Colin McRae Rally 04
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Секрет быстрого выхода Colin McRae Rally 04 на PC раскрыть очень просто. CMR3, которую с аппетитом съели непривередливые «приставочники», не прижилась в наших краях. Я бы не стал утверждать, что для Codemasters это было смертельно. Заядлые фанаты CMR вряд ли бы дружно скончались от сердечных приступов, — игра оказалась слишком красивой, да и деньги уже были уплачены.
Но шила в мешке не утаишь. CMR3 — игра неудачная, хотя мы обошлись с ней очень бережно. И не только мы. Могло ведь быть намного хуже. Видимо, запах жареного дошел-таки до офиса Codemasters. От CMR4 я, положа руку на сердце, хотел только одного: черт с ним, с чемпионатом, пусть сделают физику, как в CMR2 (при такой-то графике), и все. Но желать такого, наверное, поздно, паровой молот революции уже запущен, совать под него пальцы не рекомендуется.
У меня есть две новости: хорошая и плохая. По традиции начну с плохой.
Плохая новость
Главная составляющая раллийного симулятора — физическая модель. Ее состояние в CMR4 не вызывает противоречивых и спорных чувств. Тут мнения как никогда едины — очень средне. Однако даже для той части аудитории, для которой раллийные дела — не праздный интерес, разговор на этом не заканчивается. Подождите делать выводы.
Вот завсегдатаи онлайновых чемпионатов, довольно популярных не только на Западе, но и у нас, наверняка пострадают. Впрочем, старина CMR2 еще может в полной мере удовлетворять запросы, ограниченные исключительно достойной физикой.
Матчасть
Чтобы не быть голословным, затрону тему подробнее; к этому, кстати, располагает выбор автомобилей из трех классов: WRC (класс — А8), Super 1600 (он же — JWRC) и культовая группа Б, блиставшая в 80-х. Для серии CMR выбор из трех классов — настоящее достижение, если не считать какие-то обрубки в первой и третьей части, где на «суперах» можно было ездить в одном зачете с А8 и даже набирать какие-то очки. Расстановка сил в CMR4 очень полезна для исследователя, так как позволяет оценить уровень мышления разработчиков на основе анализа физики автомобилей определенной компоновки и привода.
Самый младший класс (Super 1600) — переднеприводные болиды без турбины, моторы которых, впрочем, развивают внушительные 200 л.с. (кстати, в этом классе недавно дебютировала наша «двенадцатая»; ее можно увидеть на многочисленных московских выставках).
А8 — вершина спортивного автомобилестроения. По сложности конструкции болиды WRC могут поспорить и с «Формулой-1», а уж по электронике они ее давно превзошли. 300-сильный мотор, работающий в паре с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, разгоняет болид массой около 1300 кг до «сотни» меньше чем за 4 секунды! И это притом, что мощность принудительно ограничена электроникой. (О чем, похоже, в Codemasters не осведомлены — авторы присваивают болидам разные значения мощности, от 310 до 315 сил, считая, наверное, что так маленьким поклонникам серии будет понятнее, почему в реальном чемпионате одна машина едет быстрее другой. Спешу разочаровать: за такие фокусы FIA мгновенно дисквалифицирует команду-нарушителя. История с Toyota не даст соврать.)
Наконец, группа Б — легендарный класс, где царила полная техническая анархия. Не дотягивающий и до двух литров, двигатель Lancia Delta S4 выдавал фантастические 480 сил! После успеха Audi Quattro наступила эра полного привода, к которому до этого относились, как к дорогой и неэффективной затее; Peugeot 205 Turbo 16 стал крестным отцом целого семейства «заряженных» гражданских Peugeot, до сих пор пользующихся в мире огромной популярностью. Но главное для нас — не исторические реалии; большинство автомобилей группы Б обладали среднемоторной компоновкой. С точки зрения движения автомобиля — существенное отличие от переднемоторной и заднемоторной.
Полигон
Подозрения, что все здесь не так, как у людей, появляются в меню выбора авто. Про фокусы с мощностью в группе А8 я уже говорил; в группе Б проблем намного больше.
Мило смотрятся заявленные 550 лошадиных сил для Audi Quattro. Господа, вы в своем уме? Не понимаю, на чье воображение можно повлиять таким образом. Меня подобные «факты» только смешат, поскольку они сильно расходятся с действительностью.
Как было отмечено ранее, мотор в болидах группы Б стоял за креслами пилота и штурмана (исключение — Audi Quattro, у которой мотор располагался, как и у гражданской машины, под капотом). Хотелось бы отметить, что это дает возможность посмотреть на графический движок игры: сквозь прозрачный пластиковый козырек видно, как бьется раскаленное стальное сердце.
