Светлая тема

Рецензия на игру Казанова: Все соблазны Венеции

"Запомни, сынок, Казанова - это то же,
что и Буратино, только перевёрнутое"
(с) Из КВН

Как известно, разработчики компьютерных игр достаточно редко при создании очередного хита всех времён и народов обращаются к реальным историческим личностям и событиям. Исключения делаются разве что для воргеймов, где суровые фанаты буквально силой заставляют дизайнеров блюсти реализм вплоть до имён и дат. Впрочем, по-настоящему историческими такие игры тоже не назовёшь из-за жёсткой стилизованности и прикованности к происходящему действию, а не к канве, в которую оно заключено.

В принципе, такое положение вещей вполне оправданно. Ведь, поселяя собственных героев в несуществующих мирах, создатели избавляются сразу от двух проблем. Во-первых, ни один реализмофил или историк-буквоед не сможет прицепиться к игровым ляпам (которые всегда неизбежны). К тому же, не будет временных и пространственных ограничений, накладываемых на сюжет, всем известных фактов, рекомендуемых к внедрению, и прочей мало любимой дизайнерами обязаловки. Во-вторых, никто не сможет обвинить разработчиков в отсутствии фантазии.

В этом свете достаточно интересен подход ребят из компании Arxel Tribe. С одной стороны, на роль главного героя выведен Джованни Джакомо Казанова - личность более чем реальная, можно сказать, историческая, и, мало того, почти повсеместно известная (хотя, подобную известность не стоит воспринимать всерьёз, так как обычно дальше информации, изложенной в эпиграфе, она не распространяется). Главный герой строго задан, известны его основные черты характера: благородство, авантюризм, храбрость, граничащая с дерзостью, пронырливость и плутовство (взрывоопасный коктейль). И тут начинается кошмарное издевательство над игровым миром…

Миру - мир

Представьте себе Венецию середины восемнадцатого века. Яркое итальянское солнце, тёплое Средиземное море. Высокие разноцветные обшарпанные дома, населённые беднотой, и щеголяющие пышностью храмы и дворцы знати. По кривым, узким, переплетённым бельевыми верёвками улочкам расхаживают благородные венецианцы, не снимающие рук с эфеса шпаги, а по углам прячутся грабители, рассматривающие прохожих исключительно в качестве ежедневной зарплаты. На широких же улицах и площадях изобилуют стражи, верные консервативной правящей партии и поддерживающие общественный беспорядок, зорко высматривая смутьянов и недовольных. В богатых усадьбах играет музыка, бьют фонтаны, в сени которых отдыхают разряженные в роскошные наряды прекрасные дамы, что всегда не прочь удостоить снисходительной улыбкой галантного кавалера. И по всему городу, по всем каналам снуют проворные гондольеры, эти очаровательные извозчики…

Да, забыл отметить: каналы наглухо заасфальтированы, поэтому несчастным речным таксистам приходится вести свои агрегаты по воздуху, преодолевая многочисленные мосты сверху. В результате небо Венеции от заката до рассвета живописно заполнено деревянными птицами со стеклянными иллюминаторами. Ручаюсь, что вы не встретите ни одной крупной площади, где не было бы бетонного квадрата посадочного поля со специфическим столбом, названием "остановки" и колокольчиком вызова. Впрочем, под раздачу попали не только гондольеры. Капитанам дальнего плавания, получившим приказ срочно переквалифицироваться в аэронавигаторов, тоже пришлось несладко. Мало того, если гондолы и оснащены чем-то напоминающим антигравитационный движок, то корабли так и остались парусными, а знаменитым венецианским галерам вообще приходится отталкиваться от воздуха тремя рядами вёсел. Когда такая бандура величаво проплывает над городом, закрывая собой солнце, становится немного не по себе.

Странно, но на улицах ни одного монаха. Куда подевали святейшую инквизицию из едва ли не самого христианнейшего государства Европы, тоже не совсем понятно; приходится мириться с тем, что за колдовство нас не посадят. Наконец, последний штрих к портрету. Средиземное море наводнили кровожадные монгольские пираты, грабящие всё, что плавает, в смысле ходит… тьфу, то есть, летает. Многие поговаривают даже о скором вторжении монголов в Италию и захвате Венеции, сея тем самым панику и упаднические настроения. Вот в таком своеобразном мире приходится жить и побеждать нашему герою - единственному выжившему после пиратского нападения пассажиру грузового корабля, на котором молодой Казанова опрометчиво путешествовал вместе со своей старушкой матерью.

Буратино наоборот

Итак, Джакомо Казанова, оставшись сиротой, пытается начать новую жизнь. Авантюрист, прохвост, неисправимый дуэлянт и галантный кавалер, рискованный игрок, шарлатан и смутьян. Обвинённый в своё время в колдовстве, ереси, участии в подготовке бунтов, просидевший за это в тюрьме Пьёмби без малого два года и с доблестью оттуда бежавший. Из этого далеко не полного списка его профессий нам предлагают применить на практике лишь две - обыграть всех на ежегодных венецианских игрищах, да посидеть пару минут в тюрьме. Естественно, без флирта с многочисленными дамами любого возраста и сословия и фехтовальных стычек тоже не обойдётся. В свете вышесказанного, игроку придётся овладеть парой жизненно важных навыков, без которых успешно закончить игру будет весьма проблематично.

