Светлая тема

Рецензия на игру Colin McRae Rally 04

Секрет быстрого выхода Colin McRae Rally 04 на PC раскрыть очень просто. CMR3, которую с аппетитом съели непривередливые «приставочники», не прижилась в наших краях. Я бы не стал утверждать, что для Codemasters это было смертельно. Заядлые фанаты CMR вряд ли бы дружно скончались от сердечных приступов, — игра оказалась слишком красивой, да и деньги уже были уплачены.

Но шила в мешке не утаишь. CMR3 — игра неудачная, хотя мы обошлись с ней очень бережно. И не только мы. Могло ведь быть намного хуже. Видимо, запах жареного дошел-таки до офиса Codemasters. От CMR4 я, положа руку на сердце, хотел только одного: черт с ним, с чемпионатом, пусть сделают физику, как в CMR2 (при такой-то графике), и все. Но желать такого, наверное, поздно, паровой молот революции уже запущен, совать под него пальцы не рекомендуется.

У меня есть две новости: хорошая и плохая. По традиции начну с плохой.

Плохая новость

Главная составляющая раллийного симулятора — физическая модель. Ее состояние в CMR4 не вызывает противоречивых и спорных чувств. Тут мнения как никогда едины — очень средне. Однако даже для той части аудитории, для которой раллийные дела — не праздный интерес, разговор на этом не заканчивается. Подождите делать выводы.

Вот завсегдатаи онлайновых чемпионатов, довольно популярных не только на Западе, но и у нас, наверняка пострадают. Впрочем, старина CMR2 еще может в полной мере удовлетворять запросы, ограниченные исключительно достойной физикой.

Матчасть

Чтобы не быть голословным, затрону тему подробнее; к этому, кстати, располагает выбор автомобилей из трех классов: WRC (класс — А8), Super 1600 (он же — JWRC) и культовая группа Б, блиставшая в 80-х. Для серии CMR выбор из трех классов — настоящее достижение, если не считать какие-то обрубки в первой и третьей части, где на «суперах» можно было ездить в одном зачете с А8 и даже набирать какие-то очки. Расстановка сил в CMR4 очень полезна для исследователя, так как позволяет оценить уровень мышления разработчиков на основе анализа физики автомобилей определенной компоновки и привода.

Самый младший класс (Super 1600) — переднеприводные болиды без турбины, моторы которых, впрочем, развивают внушительные 200 л.с. (кстати, в этом классе недавно дебютировала наша «двенадцатая»; ее можно увидеть на многочисленных московских выставках).

А8 — вершина спортивного автомобилестроения. По сложности конструкции болиды WRC могут поспорить и с «Формулой-1», а уж по электронике они ее давно превзошли. 300-сильный мотор, работающий в паре с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, разгоняет болид массой около 1300 кг до «сотни» меньше чем за 4 секунды! И это притом, что мощность принудительно ограничена электроникой. (О чем, похоже, в Codemasters не осведомлены — авторы присваивают болидам разные значения мощности, от 310 до 315 сил, считая, наверное, что так маленьким поклонникам серии будет понятнее, почему в реальном чемпионате одна машина едет быстрее другой. Спешу разочаровать: за такие фокусы FIA мгновенно дисквалифицирует команду-нарушителя. История с Toyota не даст соврать.)

Наконец, группа Б — легендарный класс, где царила полная техническая анархия. Не дотягивающий и до двух литров, двигатель Lancia Delta S4 выдавал фантастические 480 сил! После успеха Audi Quattro наступила эра полного привода, к которому до этого относились, как к дорогой и неэффективной затее; Peugeot 205 Turbo 16 стал крестным отцом целого семейства «заряженных» гражданских Peugeot, до сих пор пользующихся в мире огромной популярностью. Но главное для нас — не исторические реалии; большинство автомобилей группы Б обладали среднемоторной компоновкой. С точки зрения движения автомобиля — существенное отличие от переднемоторной и заднемоторной.

Полигон

Подозрения, что все здесь не так, как у людей, появляются в меню выбора авто. Про фокусы с мощностью в группе А8 я уже говорил; в группе Б проблем намного больше.

Мило смотрятся заявленные 550 лошадиных сил для Audi Quattro. Господа, вы в своем уме? Не понимаю, на чье воображение можно повлиять таким образом. Меня подобные «факты» только смешат, поскольку они сильно расходятся с действительностью.

