К играм с отчетливо выпирающей рекламной функцией нужно относиться настороженно. Первым опасным признаком является какая-нибудь торговая марка, выведенная в названии проекта. Зачастую она малоизвестна в России и потому не предвещает маркетингового надувательства. Например, в несуразном, хотя и безобидном на первый взгляд сочетании Carnival Cruise Lines Tycoon 2005: Island Hopping самым вредоносным является первое слово, Carnival. Это наименование весьма крупной и известной в другом полушарии фирмы, организующей круизы.
Разумеется, наиболее адекватно подобную деятельность можно отобразить при помощи жанрового «тайкуна». Однако морские «магнаты» заметно уступают своим сухопутным сородичам в качестве: достаточно взглянуть на убогие по всем меркам Luxury Liner Tycoon и Atlantis Underwater Tycoon. CCLT создавался на базе схожего проекта Cruise Ship Tycoon и получился таким же безмозглым.
Достала морская
Клеймо родства с CST видно даже на главном меню: прежняя тройка игровых режимов осталась неизменной. Впрочем, суть карьеры стала другой — если раньше требовалось заработать миллион, то теперь надо как можно быстрее завладеть всеми кораблями. Кстати, их число подросло на единицу и достигло пяти экземпляров. Суда по-прежнему отличаются друг от друга лишь ценой и количеством палуб. Другие характеристики здесь попросту не нужны — смысл игры заключается в усердном застраивании пустых плоскостей прямоугольниками помещений.
Возиться с подобным конструктором лучше в порту. Там все возводится молниеносно, а в плавании строительством занимается неторопливый дяденька с метровым разводным ключом. Однако спроектировать безупречное судно не так легко, ибо пассажиры требовательны сверх всякой меры. Можно построить пять ресторанов, но клиентам все равно не хватит пищи, и придется спешно возводить еще пару-тройку кабаков. Насытившись, транжиры непременно пожалуются на недостаток баров, и игрок будет вынужден втискивать питейные заведения в редкие свободные уголки. Потом драгоценные отдыхающие возмутятся дефицитом уборных, и так далее — всего в игре шесть классов построек, не считая разнообразных кают, служебных помещений и декоративных кустиков, статуй и фонтанов.
Работая на таких богатеньких идиотов, вы рано или поздно накопите достаточную сумму и приобретете следующее плавательное средство. Старое придется оставить на попечение компьютерному капитану, чтобы вновь забивать tabula rasa нового судна кубиками и параллелепипедами. Процесс утомительно однообразен, и обустройство третьего по счету лайнера (покупается примерно через два часа игры) воспринимается как тяжкая обязанность. От вида восьми стерильных палуб четвертой посудины можно почувствовать дурноту. Представить того уникального человека, который по собственной воле доберется до пятого корабля, очень непросто.
В CCLT можно заниматься только строительством. Вернуться на управляемые ИИ-капитанами суда нельзя; порой их надо ремонтировать, но делается это путем нажатия одной кнопки. Так же схематично выглядят и некие «апгрейды» портов. Платим определенную сумму, и около пристани вырастает сомнительная постройка, привлекающая новых пассажиров.
Игра щедро начинена всевозможными статистическими данными, и смотрятся они очень комично. На каждого пассажира заведено подробное досье с параметрами вроде «харизма» и «атлетизм», сопровождаемых оценками по 100-балльной шкале. Зачем разработчики занимались выдумкой таких глупостей, непонятно. Люди в CCLT являются тупейшими существами с примитивными рефлексами. Они даже не могут элементарно взаимодействовать друг с другом. Манекены чокаются с воздухом в ресторанах и изображают болельщиков около совершенно пустых баскетбольных площадок. Предел их коммуникационных способностей — наткнуться на своего товарища в узком проходе и испустить из черепной коробки пиктограмму, символизирующую беседу.
Отдать концы
Остается лишь повторить, что судовладельческие «магнаты» нежизнеспособны. По крайней мере, в теперешнем виде. Одно из основных требований к «тайкунам» — возможность управлять отстроенными владениями. В Carnival Cruise Lines Tycoon 2005: Island Hopping управление запрещено. Мы оказываемся не заправилами крупного бизнеса, а обычными чумазыми рабочими. Удовольствие, прямо скажем, сомнительное.