- Главная/
- Игры/
- Close Combat: Last Stand Arnhem/
- Рецензия
«Тихо, тихо ползи,
улитка, по склону Фудзи,
вверх, до самых высот»!
Кобаяси Исса
Это известное среди любителей японской поэзии и российской фантастики хайку идеально подходит в качестве эпиграфа к рецензии на четвертый по счету римейк Close Combat. За спиной у Strategy 3 Tactics долгий путь. Предельно вторичные Cross of Iron и Wacht am Rhein разбудили аппетит, The Longest Day попыталась разорвать порочный круг, но лишь Last Stand Arnhem удалось доказать поклонникам жанра, что во всей этой «дойке» (цены в электронном магазине Matrix Games далеко не самые низкие) есть крупица смысла.
Улитка под Арнемом
Уже по названию легко догадаться, что Last Stand Arnhem – вариация на тему Close Combat 2: A Bridge Too Far. Однако на сей раз игрокам не придется гадать, за что именно они платили деньги — изменения бросаются в глаза. Графика стала намного четче, нарисованные вручную карты производят достойное впечатление. Качественное 2D куда лучше убогой трехмерной размазни в духе Combat Mission.
Голландская операция началась с массированной высадки воздушного десанта, поэтому значительная часть игры посвящена схваткам пехоты без участия (по крайней мере, со стороны союзников) бронетехники. Когда танков нет, приходится изворачиваться: использовать пулеметный огонь прикрытия, ставить плотные дымовые завесы (в том числе при помощи минометов), вспоминать про снайперов. В Last Stand Arnhem авторы окончательно отказались от концепции «развлеки себя сам», достигшей апогея в Modern Tactics. Честная и логичная система «покупки» подразделений заставляет ценить каждого солдата, а возможность взорвать важный мост, сорвав вражеский «блицкриг», делает одиночную кампанию более интересной и непредсказуемой.
Начинать желательно с отдельных битв либо коротких операций, охватывающих пару насыщенных событиями дней. Безусловные достоинства Close Combat — продуманный интерфейс и реальное время. Раздавать приказы на паузе нельзя – необходимо постоянно быть начеку и реагировать на изменения обстановки. Главное — не путать мух и котлеты. Реализм реализмом, а вот отсутствие в игре (до сих пор!) нормального переключателя, позволяющего ускорить или замедлить процесс, – серьезная недоделка, особенно раздражающая при обороне плацдарма. Сидишь и ждешь, когда там АI проявит инициативу… Ночная тьма — не повод прекращать кровопролитие. Луна, всполохи выстрелов и горящие остовы техники дают хорошее освещение, даже меткость страдает несильно.
Знатоки серии наверняка заметят немало нюансов, скрытых от невнимательных глаз. Управление группами теперь удобнее, снабжение уже не так условно (часть груза, сброшенного в район активных боевых действий, неизбежно попадет в руки противника), в редакторе появились новые опции… Развитие – это прекрасно, но мне хотелось бы увидеть не очередную «дань уважения», а полноценный сиквел. Ведь все инструменты давно существуют! В последней версии Close Combat: Marines, доступной студентам Вест-Пойнта и любителям торрентов, есть триггеры, мультиплеер на 10 человек, взаимодействие с гражданским населением и еще масса вещей, о которых мы мечтаем с 2000 года.
Только вперед!
Хотя кому нужны пустые жалобы? Close Combat был и остается уделом горстки «хардкорщиков» и ретроградов, так что на коммерческий успех уповать не стоит. Госзаказ и прибыльнее, и надежнее. Одно хорошо – в отличие от своих предшественниц, Last Stand Arnhem действительно стала шагом вперед. Эта игра красивее, больше и лучше Close Combat 2. Жаль только, что авторы упорно игнорируют HD-стандарты (неужели трудно нарисовать пару картинок для меню и добавить черные полосы по краям маленьких карт?).