Светлая тема

Рецензия на игру Sid Meier's Civilization V

Девятнадцать лет назад Сид Мейер достиг пика своего творческого роста — создал Civilization. Проект MicroProse задал тон в жанре и выдержал испытание временем. Сегодня, когда рынком заправляют консоли и MMO, наследницы «Цивы» — последние 4X-стратегии, от которых не отвернулись крупные издатели.

Правда, слепо радоваться этому не надо. Компании, способные вложить приличную сумму, всеми силами избегают риска. Раз за разом они ограничивались косметическими изменениями и в конце концов завели серию в тупик. Civilization 4 с парой аддонов хороша, но пятая часть должна была уйти от проверенных рецептов — никто бы не купил точную копию ее предшественницы.

Эволюция или смерть

И «большие шишки» из 2K Games дали добро на радикальные реформы. Разумеется, столпы, на которых стоит Civilization, не рухнули. Руководя единственным отрядом поселенцев, лидер ищет место для будущей столицы, а затем ход за ходом превращает немытое племя в передовую державу. И все же, это, несомненно, новая игра.

Глаз сразу подмечает подвижки в боевой механике, сделавшие сражения сложнее и увлекательнее. Во-первых, карта расчерчена на шестигранники, а не на квадраты, причем в каждой клетке может стоять только одно подразделение. Во-вторых, один из соперников не всегда гибнет — порой оба несут потери и готовятся к следующему раунду. Не обделены вниманием тактические мелочи: влияние ландшафта, штрафы за форсирование рек, фланговые удары и т. п. Civilization 5 схожа с классическими воргеймами: до изобретения пороха она напоминает «Кодекс войны», на поздних этапах — «Обитаемый остров: Послесловие».

Извечная проблема всех версий Civilization – затяжные конфликты – здесь досаждает меньше. Суть в том, что эпохи сменяют друг друга быстрее, чем противники выясняют отношения. По дороге на фронт подкрепление успевает пересесть с лошадей на танки. В пятой части такие глупости редки, ибо совершить рывок в одном из направлений научного прогресса тяжелее. Технологии приходится изучать более равномерно.

Не менее интересен экран внутренней политики, сменивший «civics». Раньше игрок подбирал нужные варианты в пяти сферах: тип правительства, религия, экономика, организация труда и право. Теперь меню преобразований имеет много общего с «прокачкой» персонажа в Diablo, только вместо опыта накапливаются «очки культуры». Заработав достаточно баллов, предводитель открывает новую ступень «социальных ценностей». Поначалу доступны лишь «традиции», «свобода» и «честь». Со временем их число вырастает до десяти (некоторые из них — взаимоисключающие). Универсальных комбинаций, гарантирующих победу, нет. Firaxis создала гибкую систему, заставляющую думать, какой из бонусов сейчас предпочтительнее. Фанаты наверняка будут обсуждать очередность развития так же бурно, как и поклонники StarCraft 2.

Кроме того, культура по-прежнему нужна для расширения территории. Захватить необходимые ресурсы в Civilization 5 труднее, ведь отныне границы не растут как на дрожжах. Игрок получает всего по одной клетке за раз (и не выбирает ее). Хотите упорядочить процесс? Без финансовых вливаний не обойтись.

Чтобы в казне водились деньги, надо следить за чаяниями народа. Несчастные подданные не поднимают восстаний, зато неохотно работают и рожают детей, а радостные — накручивают особый счетчик, отвечающий за наступление «золотого века». Когда он заполнится, вам позавидует мультимиллиардер Скрудж Макдак.

Путь к процветанию тернист. Зазеваетесь — граждане загрустят из-за нехватки жилплощади или развлечений. Главный источник головной боли – жители оккупированных земель. Авторы ясно дают понять, что порабощать страну целиком вредно. Разумнее отгрызать от нее куски и спокойно их переваривать. Для Paradox Interactive такие тонкости — обыденность, а вот в Civilization выглядят свежо.

