- Главная/
- Игры/
- Close Combat: Modern Tactics/
- Рецензия
Словосочетание Close Combat давно перестало вызывать у меня учащенное сердцебиение. Мечты о том, что когда-нибудь Matrix по-настоящему реанимирует серию, так и остались мечтами. У компании нынче другие интересы, а значит, нам придется собирать крохи с барского стола. Появление Modern Tactics было предопределено. После анонса Marines никто не сомневался, что рано или поздно «гражданская редакция» тренажера для офицеров морской пехоты США попадет в магазины. MT во всем превзошла старшего брата. Новые карты, куча техники и вооружения, богатые возможности… Только вот мировой прогресс не стоит на месте. Почти то же самое и, что характерно, на побитом молью движке мы видели еще в прошлом веке.
Война понарошку
Вместо сюжета — лишь набор карт, на которых части регулярной армии США сражаются с вымышленным «вероятным противником» (его представляют соответствующим образом наряженные и экипированные подразделения OPFOR). Миссии — будто из учебника по тактике: захватить ключевые точки, полностью уничтожить врага либо вынудить отступить.
Грандиозные учения начинаются на экране формирования ударной группы. Трех взводов достаточно для тех, кто обожает изобретать и реализовывать сложные схемы, но не сумел освоить искусство скоростного щелканья мышью — немыслимого атрибута Command & Conquer 3 или Company of Heroes. Солидный выбор американской и российской техники впечатляет, хотя и обошелся без экзотики. Танки от Т-55 до Т-80 и М1А2, БТР-60, БТР-70, БТР-80, БМП-1, БМП-2, БМП-3, неприлично разросшееся семейство Stryker (разница — в установленном вооружении), несколько HMMWV, забавные «спецназовские» джипы Spec-Opns, тяжелые грузовики для перевозки пехоты, «цивильные» седаны и пикапы… Неясно, что тут делает безнадежно устаревшая ЗСУ-57-2. У США нормальных зениток вообще нет (Close Combat всегда тяготела к битвам на земле), а у России — более популярные модели, умеющие эффективно вести огонь и по воздушным, и по наземным целям. Например, широко известные на Западе «Шилка» или «Тунгуска».
Странность №2 заключается в том, что абсолютно все юниты сразу доступны игроку. Захотелось вам, к примеру, заменить танком компанию мягкотелых рейнджеров? Пожалуйста! В итоге за балансом надо следить самому, и предлагаемый «по умолчанию» комплект нередко нужно регулировать в ту или иную сторону. Завершив приготовления, мы жмем на клавишу «next», читаем крошечный брифинг и… переносимся в прошлое. По двумерным долам и весям раскатывают «Абрамсы» и «Хаммеры», поддержку обеспечивают вертолеты и реактивные истребители, но этим, пожалуй, и исчерпываются отличия от предшественников. Отряды, «мораль», перебежки, дымовые завесы, сектора обороны — знатоки Close Combat мигом почувствуют себя как дома. Учитывая размеры карт, рекомендую обратить особое внимание на бронетранспортеры, быстро перебрасывающие бойцов на важные участки.
Отчасти подход оправдан, ведь корни современной тактики растут из опыта не такой уж далекой Второй мировой. Самым заметным нововведением стали подствольные гранатометы. Раньше пехота, залегшая в густой траве, могла на что-то рассчитывать. Сегодня ее судьба предрешена. Существенное увеличение темпа ведения огня — еще одно из веяний конца ХХ века. Незаменимые ранее пулеметы теперь пребывают на второстепенных ролях; обычный мотострелковый отряд доставит противнику не меньше хлопот. А вот техника реагирует на попадание из РПГ на удивление спокойно. Специализированные ПТ-отделения способны по-свойски разобраться с парочкой «Брэдли», но завалить Т-80 для них почти невыполнимая задача (в этом плане игра ближе к СС 3, чем к эталонной СС 5). Приходится прибегать к помощи крупнокалиберных орудий — танковые дуэли в Modern Tactics происходят очень часто.
Есть и более приземленные проблемы. Те, кто видел Road to Baghdad и Marines, обязательно обнаружат ряд «случайных» совпадений. Если «цитаты» из Marines выглядят естественно (официально виртуальный тренажер нигде не продавался, хоть и получил распространение в фанатской среде), то «багдадские приключения» совсем уж не в тему. Словно перед нами любительский мод, куда авторы напихали всего и побольше. Играть против компьютера попросту скучно. В бескрайних полях и пустынях AI худо-бедно огрызается (реалистичные ТТХ позволяют стрелять через несколько экранов), но в городских условиях мозги ему отказывают. К чему хитрить, устраивать коварные засады и высылать вперед разведчиков? Можно пригнать на узкие ближневосточные улочки стадо подслеповатых танков и, вопреки всякой логике, победить!
Надежды на мультиплеер приказали долго жить. Matrix пора вспомнить, какой год на календаре. Просьба ввести IP, которая была уместна в Marines, — расписка в непрофессионализме. Хотя кого я обманываю? Разработчики знают своего покупателя. Генералы старой закалки привыкли к неудобствам такого рода, а скандальные новички здесь не нужны. Хардкор должен быть хардкорным — и точка. Всем известно, что «нормальные люди» в воргеймы не лезут.
Конверсия
Несмотря на богатейшую базу, отточенный годами геймплей и пресловутый реализм, Modern Tactics принадлежит к подвиду «развлеки себя сам». Не хватает одиночной кампании? Кустари все сделают! Отсутствуют уровни сложности? Зато можно свободно корректировать размер и качество ударной группы, усиливая или, наоборот, ослабляя ее. Нет центрального сервера и внятной статистики? Заранее договоритесь о предстоящем матче и запишите его результаты на бумажке… Любовь слепа. Только почему игра безоговорочно уступает Close Combat 5?