Такая компоновка, прежде всего, позволяет получить идеальную развесовку по осям. Среднемоторный автомобиль не стремится в повороте «наружу», а зад не спешит обогнать перед (о чем вам непременно расскажет любой владелец классического заднемоторного Porsche). Кроме того, доступ к двигателю максимально облегчен, что, впрочем, для нас принципиального значения не имеет.
Можно сказать, в игре все эти нюансы вообще никак не реализованы. Поворачиваемость в зависимости от привода и расположения мотора не меняется. Когда речь идет о попытке «облизать» поворот, она во всех перечисленных случаях компоновки практически отсутствует, и переходит в избыточную, если возникает необходимость «помести хвостом».
За группу Б мы все равно должны сказать авторам спасибо. Только эти, упакованные в гигантские аэродинамические обвесы, автомобили способны показать некоторое подобие динамики. Но все познается в сравнении. Если вам еще не приходилось управлять монстром из группы Б в Rally Trophy, настоятельно рекомендую это сделать; уверяю, сомнений в том, что продукт, выдаваемый Codemasters за раллийный симулятор всех времен и народов, — халтура, у вас не останется. Если же возможности сравнить нет, можно довольствоваться тем, что получилось.
Особенно хорошо это понимаешь, оседлав болид группы Super 1600. Нет никаких сомнений: прямой конкурент CMR4, за вычетом устаревшей графики, — Rally Championship 2000 с его тепловозной, лишенной каких-либо инерциальных характеристик, физикой. Болид не едет, а будто совершает какие-то движения на месте.
Наверное, разработчики пытались наглядно представить, что такое несчастные 200 л.с. и могучие 300-480. Получилось очень убедительно, но неестественно. У «суперов», конечно, по сравнению с WRC мощность меньше на добрых сто сил, нет турбины и полного привода, но масса меньше почти на триста килограммов. Поэтому, если брать сухие цифры динамических характеристик, отличия не столь существенны. В ралли нередки случаи, когда экипажи «суперов» попадают в первую десятку абсолютного зачета, обходя несколько экипажей WRC. Одним словом — это весьма и весьма серьезные автомобили. Только в Codemasters, судя по всему, ралли не смотрят. На этот год в JWRC заявлен один MG ZR и ни одного Golf IV. И они занимают место успешно выступающих Suzuki и Renault. Спасибо.
В любом случае, не все потеряно: интересна, главным образом, группа А8. Так уж сложилось исторически, что она в CMR играет роль первой скрипки. В четвертой части это намеренно подчеркнуто: режим «Expert» с продвинутой системой повреждений и наиболее сильными соперниками доступен только для класса А8.
Но добавить что-нибудь существенное к сказанному все равно трудно. Такая же пассивность, неестественность в движениях прослеживается и в самом сложном режиме игры. Оговорка тут только одна: это не касается асфальта. Хотя и тут все далеко не идеально. Динамика нулевая, даже Швеция в целом «быстрее», чем любой асфальтовый этап; вызвать адекватное скольжение на асфальте по этой причине оказалось сложно. Мне особенно понравилось реактивное усилие на руле (которое почему-то пропадает на мокром покрытии). Честно сделано аквапланирование: лужа в повороте — настоящий сюрприз.
Вообще-то с рулем все могло быть гораздо неприятнее. Не могу сказать, что я недоволен так же, как и в случае с физикой. Получилось однозначно хуже, чем в CMR2, но положительные стороны у упрощения тоже есть — ездить легче. Иногда заторможенные реакции спасают. В остальном — видели и получше.
Лаборатория
Сравнить систему настроек болида с чем-либо серьезным тоже не удается. Куда там до «наскаров»! Даже сравнение с NASCAR Thunder 2003 будет не в пользу CMR4. Мы к этому привыкли, а разработчики не собираются что-либо менять. У нас отняли возможность варьировать величину крутящего момента по осям, зато разрешили настраивать амортизаторы и жесткость стабилизатора. Негусто. Более того, толку от настроек немного. Я, например, не вижу принципиальной разницы между предлагаемым выбором покрышек, а максимально жесткий стабилизатор делает движение вконец угловатым, что как-то не вяжется с его назначением.
