- Главная/
- Игры/
- Лига Хаоса/
- Рецензия
«В тихом омуте черти водятся». Эта поговорка как нельзя лучше относится к французской Cyanide Studio. От людей, построивших свою карьеру на выпуске таких камерных вещей, как Cycling Manager и Horse Racing Manager, можно было ожидать всякого. Например, менеджера крикета. Или керлинга. Но только не Chaos League.
Not Fair Play
Взять за основу реально существующий командный вид спорта и превратить его в фантастическую пародию на самого себя — идея далеко не новая. Mutant League Football и Mutant League Hockey на Super Nintendo, Hyperblade с его заостренными клюшками, кровавая версия регби в Blood Bowl: Touchdown… В общем, издевательство над принципом «Fair Play» — непаханое поле для извращенной фантазии.
Скриншоты109
Chaos League гораздо проще, чем регби или американский футбол. Есть прямоугольное поле, две команды по девять игроков каждая, две конечных зоны и продолговатый золотой мяч, закрепленный на спине весело хрюкающей свиньи. Хавронья обречена: по свистку слепого старца, исполняющего функцию судьи, хлипкое поросячье тельце превратится в маленькое красное пятнышко.
После забитого мяча таймер останавливается на полминуты, чтобы участники успели поправить здоровье, заменить слабых или истративших энергию бойцов, перегруппироваться и накрыть свою часть поля плотной дымовой завесой.
На этом правила заканчиваются, и начинается вакханалия. В битве за гол все средства хороши. Одни предпочитают делать длинные передачи и разыгрывать сложные тактические комбинации. Другие полагаются на магию и специальные умения спортсменов — от самолечения до вызова метеоритов. Третьи мечтают исколотить соперника, отправив его в затяжной нокдаун, а при наличии денег на подкуп судьи — хладнокровно прикончить беднягу, попрыгав на бездыханной тушке. О да, лежачего бьют.
Перекрывая пафосную музыку, сочные звуки мордобоя и крики умирающих, происходящее обсуждают два комментатора с густым английским акцентом. Правда, вместо стандартного «пас налево, защитник промахнулся, ай-яй-яй», они оценивают пышные формы девушек из группы поддержки (если таковыми можно считать окорока в мини-юбках, сжимающие в руках оторванные человеческие головы), издеваются друг над другом и системой Dungeons & Dragons, обрушивают потоки сарказма на футболистов-неудачников («Похоже, игроки начали уставать… Сопляки! Ненавижу!») и с особым цинизмом смакуют садистские эпизоды матча. «Возмутительно! Он избивает беззащитного!» — орет первый ведущий. «Да, какая наглость! Хочу посмотреть еще раз!» — вторит ему коллега. А какие вопли звучат, когда забивают гол! Слушать такой «play-by-play» — одно удовольствие. Благо, авторы не поленились и записали достаточно реплик, чтобы они не приелись уже через полчаса.
Быстрее, выше, больнее
Три режима игры Chaos League — три разных стиля. Самый скоротечный — real-time, практически спинномозговая RTS, где побеждает тот, кто освоил «быстрые» клавиши, выделение юнитов рамкой, прокладку маршрутов с зажатым «шифтом» и «горячие» группы. Вторая, наиболее простая, вариация — «real-time с бесконечной паузой» — доступна только в сценариях и одиночной кампании. Наконец, пошаговый блиц-режим делит матч на короткие отрезки, в промежутке между которыми игроки лихорадочно отдают приказы своим подопечным.
Каждая команда, будь то эльфы, люди-псы или сборище лузеров под названием «Mercenaries», полностью состоящее из нападающих, обладает своим набором тактических уловок, позволяющих эффективно использовать сильные стороны и скрыть слабые. По агрессивности нежить оставляет позади даже самых отъявленных хулиганов НХЛ. Потратив половину 10-минутной встречи на уменьшение численности соперников, неторопливые мертвяки «связывают» оставшихся врагов битвами со скелетами, зомби и шкафообразной мумией, а шустрые призраки прорываются в неприятельский тыл.
Темные эльфы берут верх исключительно за счет убойной магии, однако слабая полоска «жизни» и риск растратить все «дыхание» на спецприемы и заклинания делают ушастиков крайне уязвимыми. Их лесные сородичи налегают на защиту и великолепное исполнение передач даже на сверхдальних дистанциях. Гоблины компенсируют хилость хитростью и предпочитают выполнять работу чужими руками. Пятерка зеленых мартышек, усиленная за счет минотавра или балгора, с легкостью составит конкуренцию кровожадным оркам и гномам. Главное — правильно подобрать коллектив и «раскачать» нужные умения.
