- Главная/
- Игры/
- Championship Manager Season 99/00/
- Рецензия
Эту рецензию категорически запрещено читать фанатам Кваки;не
рекомендуется стратегам, аркадникам и квестерам;вряд ли стоит
поклонникам спортивных симуляторов
(за редким исключением).
Постойте, а для кого же я пишу??? А, вот здесь-то и кроется тот корень, в который, как верно заметил некий собирательный персонаж, надо зрить. Поразмыслив на досуге (досуг: нерабочее время; как правило, промежуток между сном и завтраком - Прим. ред.) над исконной проблемой редких игрушек в обществе геймеров, я пришел к неутешительному выводу (который уже наверняка кто-нибудь сделал до меня) - будь игра хоть сто раз великолепна, круг ее поклонников все равно будет ужасающе скромен, если она относится к разряду «элитных». Вот там она точно будет пользоваться уважением. Чаще всего в качестве представителей этой элиты мы называем квесты и воргеймы, совершенно незаслуженно забывая один, в некотором роде стратегический поджанр - спортивные менеджеры. Уверен, семь, а то и все восемь человек из десяти с чистой совестью променяют эти невзрачные игрушки на Q3, C&C или Fallout. Это не значит, что они отморозки и ничего не понимают в компьютерных играх. Можно любить активный футбол и ненавидеть закулисные интриги. Главное в другом - у этого жанра есть своя армия поклонников, крепкая и дружная. Уж они-то своих любимцев в обиду не дадут.
Буквально первая же неделя продаж вывела Championship Manager 99/00 в пятерку самых продаваемых игр в Европе. А до него, кстати, там очень долго сидел ветеран Championship Manager 3. Европейцы любят футбол во всех его ипостасях, а Eidos очень умело эту любовь использует. Конечно, в Штатах игру не принимали и не примут. У них там властвует бейсбол, NBA, NHL и NFL. К тому же американцам гораздо интереснее раздевать Барби и отстреливать беззащитных оленей. А мы...
А мы - фанаты!
У нас двоякое отношение. С одной стороны, массивные толпы спартаковцев и прочих страстно болеющих будут страшно возмущены отсутствием российского чемпионата в игре. Ну, не котируемся мы, надо это признать. Остается утешаться тем, что и Африку тоже не включили, и всю Восточную Европу, и Азию (за исключением Японии). Однако тут тоже кое-что не сходится... Что в списке, видимо, лучших 16-ти делает США? Я помню, как они слили Ираку... Южная Америка представлена только Бразилией и Аргентиной, но этого, в принципе, достаточно. К тому же крупнейшие европейские футбольные державы отмечены не только высшей лигой, но еще и двумя-тремя дивизионами.
С другой стороны, не за «железным занавесом» все-таки живем и о кудесниках мяча за бугром благодаря телевидению наслышаны. У большинства есть свои пристрастия, любимые команды и игроки, так что уже одна возможность увидеть полностью реальные составы (о, CM этим гордится!), почувствовать на себе все бремя футбольного регламента, более того, поучаствовать в управленческой деятельности... Меня поймут те, кто при одном только имени кумира приходят в экстаз, начиная взахлеб рассказывать эпизоды из его карьеры и вспоминать матчи Чемпионата Мира 10-летней давности. Надо бы предложить разработчикам разместить где-нибудь рекламный слоган типа: «У вас тоже есть болтливые знакомые - футбольные фанаты? Расскажите им о CM 99/00, и в вашей жизни не останется места долгим и нудным разговорам по телефону на неинтересные темы».
Все гениальное - просто?
«Хо-хо!» - говорила Эллочка-Людоедка. Идея действительно проста. Молодой, еще не нюхавший дымовых шашек фанатов и не испытавший на своей голове тяжесть различных предметов, летящих с трибун, менеджер приходит в футбольную команду. Выбор велик, и начинать с низшего дивизиона никто не заставляет. Задача видна невооруженным глазом - управлять клубом так, чтобы прежнему менеджеру стало стыдно за свои знания, а руководство только и делало, что рассыпалось в похвалах (в денежном выражении, разумеется). Раз плюнуть! Мы ведь и парки строили, и госпитали, да и в прежние CM играли (кстати, CM 99/00 - это вовсе не «4», а всего лишь 3.70). Но теперь все немного по-другому. Шире, я бы даже сказал.
