Предполагали ли мы, знакомясь весной с Bioscopia, что у компании Tivola имеются куда более грандиозные планы, чем банальное напоминание всем желающим школьного курса биологии? Издав ряд созданных в тандеме с вечно молодым и вечно ужасным движком Macromedia тайтлов, она вознамерилась выпустить еще несколько похожих проектов, в разной степени связанных с естественными науками... А там, чем черт не шутит, дойдет очередь и до гуманитарных. Самое любопытное, что на английский язык переводятся почему-то исключительно немецкие релизы далеко не первой свежести. Тот же Chemicus поступил на прилавки магазинов Германии еще в позапрошлом, 2001-м году.
Мы, разумеется, не рекомендуем любящим родителям прививать драгоценному чаду любовь к прогрызанию различной глубины дырок в камне познания этими продуктами, - без помощи любезно прилагающегося к игре иллюстрированного прохождения с загадками справится далеко не каждый академик. А лечить нервный срыв у наследника - занятие дорогое и неприятное.
Большая стирка
Пожалуй, впервые ядро Macromedia причесали и умыли до блеска. Это касается не только пейзажей, на которые стало относительно приятно смотреть, но и (ура!) интерфейса. Больше не приходится угрюмо взирать на уродливую белую стрелочку и маленькое окошечко с видом на мир, со всех сторон окруженное непроглядной темнотой. И как все-таки приятно, когда инвентарь и все опции вынесены в специальные окна, являющиеся частью дизайна управления... Лишь пара штрихов, а уже не так несет кустарщиной.
Потрудились в BVM и над количеством видеороликов, причем не просто относящихся к перемещению из одной точки в другую, но и являющихся непосредственными элементами оформления происходящего на экране. Открывающиеся двери, водяные колеса, падающие со сталактита капли, наконец, многочисленные химические реакции достаточно симпатично анимированы. Сомнительные достижения, конечно, но в Bioscopia не наблюдалось и таких скромных мелочей. Увы, звук по-прежнему находится на примитивнейшем уровне, да и музыку услышать не удастся по причине ее отсутствия. Судя по качеству спецэффектов, это даже к лучшему.
Is absent
В экспрессивных выражениях обращать внимание читателя на отсутствие приличного сюжета мы больше не будем. Да, есть главный безымянный герой. В его задачу входит спасение донельзя любопытного молодого человека, похищенного неизвестными злодеями. Да, дело не обойдется без иррационального параллельного мира, наводненного множеством специально приготовленных головоломок, призванных затормозить продвижение в новые локации. Уже чувствуете приближение дежа вю? И неудивительно, - в данном случае авторы банально скопировали сюжет Bioscopia. В конце концов, не считать же за принципиальную разницу необходимость вытаскивать из темницы парня, а не девушку?
Кстати, юноша невероятно раздражает своими беспрестанными выходами на связь в самые неподходящие моменты и слезными мольбами о помощи. И бьют его за кадром, и пытают всячески, роняя перед голодными глазами кусок хлеба маслом вниз, однако сочувствия все это вызывает не больше, чем созерцание собрания привокзальных бомжей. Или, по замыслу создателей, ролики должны создавать элемент напряженности?
На распутье
Главный просчет дизайнеров Chemicus заключается в почти мгновенной доступности 2/3 локаций одновременно. Когда в инвентаре скапливается пара дюжин реагентов и других, собранных по дороге предметов, а количество "активных" мест перестает поддаваться исчислению, чувство растерянности не может не возникнуть. Немного помогает чтение и прилежный перенос в блокнот выдержек из лабораторных журналов, но, повторимся, ни один среднестатистический ребенок в жизни не продвинется дальше первой экспериментальной комнаты, если только вы еще в младенчестве не научили его замыкать лимонами цинковые электроды.
В дальнейшем будьте готовы очистить от ржавчины ключ (привет любителям шипучих напитков!), изготовить пластмассу, сталь и зеркало, устроить фейерверк, создать собственные духи, правильно распределить электроны для получения оксида меди, составить формулу адреналина, и т.д., и т.п., не говоря уже об организации менее значительных, зато крайне многочисленных химических реакций. Добавим сюда неискоренимый pixel-hunting и неочевидность последующих действий вкупе с методичными забегами между двумя локациями (без солюшена придется мотаться по всем сразу)... Кто первым рискнет попробовать микстуру?
F1
Дабы немного пожалеть мозги игрока, авторы не стали обрушивать на него весь массив встроенной энциклопедии юного химика. Поначалу большинство тамошних тем недоступны; они открываются специальными микросхемами, разбросанными по базе. Последние, как правило, принадлежат к определенной отрасли и находятся именно в тех местах, где предстоит непосредственно применить относящиеся к ней знания.
Напоследок немного о не связанных с проведением опытов головоломках. Конечно, распихать воду по резервуарам и определить температуру нагрева можно, если внимательно читать подсказки. Но как расценивать всякого рода издевательства над нервной системой, когда, например, приходится столкнуться с диким аналогом "пятнашек", решающимся с помощью примитивного получасового кликанья по четырем доступным кнопкам? Увы, это далеко не единственный пример.
* * *
И в награду за все мытарства - совершенно бездарный финал. Право, одинокая содержательная фраза "Without you I would have been lost. Respect", произнесенная спасенным вьюношей в знак благодарности, является ярчайшей иллюстрацией достоинств сценария и недвусмысленно намекает на даром потраченное время. Посему Chemicus рекомендуется лишь помешанным на химии индивидам, способным часами бродить по ржавым лабораториям в поисках пресловутого "не знаю чего". Здоровой части населения остается с тревогой ожидать (Судного) дня выхода каких-нибудь Phisicia или Mathematum на правах очередных "обучающих" околонаучных опусов.
P.S. Кстати, немецкие разработчики оригинальной версии уже давно соорудили Chemicus 2, успешно продающийся в Германии. Наша служба и опасна, и трудна…