Думаю, вы знаете, что поле патриотизма — одно из самых плодородных. Конечно, слабое семя не даст всходов и здесь, зато кормовые сорта (к которым, бесспорно, относится продукция HPS Simulations) нередко приносят хороший урожай.
Вам знакомо имя Джона Тиллера (John Tiller)? Того, чьи страшненькие воргеймы навеки слились в серую массу? Так вот, внимание к крови предков повлияло и на него — серия Civil War Battles/Campaigns выполнена со значительно большей любовью, нежели «наполеоновские» и «гитлеровские» циклы.
Разумеется, о каком-то прорыве речь не идет, Campaign Gettysburg страдает от тех же недостатков, что и ее предшественницы — архаичный визуальный ряд, трещалки вместо звуков стрельбы, перемещение войск шажками, сценарии с жесткими временными рамками. Добротный воргейм прожил бы и вопреки этим огрехам, но творения HPS Simulations слишком далеки от эталона.
И все же игра чуть-чуть превзошла родственные проекты Тиллера — Campaign Ozark и Campaign Corinth. Ведь сама тема Геттисберга беспроигрышна, пусть и навязла на зубах. Да, «настоящий хардкор» в подметки не годится шедевру Firaxis, и фирменные развилки типа «а вот если бы» не заменят отличный геймплей. Однако мелочи подкупают.
В кои-то веки дизайнеры потрудились над набором сценариев. Ассортимент богатый — от коротеньких стычек на 4-5 ходов до эпических побоищ. Проработка не хромает, в основном сражения достаточно динамичны. Общее число миссий приближается к тремстам (естественно, среди них хватает опусов «эта дивизия теперь стоит немного правее»). На выбор часто предлагается пять и более версий развития очередной фазы кампании… наверное, самые стойкие смогут получить удовольствие от ее прохождения. Лично я не готов тратить на полное изучение столь важных событий месяц своей жизни.
Удивительно, но создатели Campaign Gettysburg не ограничились рисованием новых ландшафтов. Они одолели и часть изъянов игровой механики. Например, заметно возросли потери в рукопашных схватках. Правда, ружейные перестрелки все еще выводят фантастические показатели: пара-тройка погибших на залп сотни стволов. Зато артиллерия наконец-то стала ключевым элементом стратегии — орудия косят солдат десятками. Утрата же батареи — колоссальный удар по запасу победных очков. На исход боя здорово влияет мораль, бегущие янки (или повстанцы) — вовсе не редкость. Для уверенного выигрыша даже обороняющейся стороне приходится активно маневрировать. К сожалению, из движка-инвалида нельзя выжать большего…
Впрочем, интерфейс мил (на уровне Campaign Ozark, куда лучше, чем в серии Panzer Campaigns и похождениях Наполеона), творчество художников не вызывает судорожного смеха, да и композитор Томас Хук (Thomas Hook) прыгнул выше головы. Забавно, что выход из крутого пике звучит почти как похвала.
* * *
Если вам все-таки приспичит познакомиться с одной из игр Джона Тиллера, Civil War Campaigns: Campaign Gettysburg — неплохой вариант. Но не более того.