Светлая тема

Рецензия на игру Colin McRae Rally 3

Конечно, все его ждали. Конечно, восхищались скриншотами и безумно завидовали владельцам приставок, у которых игра появилась аж восемь (!) месяцев назад… Мало того, учитывая опыт предыдущих частей, никто даже не сомневался, что нас ждет очередной раллийный шедевр.

Выше сядешь… больнее упадешь

Экскурс в историю для непосвященных: первая и вторая игры серии были (и, возможно, остаются) лидерами жанра раллийных симуляторов, намного опережавшими современников и по графике, и по физике, и по играбельности. Все остальные бесчисленные поделки, - RalliSport Challenge или Rally Championship Xtreme, - пусть и вышли намного позже, но на фоне гранда казались жалкими потугами, за исключением отдельных случаев, вроде Rally Championship 2000 (которая, впрочем, тоже стара как мир). До сих пор в Сети «живет» не один десяток форумов, обитатели которых организовывают мультиплеерные соревнования, онлайновые кубки и прочие покатушки даже в первую (!) часть. В общем, культ. Тем обиднее сознавать, что разработчики все испортили.

Нет-нет, не подумайте ничего плохого, Codemasters не сделала из знаменитой серии аркадные гонки а-ля NFS, изуродовав звук с графикой и поставив машины на «рельсы». Графика превосходная, физика вполне адекватная, звук тоже... Но именно в этом-то и дело. CMR3 - всего-навсего хороший раллийный симулятор. После столь выдающихся проектов выпускать просто хороший - непростительно.

За что?

Начнем с того, что CMR2 вместе с F1 2002 и некоторыми «Наскарами» заслуженно считался одной из лучших игр на планете (!) по части взаимодействия с игровыми девайсами — рулями и педалями. CMR3 же с рулем почти не дружит. Отклик на угол поворота неравномерен и способен меняться в одном и том же повороте одной и той же трассы. Я, разумеется, придираюсь, но все же…

Ездить в режиме чемпионата можно только на Ford Focus, а голос штурмана в игре по-прежнему принадлежит Ники Гристу. Хотя, как известно, дядька Колин к «фордам» теперь никакого отношения не имеет, и Ники уже давно не его штурман. Да, тоже придирка.

Упомянутый штурман перед сложными связками поворотов умудряется затянуть лекцию секунд на десять. «Правый средний с возможным прыжком, переходящий в левый пятый через возвышение на деревянный мостик, держись на наружной траектории — внутри камни». А теперь представьте, что все это говорится с шотландским акцентом. Конечно, реализм, но зачем доходить до абсурда?!

Иконкам с изображением сложности поворота тоже изрядно досталось. Раньше было так: если левый поворот средней сложности переходил в правый “hard”, то на экране друг за другом появлялись две картинки: желтая со стрелкой влево и красная со стрелкой вправо. «Халява», - подумали разработчики и решили всю связку поворотов изобразить на одной иконке. В результате бедный водитель видит на экране извилистую змейку, отображающую иногда до трех поворотов сразу. И, надо заметить, змейку весьма нежирную, - без напряжения ее боковым зрением не усмотришь.

Открыть другие машины, как выяснилось, все-таки можно, но для этого необходимо по мере прохождения чемпионата получить секретные коды, затем ввести их на сайте Codemasters, перечислить некоторую сумму со своей кредитной карты (!), и только тогда, быть может, вас вознаградят за перенесенные мучения. Есть и другой вариант — позвонить в английский офис компании, продиктовать код, после чего знающие люди сообщат, как открыть новые болиды. Бред какой-то.

И все же…

Картинка явно превосходит вторую часть. Болиды отлично визуализированы; при этом, естественно, воспроизведена работа и подвески, и трансмиссии, и руля — это уже традиция жанра. Эффекты тоже похорошели: шикарный столб пыли из-под колес и вспышки из глушителя выглядят очень внушительно. Над трассами в Англии и Финляндии стоит утренняя дымка, а в Греции ветер гоняет облака пыли. Здорово смотрятся дождь и снег на лобовом стекле. Есть побочные элементы, вроде летающего над трассой вертолета или гоняющего на снегоходе по льду шведского озера болельщика. Но сами трассы можно было нарисовать и получше. В конце концов, плоские зрители и текстурные стены по бокам трассы давно вышли из моды. Впрочем, реальное влияние на геймплей оказывают не «обои», а неудобный тахометр. Забудьте о коронном «макреевском» progress-bar’е, - вас ждет прозрачный круг с тонкой малозаметной стрелкой.

Приятным нововведением стал один из ракурсов во время повтора - камера находится за спинами пилота и склонившегося над легендой штурмана, причем пилот воспроизводит все действия именно в том порядке, в каком их делали вы. Видны движения рук на руле, переключение водителем передач и даже работа ноги, утапливающей акселератор именно в те моменты, когда вы нажимали на кнопки клавиатуры. Создается видимость натурального телерепортажа о вашем заезде. Пустячок, а приятно. Похожее ощущение вызывают «видеовставки» - выезд машины победителя на подиум, стартовый ролик, где менеджер команды отдает последние распоряжения пилоту... Во время настройки и ремонта болида на экране безостановочно крутится ролик: шесть человек, поставив машину на подъемник под тентом, что-то крутят, настраивают, меняют, а вокруг них — толпа зрителей. Все это сделано на движке игры, и анимация механиков весьма и весьма натуральна.

Кстати, о механиках. Настроек здесь - великое множество. К тем, что были в предыдущей части, добавлены новые; например, амортизаторы и пружины отныне регулируются отдельно (!), можно выбрать полуавтоматическую коробку передач: «вверх» она при необходимости переключается сама. Образцов резины стало больше, и все они теперь узкоспециальны, что весьма затрудняет подбор. Впрочем, настройки влияют на поведение машины слабее, чем в CMR2. В целом болид ведет себя предсказуемо и правдоподобно: за сбросом газа следует занос, за набором оборотов — плавное распрямление траектории, прием контр-смещения по-прежнему работает... Тем не менее, физика какая-то нервная, резкая, «угловатая». Точнее сформулировать не возьмусь.

Зато хороша физика гравитационная: отлично воспроизведены аварии, умопомрачительные кульбиты и баскетбольные отскоки кувыркающейся машины от дороги. Отлетающие детали, битые стекла, мелкие повреждения кузова — зрелище для настоящих гурманов. Авто может перевернуться в воздухе несколько раз, раскидывая по окрестностям капот, бампер, двери... Шикарно. Правда, изредка наблюдается конфуз звуковой системы: на трясучей дороге «Форд» гремит, как консервная банка, а при ударе в камень на скорости в 140 км/ч бесшумно от него отпрыгивает. Порой заедает и голос штурмана, он начинает заикаться и говорить в полтора раза медленнее (и, соответственно, на тон ниже).

Итого

Все представители консольного сообщества, игравшие в третью часть на PlayStation 2, утверждают, что РС-версия разительно отличается от приставочной. В худшую сторону. Но потомственные фанаты «макреев» купят игру независимо от моего вердикта, а тем, кто впервые пробует себя в роли виртуального раллиста, я ее и сам порекомендую. Все равно CMR2 вы уже нигде не найдете…

P.S. Справедливости ради отмечу, что в Сети все же встречаются патчи, открывающие болиды.