе неплохо, исключая иногда мелких зверушек. Большое удивление вызывает, однако, тот факт, что от любого крупного зверя раздается одинаковый звук копыт (именно!), будь то рысь или даже медведь. Причем слышен он за ого-го какое расстояние.
Время идет, и после 18:00 правила запрещают стрелять из чего-либо, поэтому остается единственный выход - спать до утра. Боже! Звуки! Вот куда девались все птицы - совы, филины и прочие жаворонки! Оказывается, в лесных массивах США пернатые поют только ночью. Странно, очень странно...
Если кто-то посчитал, что процесс отстрела как-то изменится от времени суток, типа животного, местного климата или даже ствола, то он грубо ошибся. Действо разнообразится только человеческим фактором, то есть, грубо говоря, все зависит от выстрела - попал или нет. Промах означает убегающую сломя голову тварь, найти которую потом удастся разве что на вездеходе. В случае попадания имеется два варианта: либо зверюга падает навзничь, либо пытается удрать. Пожалуй, это все, что можно сказать о самом игровом процессе.
Анализ
Наверное, вы уже поняли, что настоящая охота - это нечто большее, чем тупое убиение животных, и, соответственно, никакая игра именно это ощущение передать не в состоянии. Grandslam Hunting может дать только animal killing, как раз в тех самых количествах, в которых свихнувшиеся инвалиды-охотники будут сутками добывать себе добычу на максимально реалистичном уровне сложности. Люди с нормальной психикой, на мой сугубо личный взгляд, не проиграют более получаса ввиду общей скукотищи. Возникает парадокс. С одной стороны, в игре есть все, что можно только пожелать - и ружья, и полное снаряжение, и неплохая для охоты графика, и реализовано все более-менее адекватно. Но, с другой стороны, интерес, азарт пропадает уже после третьего оленя. Что это? Разработчики недодумали? Кажется, потерянное звено здесь - общая недожанровость. Хотя, сколько людей, столько и мнений.
Эпилог
Говорят, в детстве Володю Ульянова часто кормили манной кашей. А когда она ему почему-то перестала нравиться, родители стали кормить его "за папу", "за маму"... Вскоре из близких и родных в этом списке уже никого не было, и в ход пошли "за царя батюшку", "за посла", "за монархию". Говорят также, что потом, когда Володя вырос, царю пришлось очень плохо, как и послу... как и всей монархии. Господа, ешьте меньше каши, вы уже не в том возрасте.