В отличие от традиционных видов спорта, поддержка публики в Chaos League — штука буквальная. Чем кровавее схватки за право владения мячом, чем зрелищнее подножки и перехваты, чем ярче магические фокусы, тем сильнее сочувствует рядовой зритель. Как следует «разогретая» толпа может рассеять «туман войны», подбросить на траву мину, огреть оппонента молнией или вызвать гигантского огненного элементаля. Последние трюки особенно хороши в безвыходных ситуациях, ибо нет ничего хуже разряда электричества, поразившего вашего квотербэка в трех шагах от конечной зоны.
Кубок Хаоса
Чемпионат организован в полном соответствии с традициями жанра. Наши протеже начинают битву за кубок в третьем дивизионе, лишенные большинства благ — почти все стартовые деньги придется потратить на покупку игроков. Группа поддержки, усиливающая влияние на умы зрителей, дорогостоящие аптечки, оживляющие смертельно раненых, и говорящее само за себя «сло-мо» появятся позже, после пары-тройки побед.
Тогда же спортсмены обретут свою первую «экспу», выдаваемую за результативные действия во время матча. Жестокое убийство, точный пас, удачно принятая передача, ловко выбитый мяч из рук противника добавляют очки опыта в личную копилку. Впоследствии на эту «валюту» можно приобрести новые либо улучшить уже существующие навыки, будь то пассивные (действуют постоянно) или активные (вызываются нажатием кнопки). Каждый персонаж способен освоить только восемь умений, развить абсолютно всё невозможно, поэтому приходится делать упор на выведение однотипных юнитов с уникальными способностями вроде вызова высокоуровневых фамильяров или использования концентрированного яда.
В конце сезона (после 10 встреч) команды, занимающие верхние строчки в табели о рангах, получают приглашение на участие в главном турнире года. Тем, кто еще прозябает в третьем эшелоне, советуем сразу положить зубы на полку — первое же знакомство с «накачанными» зубрами из премьер-лиги обернется разгромным счетом и вылетом из состязания. Против таких оппонентов бессилен даже самый гнусный предматчевый мухлеж.
Зато в схватке с равным по силе коллективом подлые приготовления — лучший путь к победе. «Черный» бюджет жестко ограничен, поэтому зачастую приходится разрываться, выбирая между подкупом судьи, наймом хулиганов, снижающих эффективность вражеских «чирлидеров», «травяными» инъекциями и организацией допинг-тестов для ключевых представителей команды соперника (он тоже не дремлет, так что не удивляйтесь, если ваша перекормленная анаболиками мумия отправится на скамью запасных). Дисквалификация грозит и за вторую попытку добить раненого, если нарушитель не сумеет улизнуть от гоняющегося за ним судьи.
В поисках глубины
Менеджмент обрывается на самом интересном месте, словно разработчики испугались превращения своего детища в фэнтезийный клон Pro Rugby Manager 2004 и вырвали из дизайн-документа половину страниц.
И зря. Толика стратегии здесь не помешала бы, ведь в перерывах между матчами почти нечем заняться. Быстро разбросали очки опыта, изучили календарь сезона, присмотрели парочку жертв для встреч на родном стадионе, и… всё. Забудьте о трансферах, возне с капризными суперзвездами, поддержании боевого духа, работе с прессой и сложных, но увлекательных финансовых хлопотах. Даже травмы волшебным образом излечиваются сразу по окончании матча. Кажется, еще чуть-чуть, и у Chaos League откроется «второе дно», но… увы, чуда не происходит. Приходится развлекать себя борьбой с тараканами, шныряющими по красиво оформленным экранам.
Зато на поле микроменеджмента хватает. Ручной контроль за девятью подопечными осложняет неудачный pathfinding, особенно раздражающий во время массовых потасовок. Вместо того чтобы обойти свалку стороной, персонажи зачастую пытаются проскочить ее насквозь и автоматически ввязываются в конфликт. А выйти из драки гораздо труднее — игрок с низким значением параметра «скорость» рискует тут же угодить в «аут».
Не блистает CL и с технической стороны. За красивыми аренами и шейдерными спецэффектами время от времени проглядывают размытые фигурки спрайтовых зрителей, простенькие текстуры и обделенные полигонами модели персонажей. Батальная анимация чересчур схематична, а мячу и антуражам пригодился бы физический движок вроде Havok. Разумеется, для Cyanide, всегда ставившей детализированную статистику и прочие радости управленца выше глянцевой картинки, это — огромный шаг вперед. В 2002 году за такое 3D продавали бы души. В 2004-м слова «бурная реакция» подходят разве что для выражения негативного смысла.
Всё же
«Черный» юмор, превосходная озвучка и азарт, появляющийся во время матча, с переменным успехом скрашивают недостатки этого (посмотрим правде в глаза) малобюджетного проекта. Будем надеяться, что Cyanide когда-нибудь растолстеет, пригласит к себе видных программистов, лицензирует качественный инструментарий и выпустит Chaos League 2, блокбастер ААА-класса.