Как было отмечено ранее, мотор в болидах группы Б стоял за креслами пилота и штурмана (исключение — Audi Quattro, у которой мотор располагался, как и у гражданской машины, под капотом). Хотелось бы отметить, что это дает возможность посмотреть на графический движок игры: сквозь прозрачный пластиковый козырек видно, как бьется раскаленное стальное сердце.

Такая компоновка, прежде всего, позволяет получить идеальную развесовку по осям. Среднемоторный автомобиль не стремится в повороте «наружу», а зад не спешит обогнать перед (о чем вам непременно расскажет любой владелец классического заднемоторного Porsche). Кроме того, доступ к двигателю максимально облегчен, что, впрочем, для нас принципиального значения не имеет.

Можно сказать, в игре все эти нюансы вообще никак не реализованы. Поворачиваемость в зависимости от привода и расположения мотора не меняется. Когда речь идет о попытке «облизать» поворот, она во всех перечисленных случаях компоновки практически отсутствует, и переходит в избыточную, если возникает необходимость «помести хвостом».

За группу Б мы все равно должны сказать авторам спасибо. Только эти, упакованные в гигантские аэродинамические обвесы, автомобили способны показать некоторое подобие динамики. Но все познается в сравнении. Если вам еще не приходилось управлять монстром из группы Б в Rally Trophy, настоятельно рекомендую это сделать; уверяю, сомнений в том, что продукт, выдаваемый Codemasters за раллийный симулятор всех времен и народов, — халтура, у вас не останется. Если же возможности сравнить нет, можно довольствоваться тем, что получилось.

Особенно хорошо это понимаешь, оседлав болид группы Super 1600. Нет никаких сомнений: прямой конкурент CMR4, за вычетом устаревшей графики, — Rally Championship 2000 с его тепловозной, лишенной каких-либо инерциальных характеристик, физикой. Болид не едет, а будто совершает какие-то движения на месте.

Наверное, разработчики пытались наглядно представить, что такое несчастные 200 л.с. и могучие 300-480. Получилось очень убедительно, но неестественно. У «суперов», конечно, по сравнению с WRC мощность меньше на добрых сто сил, нет турбины и полного привода, но масса меньше почти на триста килограммов. Поэтому, если брать сухие цифры динамических характеристик, отличия не столь существенны. В ралли нередки случаи, когда экипажи «суперов» попадают в первую десятку абсолютного зачета, обходя несколько экипажей WRC. Одним словом — это весьма и весьма серьезные автомобили. Только в Codemasters, судя по всему, ралли не смотрят. На этот год в JWRC заявлен один MG ZR и ни одного Golf IV. И они занимают место успешно выступающих Suzuki и Renault. Спасибо.

В любом случае, не все потеряно: интересна, главным образом, группа А8. Так уж сложилось исторически, что она в CMR играет роль первой скрипки. В четвертой части это намеренно подчеркнуто: режим «Expert» с продвинутой системой повреждений и наиболее сильными соперниками доступен только для класса А8.

Но добавить что-нибудь существенное к сказанному все равно трудно. Такая же пассивность, неестественность в движениях прослеживается и в самом сложном режиме игры. Оговорка тут только одна: это не касается асфальта. Хотя и тут все далеко не идеально. Динамика нулевая, даже Швеция в целом «быстрее», чем любой асфальтовый этап; вызвать адекватное скольжение на асфальте по этой причине оказалось сложно. Мне особенно понравилось реактивное усилие на руле (которое почему-то пропадает на мокром покрытии). Честно сделано аквапланирование: лужа в повороте — настоящий сюрприз.

Вообще-то с рулем все могло быть гораздо неприятнее. Не могу сказать, что я недоволен так же, как и в случае с физикой. Получилось однозначно хуже, чем в CMR2, но положительные стороны у упрощения тоже есть — ездить легче. Иногда заторможенные реакции спасают. В остальном — видели и получше.

Лаборатория

Сравнить систему настроек болида с чем-либо серьезным тоже не удается. Куда там до «наскаров»! Даже сравнение с NASCAR Thunder 2003 будет не в пользу CMR4. Мы к этому привыкли, а разработчики не собираются что-либо менять. У нас отняли возможность варьировать величину крутящего момента по осям, зато разрешили настраивать амортизаторы и жесткость стабилизатора. Негусто. Более того, толку от настроек немного. Я, например, не вижу принципиальной разницы между предлагаемым выбором покрышек, а максимально жесткий стабилизатор делает движение вконец угловатым, что как-то не вяжется с его назначением.