Такая же полумера — система повреждений. Визуальная ее часть не обсуждается, она выше всяких похвал. Хотя для того, чтобы серьезно разбить автомобиль, нужно быть инвалидом, так как степень повреждения зависит не от силы удара, а от частоты, за исключением, пожалуй, режима «Expert», где просчет ведется более добросовестно. Встреча с деревом на скорости 100 миль в час обернется для вас неприятным отскоком в ближайшую канаву. И только жесткий прессинг лесного массива придаст болиду нетрадиционный вид, а из-под капота повалит беловатый дымок, при некотором старании приобретающий черную окраску. В конце концов, мотор начнет глохнуть. Существует также риск потерять колесо, но и без него машина почему-то неплохо управляется.
Ремонт особо не раздражает: времени на это всегда хватает, а список повреждаемых узлов невелик. По сравнению с Network Q RAC Rally Championship и Rally Championship 2000, где разбитая машина была очень серьезной проблемой, в CMR4 сама возможность что-то сломать выглядит исключительно декоративным элементом, призванным развлекать аудиторию. И она, что характерно, в большом восторге.
Я все-таки не удержусь и кину, основательно размахнувшись, еще один камень в огород разработчиков. Зачем было делать Peugeot 206 WRC бонусным автомобилем, если его карьера в группе А8 окончена? Почему Lancer седьмой эволюции? Почему нет Skoda Fabia WRC? Да, могли возникнуть некоторые трудности с лицензиями, но целая куча мусора, которая лежит в отделении с бонусами, отняла, наверное, куда больше сил и времени. Жаль.
На этом о грустном закончим. Теперь хорошие новости.
На сладкое
Впервые за много лет появился нормальный чемпионат. С личным и заводским зачетом. Фанаты ралли, несомненно, должны клюнуть, даже если физика для них — самое главное. Почему нельзя было сделать это раньше, я не знаю; возможно, Codemasters сомневалась в необходимости такого шага.
Разумеется, никаких реальных имен в турнирной таблице вы не встретите (МакРэя пересадили на «Ситроен» — уже хорошо!), но подарок все равно королевский. Теперь, чтобы продвигаться по чемпионату, и в призовой группе приезжать необязательно. Можете вообще не набирать очки. Исключением, пожалуй, является лишь высший уровень сложности, но и там формулировка, объясняющая причину исключения из чемпионата, приобрела цивилизованные черты — профнепригодность. Правда, это мне кажется очень странным, так как контракт с пилотом заключается либо на весь сезон, либо на определенное количество гонок, и демонстрируемые результаты на его исполнении никак не сказываются.
Да, можно было бы сказать, что CMR4 — полноценный раллийный симулятор. Но тут, видимо, вмешался маркетинговый отдел. Где у нас игры лучше продаются? В США? Отлично, включим этот этап в игру! А меж тем из календаря исчезли Франция и Италия — целых два асфальтовых этапа! Нет Кипра, Турции, Мексики, Аргентины и Новой Зеландии. Переживем, конечно, но в игре чересчур много лишнего. И сделано это в ущерб содержанию. Впрочем, тут я обещал не ругаться…
Не менее привлекательной оказалась и графика. Для симулятора она, несмотря на консольное прошлое, поистине роскошна, и скриншоты эту роскошь передать не в состоянии — нужно видеть своими глазами. Несколько комично смотрятся только сами автомобили, какие-то приплюснутые и толстые, но их облик проработан до мелочей. Даже брызговики, очень натурально болтающиеся на ходу, теперь есть у всех. Анимации, кстати, намного больше. Я уж не говорю про пилотов, которым достались многочисленные дифирамбы. Великолепны деревья; трава, удостоившаяся отдельной прорисовки (чем раньше могли похвастаться только трехмерные RTS и тактические шутеры), и оторванные полосатые ленты колышутся на ветру; зрители вдруг стали настоящими. Когда смотришь повтор, сердце радуется. Жаль только, что исчезли облака пыли, висевшие над трассой в CMR3, хотя их и заменил неподражаемый туман, окутывающий греческие допы. CMR4 позволит игрокам, принявшим на вооружение DX9-совместимые 3D-ускорители, гордиться своим приобретением. Не будут разочарованы и владельцы дорогих звуковых карт: на Audigy 2 звук такой, что мурашки бегут по коже. Настоящее технологическое пиршество.
* * *
Для снисходительного отношения к игре хороших новостей достаточно. Если не придираться к работе Codemasters в надежде, что из-под ее крыла выйдет НАСТОЯЩИЙ симулятор ралли, Colin McRae Rally 04 можно считать произведением искусства. Однако для ценителей жанра оно совершенно бесполезно.
Системные требования для PC
Игры как Colin McRae Rally 04
Рецензии и комментарии Colin McRae Rally 04
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту