- Главная/
- Игры/
- Close Combat: First to Fight/
- Рецензия
Нет, я все-таки не могу в это поверить. Смотрю на экран, перевожу взгляд на коробку с логотипом игры, снова вглядываюсь в глубины виртуального мира, но мозг категорически отказывается мириться с действительностью. Замечательная squad-based стратегия превратилась в обыкновенную «стрелялку» на модную ближневосточную тему.
Едва появившись, бородатые злодеи с «Калашами» прижились на наших компьютерах, изрядно потеснив фашистов, зомби и осклизлых инопланетян. Разработчики антитеррористических шутеров наперебой кричат о продуманности и реалистичности, но на деле всякий раз выходит манная каша с вареньем. К чему заковывать свою фантазию в жесткие рамки?
В Бейруте и без бороды
Сюжет First to Fight переносит нас в объятый пламенем гражданской войны Бейрут 2006 года. Стоило премьер-министру покинуть страну, как началась заварушка. Повстанцы под предводительством генерала в чалме позабыли о политических интригах и нахальным образом расстреливают мирных жителей. Хороший повод вмешаться для представителей мировой общественности, правда? В составе миротворческого контингента ООН в Ливан отправляются морские пехотинцы США — «острый, словно бритва, наконечник американского военного копья» (по мнению авторов заставочного ролика). Кроме того, в Бейруте внезапно обнаружились солдаты из соседних Сирии и Ирана, правительства которых вознамерились урвать кусок от бесхозного пирога.
Первые ассоциации — с Full Spectrum Warrior. Пусть жанры не совпадают, но внешнее сходство настолько поразительно, что кажется, будто бравая четверка парадным строем перешла из одной игры в другую. Тем не менее, на серьезный подход рассчитывать ни к чему. FSW пыталась привить нам азы городского боя и фланговых ударов, а First to Fight — всего-навсего рядовой шутер, наподобие незабвенной Delta Force, с той разницей, что за спиной главного героя маячат пластиковые физиономии напарников.
Управление подчиненными низведено до необходимого минимума. Руководство к игре прозрачно намекает на то, что без особой нужды их лучше не трогать, и я вынужден с ним согласиться. Основная задача коллег — дожить до конца миссии. Если же постоянно посылать кого-нибудь вперед, то шансы вернуться домой «на щите» заметно увеличатся. Будучи командиром отделения, мы можем приказать остолопам бежать на указанную позицию, защищать определенное направление или прикрыть огнем. Иногда бойцы выполняют хитрый маневр, известный под псевдонимом «frag & secure». В комнату с потенциальными нарушителями комендантского часа залетает осколочная граната, а после — вся наша команда. Впрочем, злоупотреблять властью нежелательно. Здесь вам не SWAT 4. Неудачно открыв дверь, можно запросто получить автоматную очередь в грудь. И еще — на многих дверях фокус почему-то не работает. Неужели для каждой карты дизайнеры писали отдельный скрипт?
Совсем недавно я ругал недостатки искусственного интеллекта в SWAT 4. Что ж, приходится признать — программисты Atomic Games умудрились переплюнуть программистов Irrational Games. Глядя на местных дуболомов, понимаешь — такое с людьми могла сделать лишь армия. Конечно, кое-что ребята соображают. Однако когда на фоне беспросветной тупости то и дело просматриваются пожухлые ростки здравого смысла, впечатление создается удручающее. Вот пулеметчик ловко прячется за обгорелым каркасом броневика и метко снимает стрелка, которого мы даже не видели. Здорово! А через минуту тот же самый недоумок начинает суетиться перед прицелом, кидается на вражеские пули и в упор не видит палящего по нему противника, заставляя игрока в отчаянии грызть боевую мышку. Вечная проблема дверных проходов решена настолько изящно, что у меня не находится слов для комментариев. В First to Fight можно беспрепятственно просачиваться сквозь сотоварищей. Занавес.
Суровые арабы не устают демонстрировать изощренное слабоумие. Они, бормоча под нос неведомые восточные проклятия, чуть ли не на цыпочках гуськом выходят из-за угла, методично попадая под раздачу… Плакать или смеяться? Стационарные пулеметные точки для них — что свежий навоз для мух. Займите удобную позицию, и вы будете одного за другим «щелкать» пулеметчиков, пока у неприятеля не закончатся резервы. И снова контраст, ведь враги умеют использовать укрытия и отступать, а темной южной ночью засекают вспышку автомата и не стесняются отвечать.