Такая же полумера — система повреждений. Визуальная ее часть не обсуждается, она выше всяких похвал. Хотя для того, чтобы серьезно разбить автомобиль, нужно быть инвалидом, так как степень повреждения зависит не от силы удара, а от частоты, за исключением, пожалуй, режима «Expert», где просчет ведется более добросовестно. Встреча с деревом на скорости 100 миль в час обернется для вас неприятным отскоком в ближайшую канаву. И только жесткий прессинг лесного массива придаст болиду нетрадиционный вид, а из-под капота повалит беловатый дымок, при некотором старании приобретающий черную окраску. В конце концов, мотор начнет глохнуть. Существует также риск потерять колесо, но и без него машина почему-то неплохо управляется.

Ремонт особо не раздражает: времени на это всегда хватает, а список повреждаемых узлов невелик. По сравнению с Network Q RAC Rally Championship и Rally Championship 2000, где разбитая машина была очень серьезной проблемой, в CMR4 сама возможность что-то сломать выглядит исключительно декоративным элементом, призванным развлекать аудиторию. И она, что характерно, в большом восторге.

Я все-таки не удержусь и кину, основательно размахнувшись, еще один камень в огород разработчиков. Зачем было делать Peugeot 206 WRC бонусным автомобилем, если его карьера в группе А8 окончена? Почему Lancer седьмой эволюции? Почему нет Skoda Fabia WRC? Да, могли возникнуть некоторые трудности с лицензиями, но целая куча мусора, которая лежит в отделении с бонусами, отняла, наверное, куда больше сил и времени. Жаль.

На этом о грустном закончим. Теперь хорошие новости.

На сладкое

Впервые за много лет появился нормальный чемпионат. С личным и заводским зачетом. Фанаты ралли, несомненно, должны клюнуть, даже если физика для них — самое главное. Почему нельзя было сделать это раньше, я не знаю; возможно, Codemasters сомневалась в необходимости такого шага.

Разумеется, никаких реальных имен в турнирной таблице вы не встретите (МакРэя пересадили на «Ситроен» — уже хорошо!), но подарок все равно королевский. Теперь, чтобы продвигаться по чемпионату, и в призовой группе приезжать необязательно. Можете вообще не набирать очки. Исключением, пожалуй, является лишь высший уровень сложности, но и там формулировка, объясняющая причину исключения из чемпионата, приобрела цивилизованные черты — профнепригодность. Правда, это мне кажется очень странным, так как контракт с пилотом заключается либо на весь сезон, либо на определенное количество гонок, и демонстрируемые результаты на его исполнении никак не сказываются.

Да, можно было бы сказать, что CMR4 — полноценный раллийный симулятор. Но тут, видимо, вмешался маркетинговый отдел. Где у нас игры лучше продаются? В США? Отлично, включим этот этап в игру! А меж тем из календаря исчезли Франция и Италия — целых два асфальтовых этапа! Нет Кипра, Турции, Мексики, Аргентины и Новой Зеландии. Переживем, конечно, но в игре чересчур много лишнего. И сделано это в ущерб содержанию. Впрочем, тут я обещал не ругаться…

Не менее привлекательной оказалась и графика. Для симулятора она, несмотря на консольное прошлое, поистине роскошна, и скриншоты эту роскошь передать не в состоянии — нужно видеть своими глазами. Несколько комично смотрятся только сами автомобили, какие-то приплюснутые и толстые, но их облик проработан до мелочей. Даже брызговики, очень натурально болтающиеся на ходу, теперь есть у всех. Анимации, кстати, намного больше. Я уж не говорю про пилотов, которым достались многочисленные дифирамбы. Великолепны деревья; трава, удостоившаяся отдельной прорисовки (чем раньше могли похвастаться только трехмерные RTS и тактические шутеры), и оторванные полосатые ленты колышутся на ветру; зрители вдруг стали настоящими. Когда смотришь повтор, сердце радуется. Жаль только, что исчезли облака пыли, висевшие над трассой в CMR3, хотя их и заменил неподражаемый туман, окутывающий греческие допы. CMR4 позволит игрокам, принявшим на вооружение DX9-совместимые 3D-ускорители, гордиться своим приобретением. Не будут разочарованы и владельцы дорогих звуковых карт: на Audigy 2 звук такой, что мурашки бегут по коже. Настоящее технологическое пиршество.

* * *

Для снисходительного отношения к игре хороших новостей достаточно. Если не придираться к работе Codemasters в надежде, что из-под ее крыла выйдет НАСТОЯЩИЙ симулятор ралли, Colin McRae Rally 04 можно считать произведением искусства. Однако для ценителей жанра оно совершенно бесполезно.