Светлая тема

Рецензия на игру Colin McRae Rally 2005

Писать о Colin McRae Rally — ответственное занятие, ведь к звездам нужно приходить подготовленным. Готовились мы в усиленном режиме: осваивали Richard Burns Rally и Xpand Rally; а потом подоспела и демо-версия Cross Racing Championship. И что в итоге? Ничего, кроме глянцевого пафоса, CMR 2005 предложить не в состоянии. Хотя бы потому, что для нее это — единственное условие существования.

По знакомым дорогам

Codemasters давно уже не делает симуляторы ралли. Предприимчивые англичане знают свое место. Их интересует бизнес. CMR — мечта, картинка, блестящий фантик, под которым лежит внушительный слой натурального красителя. Но и формы достаточно, чтобы содержание было у нее на побегушках.

CMR 2005 — эстетика в чистом виде, безупречный стиль во всем, графика на уровне шедевра, красивые модели и живописные спецучастки. Это сложно объяснить, но когда оказываешься за толстой баранкой неизвестно откуда взявшейся в классе WRC «Ауди А3» с 3.2-литровой «шестеркой», в перевоплощение верится без особого труда. Я угадал бы низкий, «породистый» звук с двух нот, а агрессивный красный цвет по ту сторону бублика глаз распознает мгновенно, как луч света, пришедший из родной Вселенной. Отличные кокпиты, что и говорить (я не имею в виду обезличенные «гоночные», конечно). Поэтому и Lancer тут бормочет по-своему, а Impreza дерет горло изо всех сил.

Разработчики старались, работали над трассами. Да, разнообразно. Видны даже зачатки геометрии. Просветление ли тому причиной, или примеры были перед глазами — не знаю, но на гравии в ряде СУ не до шуток. В масштабах RBR — мелочи. Для CMR — громадный шаг вперед.

Интерактивность окружающего мира существенных изменений не претерпела. Бегающие по дороге люди стали нормой после экспансии основных конкурентов серии, а в CMR 2005 обочину по-прежнему украшают картонные уродцы, щелкающие фотоаппаратами и машущие недоразвитыми руками. Разумеется, при ударе о дерево осыпаются листья (это так романтично), но непробиваемые металлические ограждения и столбики, обладающие незыблемостью Эйфелевой башни, наводят на мысль о том, что и здесь потрудились эстеты.

Прочие закономерности

В Codemasters, впервые в истории, пошли на невиданные жертвы, сделав, наконец, режим карьеры. Игроку предлагается начать с четырехколесного ведра и добраться до высшей лиги. Замечательно, только вот, шествуя по карьерной лестнице, бороться за лидерство в чемпионатах не придется — это всего-навсего чередующиеся гонки, реализованные по простому принципу, исключающему продвижение в случае малейшей неудачи. Одним словом, чемпионат образца CMR 2 с поправкой на возможность прогрессировать в классах.

Привычные соревнования в классе WRC, естественно, никуда не делись. Поскольку Колин МакРей (Colin McRae) не участвует в ралли, игрок волен выбирать любую доступную машину. Серьезно повлиять на результаты не может ни одна из них, не говоря уже о родимом пятне всех «раллийных симуляторов» в виде устаревшего Peugeot 206. Пока его место займет модель с индексом 307 (если это когда-нибудь случится), PSA благополучно свернет свою раллийную программу. Разобравшись с автопарком и прочими баранами, понимаешь, что бетонную стену нежелания Codemasters что-либо менять в организации чемпионата не пробить горохом критики. Тенденция.

Телега

Отсутствие аналитического мышления и склонности к пророчествам вряд ли уменьшило бы шанс точно предсказать, чем будет CMR 2005 в области физики. Догадка подтверждается с первым же поворотом руля. Точнее, в процессе настройки болида. На весь мир прогремела RBR, напугав новичков своим непокорным тюнинговым меню (профессиональные виртуальные пилоты, напротив, неделю ходили с поднятым к небу указательным пальцем), а в CMR 2005 — консерватизм и инвалидные традиции. Если подумать, то и XR не блистала на небосклоне раллийного жанра щедрыми настройками, но у нее были другие преимущества.

Каковы преимущества CMR 2005, не считая работы художников и дизайнеров? Их нет. В эту игру хочется играть, поверьте; она притягивает, словно магнит. Но какая же все-таки скука наваливается через пять минут! Пара поворотов, и от невнятного руля, фантастически цепких шин, феноменальных тормозов, хилой инерции и неверного распределения массы (есть ли оно вообще?) начинаешь зевать, угрожая челюсти нарушенной структурной целостностью.

В RBR я сражался с гравием, как одержимый. Проезжал один и тот же «доп» десять, двадцать, тридцать раз, улучшая время, тестируя разные болиды, радуясь, в конце концов, каким-то успехам, как будто от них что-то зависело в моей жизни. А тут? Тормозим перед поворотом, криво подруливаем, газ в пол. Никакой эволюции, сплошная деградация и топтание на месте.

За пять частей в Codemasters так и не сумели создать достойную систему повреждений, реально влияющих на управляемость болида. Появился продвинутый индикатор, но на хлеб его не намажешь — никакой пользы. Как надо ездить, чтобы довести болид до потери способности передвигаться, я не знаю. Это нужно уметь.

Естественный отбор

Colin McRae Rally 2005 оказалась неспособной даже на компромиссы: в ней плохо все. Природного обаяния серии, заручившейся поддержкой Колина МакРея (впервые на экранах: биография «летучего шотландца»!), уже не хватает — слишком много нагих мест, вызывающих возмущение. Добро пожаловать на пляж нудистов — там оценят.