- Главная/
- Игры/
- Civilization 3: Conquests/
- Рецензия
Педантичные деятели из Firaxis Games не покладая рук улучшают свою главную разработку — Sid Meier's Civilization 3. Патчи и бета-патчи выходят так часто, словно их штампуют на конвейере. Когда на теле проекта не остается места для очередной «заплатки», авторы выпускают заведомо несовершенный аддон и вновь принимаются исправлять ошибки и налаживать баланс.
Первое дополнение именовалось Play the World. Оно запомнилось благодаря двум вещам: во-первых, там был многопользовательский режим, который (во-вторых) на первых порах оказался совершенно непригоден для употребления через основной мультиплеерный анклав — Интернет. Но патчи не заставили себя ждать, и через несколько месяцев сетевой код привели в божеское состояние. Вскоре были исправлены и другие погрешности, а стало быть, пришло время для очередного аддона.
Конкретные завоевания
В Civilization 3: Conquests разработчики не только попытались заострить внимание на некоторых важных исторических событиях, но и изменили саму природу игры. Абстрактную, претендующую на всеобщность «Циву» безжалостно порезали на кусочки, тщательно обжарив их в питательном историческом соусе. В конечном счете получилось девять сценариев, названных «Conquests». Как правило, такие модули являются плодами трудов избранных личностей из Firaxis и Breakaway Games. Сид Мейер сотоварищи позволили этим сотрудникам копаться в глубинных механизмах геймплея, менять характеристики и внешний вид юнитов, прививать технологическому древу новые ветви, изобретать новые чудеса света и совершать прочие хулиганства.
Правда, у авторов был довольно строгий цензор — история. Крепкая, не допускающая вольностей привязанность к действительности стала причиной того, что начальные условия каждого сценария почти не поддаются изменениям. Каждая нация, задействованная в том или ином модуле, располагает определенными городами и стартовыми точками. Вошедший в игру государь зачастую оказывается вплетенным в сеть военных союзов, что принуждает его к развертыванию боевых действий на первых же ходах. Заранее оговорены и пути достижения победы. Где-то ценится крепкий военный нажим, где-то — мягкая дипломатическая игра; в одних сценариях приветствуется жесткая экспансия, в других все решают культурные достижения. Многие «завоевания» принудительно заканчиваются после определенного числа ходов, после чего следует беспристрастный разбор полетов.
Девять победительных обликов
Рассматривая Civilization 3: Conquests, нельзя не прибегнуть к одному из методов советской музыкальной критики — поочередному описанию каждой песни на рецензируемой пластинке. Что ж, приступим.
Действие первого «завоевания» разворачивается в Месопотамии. Геймплей напоминает ранние стадии традиционной игры: до нашей эры еще далеко, цивилизацию приходится возводить на пустом месте. Чтобы одержать верх над соперниками, необходимо отстроить семь чудес света, хотя возможны и другие способы. В целом сценарий рассчитан на миролюбивых игроков, чего не скажешь о двух следующих кампаниях: «Rise of Rome» и «Fall of Rome». В первой из них молодой да ранний Рим набрасывается на могучий Карфаген, а Персия бьется с Македонией за главенство в Малой Азии. В сценарии «Fall of Rome» Римская империя уже порядком ослаблена, разделена на две части. Жители восточной половинки озабочены строительством Константинополя, а западники думают лишь о том, как отправить буянящих на Римском форуме варваров в вечный бан.
Вдоволь повоевав на территориях Римской империи, мы переносимся почти на десяток веков вперед. Модуль «Middle Ages» зиждется на религиозной вражде христиан, мусульман и викингов. Христиане обязаны донести священную реликвию до Иерусалима, а их мировоззренческие оппоненты должны всеми правдами и неправдами мешать этой миссии, не забывая присматривать за собственными королями.
После Средневековья хронологический и территориальный порядок нарушается: следующий сценарий носит название «Mesoamerica», позволяет играть за ацтеков, инков и майя, разворачивается в самом начале нашей эры и охватывает, как несложно догадаться, территорию Мексики и Центральной Америки. У этого сценария есть интересная особенность: возможность приносить захваченных у неприятеля рабочих в жертву на особом алтаре. Взамен игрок получает некоторое количество cultural points, что приближает его к «культурной» победе. Пожалуй, крупномасштабная охота за вражескими трудягами впервые стала победной тактикой.
Три задействованных в «Mesoamerica» народности фигурируют и в следующем сценарии, «Age of Discovery», где им приходится унимать европеоидных мореплавателей, решивших открыть Америку. Седьмая кампания — «Sengoku: Sword of the Shogun» — является, на мой взгляд, одной из самых удачных, хоть я и равнодушен к Востоку. Ее автор хорошо поработал над обстановкой: насытил карту аутентичными ресурсами вроде саке, осторожно добавил в игру ронинов, ниндзя и сегунов, облагородил технологическое древо некими Kenjutsu, Iajutsu и Bojutsu. Впрочем, рано или поздно вы познакомитесь с португальцами, которые подарят вам секрет изготовления пороха. После этого все здравомыслящие самураи обзаведутся стрелковым оружием, а кодекс бусидо полетит к чертям. Грустно.
Две заключительные кампании, «Napoleonic Europe» и «World War II in the Pacific», не нуждаются в детальном описании. Представить состав противоборствующих сторон и расстановку сил довольно легко. Хочу лишь предупредить тех, кто желает поиграть за американцев в последнем сценарии: приготовьтесь к символическому нападению на Перл Харбор в течение первого же хода.
Улучшенный вкус
Конечно, рассказывать о каждом сценарии подробно, смаковать новые технологические ответвления и рассматривать через лупу свежеиспеченные юниты здесь вряд ли уместно. Модернизации подверглось все — от интерфейса до редактора карт и сценариев. Кое-какие новшества обнаруживаются достаточно быстро, другие поначалу незаметны даже для опытных игроков — такова «Цива», за простоватой личиной которой скрываются основательные программные конструкции, оттачиваемые уже добрый десяток лет.
Из прошлого, кстати, вернулся феодализм, нравившаяся многим формация, позволяющая эффективно управляться с большим числом разрозненных городов. Кроме того, аддон избавил от некоторых малоприятных бородавок коммунизм (теперь коммунисты могут построить некий скрытый штаб, действующий как второй Forbidden Palace), а также сделал доступным фашизм. Последний строй дает много военных бонусов, но начинающему наци придется смириться с неминуемым сокращением населения: истинных арийцев вознаградят правом на жизнь, а поддельных уморят в газенвагенах.
В ожидании перемен
Нельзя сказать, что какой-либо из девяти сценариев таит в себе геймплейное откровение — основное содержание третьей «Цивы» осталось прежним. Многие кампании вынуждают отбросить проверенные временем выигрышные алгоритмы и озаботиться поиском новых тактических решений. Однако к новым технологиям и видам войск рано или поздно привыкаешь; кроме того, ничуть не изменилась боевая система — пожалуй, самый спорный, требующий улучшения элемент оригинальной игры. Вероятно, наши пожелания будут учтены лишь в Civilization 4, которая, по слухам, уже разрабатывается в недрах Firaxis Games. Но, поскольку в ближайшем будущем мы ее вряд ли увидим, сейчас есть смысл еще раз обратиться к Civilization 3, наконец-то достигшей пика формы.
Да, и не забудьте скачать последний патч!