- Главная/
- Игры/
- Civilization 3: Play the World/
- Рецензия
Выход мультиплеерного аддона к Civilization 3 был такой же неизбежностью, как появление HoMM4, WC3 и нового альбома Бориса Моисеева. Последователи Сида Мейера из Firaxis не могли не оправдать ожиданий преданных поклонников старушки "Цивы". Разработчики знали о том, что эти фанатики терпеливо дожидались выхода CivNet и прокалывали на календарях дни, оставшиеся до рождения Civ 2: Multiplayer Gold Edition. Сначала ходили слухи о том, что "multiplayer" должна активировать волшебная пилюля в виде обычного патча, однако проходили месяцы, и ничего подобного на просторах Сети не появлялось. В конце концов Firaxis объявила, что мультиплеер будет, и будет его много, и будет в нем тьма тьмущая новых режимов и "victory conditions", но, конечно, подобное изобилие ни в какой патч не влезет, поэтому игрокам придется раскошелиться на целый аддон под названием Civilization 3: Play the World. На Западе данное заявление вызвало недовольство, зато у нас-то, поди, все обрадовались - в России полноценные игры зачастую обходятся дешевле, чем скачивание увесистой "заплатки" по модемному соединению…
Тормози с миром
Впрочем, желающим отведать многопользовательских прелестей Civ 3 придется качать патчи в любом случае. Последний из них на момент написания рецензии вплотную подобрался к 10-мегабайтному рубежу, и игре, право слово, еще есть куда расти.
Если вы поддерживаете связь с миром при помощи обычного модема, навсегда забудьте о мультиплеере. Я честно попытался показать буржуям, как надо играть в "Циву", с криком "фор маза раша!" присоединился к одной развлекающейся компании, за пару минут растратил месячный запас нервных клеток и в конечном итоге вовсе вылетел вон. Очевидцы, пробовавшие играть по каналам с внушительной пропускной способностью, тоже счастливыми не выглядят. Любое действие, будь то выбор города или безобидного пункта меню, приводит к жутким "тормозам". Такой банальной и неизбежной вещью, как прокручивание карты, рекомендуется пользоваться лишь в случае крайней необходимости. Ко всему прочему, PtW частенько подвисает. Большое количество игроков и обширный размер карты лишь усугубляют эти малоприятные симптомы. Словом, мультиплеер через Интернет пока является сущим адом, и браться за него следует не раньше, чем после установки пары-тройки очередных патчей.
Любителям коллективных развлечений остается одно: искать обходные пути. Play the World не возражает против игры по локальной сети, а также поддерживает популярные в определенных кругах hot-seat и PBEM. С последними двумя разновидностями все понятно - там, конечно же, доминируют классические пошаговые каноны. Зато в быстроходной LAN вы можете опробовать два совершенно новых режима, за которые при игре через Интернет лучше не браться из-за кошмарной производительности. Серия - внимание! - впервые в истории повернулась лицом к людям, способным не просто соображать, а соображать и действовать БЫСТРО. И "тормозизм" самого PtW этому никак не способствует.
Первый из них, "Simultaneous Movement", чем-то напоминает Combat Mission, а точнее, его пошаговую концепцию WeGo. Игроки совершают ходы одновременно; они отдают приказы юнитам и наставляют на путь истинный прочих подчиненных, после чего жмут до боли знакомую кнопку "End Turn" или дожидаются, пока истечет отведенное на ход время. Иными словами, этот режим недалеко отошел от классического "turn-based", поскольку время здесь еще имеет способность останавливаться.
А вот в "Turnless" оно уже не наделено такими неестественными свойствами, продолжая свой бег постоянно, как и в жизни. Не спешите, однако, хвататься за голову - "Цива" пока не превратилась в RTS, и ходы никуда не исчезли. Направляя юнит на другой конец карты, будьте готовы к тому, что по пути он сделает массу остановок. Идея проста - у боевой/гражданской единицы периодически истекает запас хода. Через определенные интервалы времени (на языке науки они именуются "faction upkeep") юниты вновь обретают возможность перемещаться, добытчики вытаскивают на свет божий новые порции ресурсов, сотрудники налоговой инспекции пополняют казну, а ученые продвигаются в своем исследовании еще на один шаг. Эти интервалы сменяют друг друга без всякого вмешательства игрока, и подобным образом создается иллюзия непрерывного течения времени. Кстати, по мере того, как игра набирает обороты (растет количество городов, прогрессирует наука etc.), faction upkeeps становятся более продолжительными.