Менеджерская политика - крайне гибкая штука. Можно прийти в команду, дать всем по шапке, затренировать до смерти... в общем, навести свои порядки. Но не лучше ли присмотреться к игрокам, изучить составы других клубов, прикинуть, кого из будущих звезд можно прикупить (опытные игроки-то уже знают имена потенциальных знаменитостей)? Естественно, финансов на Рональдо или Батистуту сразу не хватит, да и не отдадут их владельцы. Отсюда вывод - придется выбирать из того, что подсовывают в начале. Кстати, теперь нам дали уникальную возможность послать в какую-нибудь команду казачка... тьфу, скаута, который будет докладывать о положении в ней игроков, их форме и возможных перспективах. При неплохих профессиональных параметрах этот разведчик может откопать крайне ценных молодых игроков... правда, и он тоже стоит денег.
Однако, на мой взгляд, в условиях расширения общения менеджера с руководством клуба выжить на старте не очень сложно. То, о чем фанаты мечтали со времен CM3, разработчики воплотили в жизнь почти в полной мере (за исключением откровенно бредовых желаний, а их большинство :). Например, при неплохом личном рейтинге и добрых отношениях с высоким начальством вполне реально выпросить некоторую сумму на увеличение домашнего стадиона. Посетителей больше, доходы растут, всем хорошо. Находясь на грани отставки можно попросить хозяев чуть-чуть потянуть время, дать последний шанс; вдруг в решающий момент будет найден ключик к великолепному футболу? Главное - сразу показать свою менеджерскую хватку и перестроить команду так, чтобы она показывала хорошие результаты. Руководство, оно ведь нежное и легко ранимое. За каждое поражение следует выговор, а вот победа в матче Еврокубка непременно принесет бесценную премию. Все как в реальном футболе. По сути своей, игра бесконечна. Поматросил один клуб - перешел в другой... Но от этого она ничего не теряет. По словам одного из моих знакомых, величайшего поклонника серии CM (он, кстати, чуть не оторвал у меня право на статью вместе с руками и ногами, узнав, что я не в курсе, что такое Кальчо!), даже опытные игроки, выводящие за несколько сезонов самую отстойную команду в суперклубы, с трудом справляются с сильнейшими командами планеты. Да, месяца через три весь этот круговорот менеджеров в природе несколько надоедает, но потом страсть вспыхивает вновь... и так до выхода следующей версии.
Человек - это звучит гордо!
Ибо основное действующее лицо в CM - человек, сиречь футболист. Каждый из этих кирпичиков в огромной футбольной стене обладает более чем двумя десятками параметров, моралью, состоянием здоровья и физической формой (которая определяется по оценке после каждого матча). Если бы сюда еще прибавили взаимоотношения между членами команды, CM запросто попадал бы в разряд РПГ (шутка). Впрочем, любой футболист все-таки меняет по ходу игры свое отношение: к командам и тренерам. Ему может надоесть играть под вашим руководством, он устанет постоянно ходить на тренировки... да мало ли что еще! Новейшая фишка, возможность наказывать нерадивых игроков, иногда действует против нас - игрок переходит в стадию притупленного озлобления и играет крайне отвратительно. В таком положении их любят скупать другие команды. Ну и мы, соответственно, тоже не брезгуем.