Давиды и Голиафы

Избежать кровопролития, скорее всего, не выйдет. Даже если вы решите наладить тесный контакт с коллегами, то вряд ли преуспеете. По сравнению с предшественницей дипломатия в Civilization 5 шагнула назад. Видов соглашений стало меньше: исчезли обмен картами и технологиями, вместо них появился «научный договор», дающий изобретение обеим вложившимся сторонам. Нормального индикатора настроения ваших визави нет — игра лишь сообщает, враждебны ли они, и узнать, что их разозлило, нельзя. Непонятно, почему партнеры подписывают грабительские предложения или отказываются от выгодного сотрудничества.

Совсем другое дело — города-государства, еще одна ключевая новинка Civilization 5. В мире, где империи состоят из дюжины поселений, так изображены нации поскромнее, вроде Кореи или Швеции. Обычно их вдвое больше, чем полновесных цивилизаций. Они не претендуют на господство над планетой, не ведут активную политику и готовы до последнего отстаивать место под солнцем.

Но лучше всего не посягать на независимость, а взять под свое крыло. Общение с полисами интереснее стандартных посольских раутов. Конечно, вы можете добиться их расположения, опустошив кошелек или поделившись частью армии. Более занятный способ — выполнение различных заданий: разбить варваров, проложить дорогу, построить определенное чудо света и т. п.

В отличие от истеричных «старших товарищей», малютки – верные союзники, чья помощь в случае войны окажется весьма кстати. Еще важнее те бонусы, которые вам преподнесут в честь приятельских связей. В Civilization 5 существует три типа вольных городов: милитаристы дарят мощные юниты, торговцы присылают провизию, мастера искусств развивают культуру. Вдобавок они щедро раздают редкое сырье (при его наличии) своим покровителям. Игра учитывает количество доступных ресурсов: если у вас 5 единиц железа, а у противника — 15, его орда мечников будет втрое крупнее. Контроль над природными богатствами стал краеугольным камнем стратегии.

Хотя модель не так правдоподобна, как в Victoria, клубок отношений четырех десятков стран, от сверхдержав до городов-государств, оживляет партию. Сумеете втереться к большинству из них в доверие — обеспечите себе дипломатическую победу. Жаль, что роль ООН низведена до площадки решающего голосования. Гиганты и карлики могли бы спорить о законах, влияющих на всех членов организации, как в Civilization 4.

Паровая цивилизация

Куда-то подевались и шпионаж с религией. Их воплощение в «четверке» оставляло желать лучшего, но это не повод резать тупым ножом, делая вид, что все в порядке. И обидно, что в Civilization 5 нет «hot seat» — по сути, самого востребованного мультиплеерного режима для TBS.

Других нареканий тоже хватает. Основные детали интерфейса хороши: управление удобно, автоматика избавляет от рутины, а забыть что-то просто невозможно — «напоминалки» закрывают кнопку «конец хода». Однако стоит копнуть глубже, и вы увидите малоинформативные, топорные экраны статистики. Милое оформление в стиле ар-деко соседствует с непримечательными, вялыми мелодиями. Графика и анимация превосходны… пока вы не столкнетесь с чудовищными аппетитами «тормозного» движка. Низкая частота кадров еще простительна, но когда ближе к финалу на расчеты действий уходит полминуты — это уже слишком.

Расправится ли Firaxis с недостатками? Если разработчики не будут халтурить, то доведут Civilization 5 до ума через несколько месяцев. Даже можно обойтись без масштабного аддона, ведь в игру интегрирована система Steamworks — автострада, по которой покатятся «заплатки» и дополнения. Главное, чтобы все не свелось к продаже сценариев и цивилизаций.

* * *

Несмотря на ряд замечаний, Civilization 5 — отличная пошаговая стратегия и достойный сиквел с прекрасными перспективами. Очень приятно, что авторы не испугались экспериментов и сохранили дух серии.