В отношении последнего режима, конечно, мгновенно разгорелись жаркие споры, по накалу страстей способные переплюнуть детсадовские ковыряния либералов и консерваторов. Приверженцам "бесходовой" новации пришлась по душе постоянная включенность в игру; теперь никто не вынуждает их в отчаянии, перерастающем в панику, ходить по комнате, ожидая, пока дюжина остальных участников завершит ходы. Ортодоксы возмущенно заговорили о том, что им не хватает времени на обращение с такими заведомо тонкими материями, как дипломатия, управление до ужаса неорганизованными рабочими и поиск новых мест для закладки городов. Пожалуй, когда "multiplayer" через Интернет доведут до ума, эти дискуссии разгорятся с новой силой.
Я сам себе отличный друг
Играя в PtW в одиночку, вы, как ни странно, теряете не так уж много. Все нововведения аддона, за исключением двух режимов, доступны в сольном варианте. Обновленная Civ 3 содержит массу незначительных изменений, и упомянуть о каждой модификации, не опускаясь до телеграфного штиля, довольно сложно. Расскажу лишь о самых, на мой взгляд, примечательных новациях.
Новые "victory conditions" призваны значительно сократить время, затрачиваемое на стирание той или иной цивилизации с лица земли. Здесь, конечно, свою волю диктует многопользовательская сущность аддона - чем быстрее заканчивается раунд, тем целее и счастливее боксеры. Самое суровое условие победы - "Elimination": потеря единственного города приравнена к моментальному вылету страны-неудачницы из представления. Смысл "Regicide" сводится к убийству короля. Лидер каждой цивилизации материализуется в обличье довольно дряблого и неспортивного юнита, которого нужно защищать всеми наличными силами. Играть в "Regicide" довольно забавно: мимо ваших границ то и дело пробегают всевозможные Авраамы Линкольны и Отто фон Бисмарки, а сразу вслед за ними - отряды могучих казаков или конкистадоров. Однако если обычный "Regicide" покажется вам не слишком честным, есть смысл усложнить задачу цареубийцам, выставив режим "Mass Regicide". В этом случае в роли жертвы выступает не один, а несколько королей, и киллерам придется изрядно попотеть, гоняясь за разбежавшейся по городам и весям оравой монархов.
Не обошлось здесь и без откровенного панк-рока. К последнему жанру, бесспорно, относится "Capture The Princess", нивелирующий высоколобую сущность "Цивы". Это своего рода CTF на стратегический лад, только в роли знамен выступают принцессы. Украв королевскую особу у врага и затащив ее в свою столицу, игрок начинает получать очки победы. Потом к городу верхом на осадных орудиях подъезжают удрученные родственники, и веселье продолжается.
В многонациональной семье "Цивы" появилось восемь новых лиц. О достоинствах и недостатках каждой новой нации, равно как и об особенностях уникальных юнитов, я умолчу; в конце концов, игра надежно сбалансирована, и вы можете смело брать любую народность, дабы самостоятельно прочувствовать ее специфику.
Подретушированный интерфейс позволяет с легкостью складывать разрозненные войска в "стеки", находить боевую технику, которая нуждается в апгрейдах, и совсем как в RTS решать, в какую точку отправятся новоиспеченные юниты. Также в наших руках оказалась масса инструментов, позволяющих добиться максимальной эффективности от рабочих. Если раньше игрокам приходилось просто автоматизировать их действия, то теперь они могут ставить перед трудящимся более конкретные задачи - рубить лес, заниматься облагораживанием сельхозугодий, очищать страну от промышленного загрязнения. Уставшим от гражданской работы труженикам можно приказать построить несколько авиабаз (новинка!), чтобы в случае войны было удобнее закидывать супостатов бомбами.
Иди с миром
В PtW нашлось место и одному новому Чуду. Имя ему - Интернет. Несложно понять, что таким способом авторы зафиксировали ориентацию аддона на массовые игры. Увы, как раз по части игры через Сеть проект пока хромает на обе ноги. Мы, повторюсь, ждем патчей и неторопливо смакуем весьма интересные нововведения в старом добром "сингле"…