Само собой, вышеупомянутые два десятка характеристик на месте не стоят. Как и положено всякой уважающей себя РПГ... простите... В общем, с течением времени они растут. В принципе, основное влияние на рост оказывают постоянные тренировки, за ходом которых нужен глаз да глаз. Бомбардиры пусть тренируются в меткости, голкиперы - во вратарском искусстве, и так далее. К тому же, состояние здоровья обладает мерзким свойством потихоньку понижаться от усталости, и игрокам надо своевременно облегчать нагрузки. Но тогда характеристики будут падать... дилемма. Таковы суровые будни менеджера, разрывающегося между матчами чемпионата, кубковыми матчами, уходящими тренерами, предложениями от разных монстров купить лучшего игрока и всевозможными рейтингами (всегда приятно знать, что ты входишь в пятерку лучших менеджеров, а твои игроки занимают большинство позиций в Dream Team)... При желании можно тренировать новые кадры в команде второго состава. Если вам нравится со всем этим возиться, конечно.
Кульминация
Апогеем всех передряг является матч. Это страшнейшее по напряжению действо прямо-таки принуждает нас закрывать глаза, когда пробивается пенальти, подпрыгивать в кресле из-за досаднейших промахов и ошибок, и бешено отплясывать безумный танец вокруг офисного стола, радуясь тяжелой победе. CM умудряется, при всей своей специфике (о ней несколькими строчками ниже), здорово поднимать уровень адреналина и заставляет стучать кулаком по столу не слабее, чем при просмотре еврокубкового матча с участием Спартака. Естественно, ход матча в некотором роде зависит и от нас, многострадальных менеджеров. Надо правильно подобрать состав, учесть состояние игроков, заменить травмированных и логично расставить их на поле (огромная масса возможных стратегий обеспечена). К тому же каждому футболисту можно настроить кучу параметров: командную или свободную игру, бомбардирам - возможность дальних ударов, защитникам - отсутствие/присутствие жесткого прессинга и многое другое. Порой одни только приготовления отнимают чуть ли не в три раза больше времени, чем сам матч. Но...
Есть еще кульминация с отрицательной для некоторых стороны, которая прогоняет прочь добрых три четверти фанатов. Это полностью текстовый режим. То есть графическое отображение матчей отсутствует, и надо обладать недюжинной фантазией, чтобы по умопомрачительным восклицаниям комментаторов (а они действительно хороши и разнообразны; к тому же дублируются текстом) представить себе происходящее на поле. За это большинство западных рецензентов просто словесно убили игру, не поняв ее внутренней красоты, не увидев того, что регулярно выводит ее на первые строчки европейских хит-парадов (пару раз мне попались стоящие оценки, и то лишь по причине наличия в игре Major League Soccer). Те, кто играют в CM, недостатком это не считают, но спорить на эту тему мы сейчас не будем. Возможно, всем остальным жаждущим, но не решающимся подойти близко, стоит дождаться EuroLeague Football, который выходит в этом году. Если его авторы смогут совместить отличную визуальную часть с превосходным менеджментом - я буду только рад.
Другим минусом, теперь уже для всех, следует считать жесточайшие системные требования. Они убивают даже больше, чем 64 Mb для Panzer General 3D. Чтобы достаточно быстро играть с участием пяти лиг, необходимо иметь 450-ый Пентиум и по меньшей мере 128 Mb памяти. Причина проста - огромные базы по всем командам, десяткам тысяч игроков, характеристикам и history просто не в состоянии перевариваться слабыми машинами. Представляете, сколько времени может уйти только на сохранение? Увы, это вынужденный минус, но ведь и игра элитная. Даже если у вас всего 64 Мб и 350-ый процессор, вы сможете включить хотя бы пару лиг, а потом поднакопить деньжат и окунуться в игру полностью. Ведь чем больше чемпионатов, тем больше игроков и вариантов состава команды...
Резюме
Бесспорно, лучшая игра серии. Масса удовольствия, активное шевеление извилинами и серьезное увеличение знаний в области мирового футбола гарантируется. Отсутствие графики заставляет встрепенуться поклонников MUD’ов, а остальных глухо задуматься о роли несчастных fps в нашей угрюмой геймерской жизни. Ну, это еще и повод заглянуть в чулок и выгрести оттуда необходимую сумму на апгрейд. Рекомендуется только полностью помешанным на футболе игрокам. Всем, кто вопреки запрету статью все-таки прочел, считать себя загипнотизированными и в срочном порядке все прочитанное забыть. Даю установку...