Светлая тема

Рецензия на игру Championship Manager 5

Трагедия, катастрофа, гибель серии — пустые слова, удел зря расстраивающихся поклонников Championship Manager. Ничего страшного не случилось. Дух великого футбольного менеджера перебрался в другую оболочку, CM начал новую жизнь. Если ему повезет — т.е. если у Eidos все наладится, и она будет поддерживать Beautiful Game Studios, — давно предвкушаемая битва гигантов все-таки состоится. Пока же разработчики слишком молоды и неопытны (озлобленные фанаты на форумах, увы, этого не понимают), а CM5 — слишком хил и слаб.

Advantage — Championship Manager 5

Несмотря на то, что BGS создавала проект с нуля, он не выглядит зеленым новичком, ни на что не способным и покорно сносящим насмешки. Sports Interactive стоит призадуматься.

Сильнее всего впечатляет скорость. Игра быстро «собирает» базу и потрясающе шустро обрабатывает данные со всеми включенными чемпионатами (их здесь 26, практически все самые известные и популярные). В Football Manager 2005, да и в предыдущих версиях СМ, такая оперативность возможна исключительно на мощном компьютере, и то не с полным набором лиг. Причем загрузка нисколько не мешает лазить по меню и заниматься своими делами. В FM есть аналогичная опция, но там она еще больше тормозит процесс.

После приглашения профессионального тренера в качестве консультанта тренировочные расписания стали совсем мудреными. Принцип такой же, как в последних версиях СМ и в FM, только теперь каждое занятие длится полчаса, а их список увеличился почти вдвое. Футболисты, кстати, получили ряд новых параметров, хотя некоторые из них нам уже знакомы, просто названы они по-другому, что несколько запутывает.

К сожалению, тренировки хороши лишь с виду — боясь что-то испортить, я половину сезона пользовался установками по умолчанию, и ни разу не заметил падения характеристик. К тому же неудобно сделано прикрепление тренеров к расписаниям — их способности в разделе «Training» не показываются, приходится лезть в профиль и запоминать.

Наконец, очень неплохо работают скауты — еженедельно они делятся мнением о перспективных игроках и предлагают варианты для немедленной покупки.

Шесть месяцев, которых не было

На свою беду CM5 не удается очаровать нас сразу, пока еще сохраняется чувство ожидания. Во-первых, опытный глаз ветерана сразу обнаружит отсутствие мультиплеера. Любителям погонять сетевую тут делать нечего. Правда, жители Великобритании могут за определенную плату подписаться на Championship Manager Online (между прочим, симпатичная задумка… жаль, на том же движке). Во-вторых, интерфейс далек от совершенства. Выпадающие меню, скорость развертывания которых оставляет желать лучшего, размещены вверху и внизу экрана, и не исчезают даже во время матча.

Не исключено, что прорыв в быстродействии связан с серьезным уменьшением базы (вся игра занимает на жестком диске 170 Мб!). В СМ5 вообще нельзя выбрать ее размер, да и с точностью данных большие проблемы. Частенько попадаются ошибки в именах и национальностях, а игроки, лишенные «истории» (таким же недостатком страдал и СМ4) оказываются в «неправильных» клубах с «неправильным» финансовым положением. Очень много спортсменов-середнячков с подозрительно одинаковыми значениями характеристик (в диапазоне от 11 до 13). В принципе, это закономерно — система «ресечеров» осталась у SI, и BGS пришлось довольствоваться информацией, предоставляемой агентством PFS.

Печально — на фоне достижений FM — смотрится общение с прессой. Вернее, самого общения нет, одни только бесконечные слухи о переходах в другие клубы (порой абсолютно нереалистичных). Если убрать из CМ5 новости, вряд ли кто-то сильно огорчится.

Тактические настройки тоже подкачали. По сравнению с FM — небо и земля. Опции старые, знакомые по СМ4, добавлена лишь пара новинок: можно указать основное направление передач прямо на схеме и поместить игрока в любую точку поля. В будущем разработчики наверняка разовьют идею, тем более что во время матча на экране «Action zones» демонстрируется преимущество по девяти секторам. Но здесь все тренерские изобретения и находки никуда не годны — движок у BGS получился провальным.

Снаружи 2D выглядит пристойно — слегка изменен угол обзора, фигурки округлились. А вот внутри… Сущий хаос. Футболисты бессмысленно пинают мяч, вратари периодически теряют позицию и пропускают нелепейшие голы, защитники отдают бездарные пасы и вместо отбора и прессинга жмутся в своей штрафной площади… Стоит смириться с этим — все ж таки на тренерском веку мы повидали немало «багов», — и тут же обнаруживается, что компьютер практически не делает замен в матчах с нашей командой. А зачем? Влияние тактических поправок все равно близится к нулю. Причем совершенно непонятно, как талантливые нападающие вроде Джанфранко Дзолы (Gianfranco Zola) умудряются 5-10 раз за матч выходить один на один с вратарем и бесхитростно бить точно в него. От описания картины происходящего хочется и смеяться, и плакать — «Колобки колобачутся!»…

В FM2005 я нередко смотрю встречи в реальном времени — это интересно и захватывающе, поскольку команда действительно реагирует на новые установки. В СМ5 матчи невероятно скучны, и к середине сезона с трудом уговариваешь себя не трогать пометку «Fast result». На поле становится отчетливо видно — игра мертва.

Да, серия никогда не обходилась без пачки «заплаток», и многое доделывалось уже спустя месяцы после выхода новой версии. Но ни разу еще недоделки не были столь критичными, превращающими футбол в фарс. Я не сомневаюсь, что в BGS сделают все возможное, дабы облегчить игрокам жизнь, однако первый патч, по традиции появившийся в день релиза, не исправил даже самые вопиющие и назойливые ошибки типа корявого фильтра состава команды.

Резюме

Большинство здравомыслящих любителей футбольных менеджеров убеждено — лишних полгода разработки, и Championship Manager 5 был бы как минимум не хуже CM4. Сейчас же это очень сырой проект. Потенциал, несомненно, есть, а вот результат пока отсутствует. И дальше авторам, наверное, будет еще тяжелее.