Светлая тема

Рецензия на игру Вторая мировая: Союзники

Тетя Ася приехала. На этот раз — окончательно. Намаявшись с вертолетами и пожарными, доблестная InterActive Vision взялась за тему, не менее больную, чем ожирение и бин Ладен. Шутить на тему американцев и Второй Мировой — все равно что потрошить Новодворскую или Петросяна. Заурядно, одним словом. Куда забавнее наблюдать продукт титанического труда кумиров всех гражданских вертолетчиков — Chain of Command. Все-таки хорошая шутка действительно продлевает жизнь. Правда, только на величину рецензии, не больше.

* * *

После почившего Close Combat новые стандарты в тактических RTS с горем пополам установил «Блицкриг». За ним потянулись проекты вроде Desert Rats vs. Afrika Korps, а к завершению близки Codename: Panzers и «В тылу врага». Когда появится подходящий повод (скорее всего, им станет «ВТВ», уже сейчас производящей неизгладимое впечатление), говорить об этом нужно будет серьезно. Если вкратце — стандарты в жанре становятся все суровее, и следовать им, соответственно, гораздо труднее. После того, как мы вдоль и поперек изучили «ВТВ», познакомились с демо-версией Codename: Panzers, освоили кампанию Dr vs. AK (не говоря уже о «Блицкриге» со всеми ответвлениями и незаконнорожденными детьми), смотреть на Chain of Command без слез нельзя. Хочется просто поставить честно заработанный ноль и закончить на этом.

Однако правила есть правила. Что вы хотите знать о CoC?

Графика?

Думаю, комментариев тут потребуется больше, чем обычно. Достаточно обратить взор на левую часть монитора, чтобы содрогнуться. Увеличить? Даже не думайте об этом, умоляю вас! Иначе самые ужасные монстры программирования, восставшие прямиком из ада, покажутся вам невинными агнцами. Как писал Ежи Лец, чем ниже падаешь, тем меньше волнуешься. Чтобы продавать такое в магазине, нужно сойти с ума. Нужно упасть на дно самой глубокой в мире пропасти и щелкать по клавишам на дне этой бездны, даже не задумываясь, что где-то там, наверху, есть солнце и луна, цветет травка и поют птички.

Технически игра безобразна, но (кто бы мог подумать) в меру трехмерна. Свободная камера? Еще чего. Тут надо четко представлять себе, какие игры в два, три, четыре раза красивее CoC. Например, Myth, о котором уже успели позабыть ваши внуки, сотрудники InterActive Vision видели только в сборнике эталонов. Total Annihilation — вот истинная трехмерность. Можете сравнить. ТА, по-моему, даже выигрывает, в нем краски сочнее. Ну и, конечно, мой любимый Warcraft 2, по фотогеничности способный обставить половину сегодняшнего ширпотреба. Куда без него.

Реализм?

Ну, ладно, сдаюсь. Посмотрите на эти скриншоты внимательнее. Пройдя половину игры, вы, возможно, научитесь интуитивно различать подконтрольные танки. Вот, например, красавец М3 «Грант / Ли», за свои боевые качества ласково прозванный советскими танкистами «братской могилой на шестерых». Бригада таких уродов с легкостью расстреливает любую немецкую машину. К счастью, со временем их сменяют другие персонажи, правда, оказывающие такое же разрушительное воздействие. Выкидыши американского танкостроения всех мастей будут направо и налево громить упорно атакующих фашистов. Ни о каком просчете повреждений и прочем малопонятном для InterActive Vision бреде речь, конечно же, не идет.

Чтобы вы не сразу об этом догадались, юниты наделены разными параметрами. И их количество даже может вызывать у особо впечатлительных игроков радужные надежды. Но знайте — вас обманывают! Рядовой пехотинец выходит на поле боя исключительно для того, чтобы отдать концы, а для танка наиболее важной характеристикой является способность сделать больше выстрелов за меньшее время. Калибр и начальная скорость снаряда — слишком скучные термины.

Может, ИИ?

Если вы страдаете от недостаточно проработанного ИИ в любимой игре на мобильном телефоне, то CoC, несомненно, станет для вас открытием года. Юниты умеют самостоятельно стрелять, но этого явно недостаточно, чтобы получить хотя бы двойку. Оставленные без присмотра, ваши подопечные, скорее всего, будут растерзаны врагом. Вот почему на стройплощадках висят таблички: «Не пускайте детей на стройку!». Правильно — они могут погибнуть.

Враг? Враг изобретателен. При возможности открывает огонь. В основе любого действия ИИ лежат старые добрые триггеры, причем крайне неудачно замаскированные.

Или кампания?

Приятное удивление вызывает кампания. Разработчики чудом смогли избежать нуля! Миссий много, и в некоторых из них видны следы работы полупьяного дизайнера.

Взяв старт, как и положено, в Африке, доблестная американская армия, минуя высадку в Нормандии и героическую оборону в Арденнах (в это время командование звонило Иосифу Виссарионовичу, умоляя сделать хоть что-нибудь), движется по направлению к Берлину.

Спектр решаемых задач довольно широк: разгром противника по периметру, захват важных стратегических объектов, освобождение военнопленных или перехват конвоев. К отдельному виду заданий стоит отнести штурм укрепрайонов. Не имея необходимых средств, заниматься этим можно, но… только если влезть в шкуру любителя обводить войска рамкой. Иные операции с имеющимся арсеналом кажутся просто бессмысленными. Согласитесь, средние танки и пехота — лучшее подспорье при взятии укрепленных городов. И ведь берутся!

Чтобы поиздеваться, в паре эпизодов авторы изобразили «нелинейность». Так, как они ее понимают. Думаю, у истинных ценителей динамической кампании недюжинный восторг вызовет возможность начать новую миссию уже с другой стороны карты, ранее полностью завоеванной. Война — дело тонкое.

Слова все

Chain of Command даже не плохая игра, а просто дебильная. У нас и не таких в армию отправляют, но мы-то подтасовывать факты не станем и поступим по всем правилам и законам судебной медицины — получите белый билет и право на призовое место в «Отстое года».