Во-первых, нужно отточить мастерство владения шпагой до таких высот, чтобы с лёгкостью давать отпор грабителям, посягающим на жизнь и кошелёк, и дерзким дворянам, не имеющим другого занятия, кроме как драться на дуэлях. Это избавит и от лишнего использования "load", и прославит вас как непревзойденного бойца. Думаю, не надо объяснять, что эти успехи во многом помогают снискать благосклонность слабого пола. К тому же, с ростом числа схваток возрастает умение, атаки становятся более быстрыми и более болезненными, а это ещё пригодится в финальной битве. Что же касается самой техники боя, то, несмотря на три вида ударов и три соответствующих вида парирования, она недалеко ушла от аналога из Prince of Persia. Для победы достаточно лишь наносить уколы за долю секунды до того, как это сделает противник, и пытаться прямыми выпадами зажать его в угол.

Другая вещь, без которой Казанова не Казанова - это, естественно, обращение с женщинами. Причём совсем не такое, о котором все подумали. Контакты вышли в основном вербальными, ограничивающимися одним-двумя диалогами, а синяя полоска на экране, так меня поначалу заинтриговавшая, оказалась обычным индикатором отношений дам к вашей персоне. Как ни странно, на практике женщины - более простая наука, нежели фехтование. Чтобы произвести на любую из них неизгладимое впечатление, необходимо правильно подобрать тактику ведения диалога: нежность, страсть, цинизм или сочувствие. Иными словами, выбрать одну из четырёх кнопок, положившись на удачу и справедливость собственной оценки состояния клиентки по первым фразам диалога. Удача непременно понадобится, ибо непредсказуемость женской натуры проявляется в этих беседах во всей красе. Обычный совет здесь - сохраняться перед очередной попыткой "штурма" или выбирать нежность как самый нейтральный стиль поведения, практически не имеющий отрицательных последствий.

Что ещё…

Во всём остальном игра достаточно проста. Герой без особых затруднений плывет по сюжету, от NPC к NPC, от квеста к квесту, последовательное выполнение которых, в конечном итоге, приводит к победе. Диалоги же в основном сводятся к выбору стартовой фразы и дальше проходят независимо от воли игрока. К тому же, невозможность поговорить с ненужным человеком или убить нужного, а также разделение сюжета на пять независимых друг от друга и достаточно коротких частей ещё больше облегчают задачу. Правда, отсутствие журнала или путевых заметок в каком-либо виде приводит к необходимости держать всю информацию в голове, и прохождение игры с перерывом на месяц без солюшена может оказаться невозможным.

Что касается графики и звука. Отдавая дань моде и заправляя игру в 3D, дизайнеры всё-таки сжульничали и сделали плоский и неинтерактивный, хотя и очень красочный бэкграунд. Заодно и модели людей, явно обделённые полигонами, со спрайтовыми лицами и непропорциональными фигурами выглядят немного тускло на таком богатом фоне (особенно заметно при минимальных графических установках). С другой стороны, нужно отдать должное артистам с великолепной дикцией. В отличие от большинства других игр, Casanova не заставляет заглядывать в субтитры, поскольку понятно каждое слово, произнесённое с расстановкой, чётким и громким голосом. А вот фоновая озвучка явно подкачала. Если музыку боя или погони ещё можно слушать с некоторым удовольствием, то в другое время от звуков города (или от их отсутствия) начинает клонить в сон.

С одной стороны, Венеция весьма небольшой город, который можно обежать за полчаса, не пользуясь услугами "аэротакси". С другой - отсутствие свободно доступной карты может поначалу затруднить подобные прогулки. Строгое деление на локации, в каждой из которых своё положение камеры тоже мало помогает навигации, иногда просто нервирует. Всё это, ещё в сочетании с хорошими тормозами даже на средних настройках, а также с внезапными падениями и подвисаниями игры сильно портит, в общем-то, неплохое впечатление.

Заключение

Вывод можно сделать простой и однозначный. Casanova - интересная, хотя и коротковатая, сырая, нестабильная и излишне требовательная к системе игрушка, не претендующая на историческую или литературную ценность. Неплохо подойдёт для изучения разговорного английского, а многочисленные виртуальные контакты с женщинами (особенно их исход) могут снабдить некоторым полезным жизненным опытом. В общем, за неимением ничего лучшего вполне стоит потраченных на неё времени и денег.

P.S. Не совсем понятно, о чём думали дизайнеры, когда изобретали игровой логотип. То ли буратину пытались стилизованно изобразить, то ли рапиру. В итоге получился легко угадываемый значок Q на боку. Насколько правомерно использование подобного символа - судить не нам, но, как говорится, неприятный осадок остаётся…