Внешне освободительная деятельность выглядит неплохо. Симпатичные модели персонажей, грамотная ragdoll-анимация, добротные эффекты, великолепное оружие. Тени зачастую повергают в смятение: на ровной поверхности ведут себя прилично, а у стен и ящиков принимают столь диковинные очертания, что о законах физики лучше не вспоминать. И не смотрите на наших борцов за мир, когда они спускаются или поднимаются по лестнице. Сущие буратины!
Качественный звук и стилизованные под восточную музыку мотивы — не последнее достоинство игры. Нечто похожее мы слышали в Full Spectrum Warrior. Диалоги, напротив, радуют мало. Ни единой запоминающейся фразы, а уж актерская работа… Неужели у прожженного морского пехотинца может быть такой будничный и даже писклявый голос?
Велосипед в канализации
Уровни изобилуют деталями. Облезлые дома, остовы танков, укрепленные пулеметные гнезда на крышах, уличные барахолки, жужжащие мухи… Дизайнеры не учли одного — полуразрушенные восточные улочки везде одинаковы. Мы уничтожаем толпы идиотов, наводим артиллерию на вражескую бронетехнику, ползаем по ухающим (послушайте, какое здесь эхо) канализационным тоннелям, избавляемся от снайперов, кого-то спасаем, но, в конце концов, все сводится к общеизвестной формулировке — «те же яйца, вид сбоку». Кстати, нормально сохраниться нельзя (пусть вас не обольщает кнопка в меню), однако контрольные отметки, к счастью, расположены недалеко друг от друга.
Специально для тех, кто до сих пор пребывает в томительном сомнении, скажу прямо — эта игра командная, но ни в коем случае не тактическая. Иногда проще спрятать своих хлопцев в укромном уголке и действовать самостоятельно. Армейское начальство не станет слушать ваш лепет о невменяемом AI — при гибели двух и более напарников наступает принудительный финал. А соратники не знают страха. У игрока с отточенными годами тренировок рефлексами всегда остается возможность резко метнуться в сторону, тогда как ведомые электронным разумом коллеги предпочтут погибнуть, но избежать позора отступления.
Непреодолимых препятствий тут нет. Лобовая атака порой затруднительна, приходится обращаться к нетронутым «бонусам». Снайпер-невидимка и поражающая меткостью мортира способны повлиять на Фортуну. Нам не придется забрасывать подкативший броневик ручными гранатами. Главное — навести на обидчика прицел; меньше чем через минуту с неба посыплются бомбы. Если ураганная пальба мешает возиться с интерфейсом, попробуйте бросить дымовую шашку. Намертво приросшая к земле техника не будет зря тратить боеприпасы и покидать опасную зону. Чай, не танковый симулятор.
Приятные мелочи напоминают о тактических корнях игры. Например, во время спринта нельзя нажимать на курок, а в позиции «лежа» не выглянешь из-за угла. Переключатель режимов огня тоже оставили. Одиночные выстрелы, короткие очереди и… Все! Полностью автоматическая стрельба в механизме М16 не предусмотрена. Только позаимствованный у противника АК-74 и, разумеется, пулеметы позволяют оторваться по максимуму.
Прыгать нельзя — значит, тактический
Грустно констатировать, но вынесенная в подзаголовок «лакмусовая бумажка» помогает многим несознательным разработчикам придерживаться канонов жанра. Не поддавайтесь на уловки. First to Fight бесконечно далека от Ghost Recon, Hidden & Dangerous 2 и других игр с претензией на реализм. Перед нами не тактический шутер (в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это словосочетание) и, тем паче, не «Close Combat от первого лица», а «перепевка» Delta Force: Black Hawk Down. Со всеми вытекающими отсюда преимуществами и недостатками.
Куцая система приказов и географические различия не имеют значения. Куда важнее удивительно бодрый и позитивный настрой, заставляющий поверить, что война — это круто, весело и почетно. Оставьте тройку клоунов за углом, достаньте трофейный АК, переключите его на автоматический огонь и развлекайтесь в свое удовольствие. Если бы авторы перестали издеваться над нашими нервами, убрали все признаки командной игры и совсем чуть-чуть разнообразили миссии, оценка могла бы с легкостью взлететь до пристойного уровня. Мечты, мечты…