Интересно, действительно ли разработчики полагают, что совершают великий подвиг, когда отступают от общих канонов и правил и производят на свет оригинальный продукт? Иногда такое случается, однако все, разумеется, зависит от того, какие устоявшиеся законы производства игр авторы намереваются нарушить, диктуя новые условия. Но порой вместо ожидаемой переоценки ценностей происходит отторжение, сопровождаемое известными неприятными последствиями.
Команда, без которой мне не жить
В светлые головы «отличников» игровой славы из Stormcloud Creations пришла потрясающая мысль сделать из гладиаторских боев классический компьютерный менеджер (вроде футбольного, баскетбольного или, допустим, конноспортивного). Да, нередко одного из двух гладиаторов убивали, но хитрые разработчики придумали изощренную систему, благодаря которой удалось объединить воинов в турнирную таблицу и позволить им умирать только в исключительных случаях. Очень изобретательно.
Между прочим, Stormcloud Creations уже известна нам по двум проектам-недоразумениям — Nanotech и Domain Wars (хотя на самом деле у этой компании еще много подобного хлама). Счастливчики, избежавшие знакомства с этими математическими моделями игр, должны благодарить судьбу, а остальным я сообщаю, что Coliseum недалеко ушел от своих собратьев и по внутреннему, и по внешнему содержанию. Те же цвета, та же гарнитура шрифтов, разве что задники перерисовали, да прежние формулы настроили на подсчет новых показателей.
Теперь мы играем роль руководителя команды гладиаторов. Впрочем, «команда» — весьма условное обозначение, поскольку в конкретный момент времени выступать может только один боец, а в общем зачете фигурирует тот, кто заработал больше очков. Иными словами, в нашем распоряжении есть гладиатор и два «полузащитника» на замену, на случай смерти «форварда». Пока «главный» выколачивает из оппонентов очки, «лоботрясов» можно направить на тренировки, заплатив соответствующие суммы за интенсивность упражнений и мастерство учителей. Только не надейтесь, что показатели тут же поползут вверх; все решит алгоритм случайных чисел, о качестве которого, к сожалению, я ничего сказать не могу.
Кстати, характеристиками (способность убеждать и лечить, авторитетность и умение организовывать тренировки оптимальным образом) наделены не только гладиаторы, но и наше «второе Я». Они, безусловно, работают, но мы никогда не узнаем, каким образом. Скоро ли удастся вылечить травму, повлияют ли наши указания во время боя на того или иного бойца и т. д. — все это находится за пределами человеческого понимания.
Аналогичная ситуация складывается и с параметрами физической формы гладиаторов. Хоть убейте, но я не понимаю, чем показатель «реакция 70» на практике лучше показателя «реакция 50». А как происходит расчет полученных повреждений? За одну атаку можно огрести так, что воин на полдуха станет ближе к Создателю, но есть и вероятность промаха. Это вам не выверенная система D&D.
Бой сопровождается ужасными воплями, криками и прочими отвратительными шумовыми эффектами. Отключить издевательство над человеческой психикой нельзя, поэтому приходится использовать радикальные методы. Кроме того, на экран сыплются идиотские комментарии, красочно описывающие травмы, наносимые гладиаторам. Вот здесь обман заметен невооруженным взглядом. Сколько бы ран ни открылось, сколько бы крови ни вытекло, сколько бы костей ни треснуло, в основном повреждения наносятся воле воина. То есть рано или поздно наступит раунд, когда одному из гладиаторов эта детская возня наскучит настолько, что бедняга прекратит бороться, бросит все и сдастся. Зато на следующий день (да-да, схватки здесь проходят ежедневно) он будет выглядеть как новенький. Изредка, конечно, ребята получают травмы или по велению чисел заболевают какой-нибудь хворью, а то и вовсе умирают. Как печально.
К чему остальное?
Ах, да, деньги. Заработанное непосильным трудом в первую очередь предстоит распределить по тренировкам. Любителям легкой наживы предлагается делать ставки на победителя в предстоящих сражениях, что, честно говоря, несложно, поскольку ярко выраженные фавориты всегда присутствуют. Еще герою можно дать на дорожку запрещенное зелье, улучшающее боевые показатели. Продаются и так называемые долговременные улучшения, действующие на дружественных или вражеских гладиаторов в течение нескольких дней. Например, увеличение или уменьшение наносимых повреждений, иммунитет к смерти и прочие интересные заклинания. За подобные уловки можно схлопотать штраф, но математическое ожидание данного явления не очень велико, поэтому фокусы себя оправдывают.
Ну и, наконец, самое абсурдное применение деньгам — реклама. Рекламировать сражения гладиаторов среди римлян, — все равно что «продвигать» водку среди русских. Правда, в игре не указано, где происходит действие. В любом случае, доверия этот элемент не вызывает. Да, конечно, можно польститься на ожидаемый прирост дохода в результате расклеивания афиш и прочих PR-акций, но попробуйте переиграть одно сражение несколько раз, и вы увидите, в каких широких пределах «гуляют» цифры. Короче говоря, эффект неочевиден, гораздо проще заработать на ставках, чем играть в рулетку с алгоритмом рекламных ухищрений.
Тучи сгущаются
Coliseum является точной копией своих предшественников; эти проекты с упоением играли бы сами в себя, наслаждаясь работой заложенных в них математических функций, если бы им время от времени не мешал человек. Разработчики даже не пожелали хоть как-то разнообразить геймплей (исключая улучшения и бестолковый маркетинг). Диагноз, надеюсь, оглашать не нужно.
P.S. Не удивлюсь, если в скором времени чудаки из Stormcloud Creations выпустят менеджер корриды, в котором можно будет управлять как командой тореро, так и быками со всеми вытекающими отсюда последствиями.