Виртуальное воплощение существующих городов — популярный рекламный прием. S.T.A.L.K.E.R. гордился фотоматериалами из Припяти, всевозможные гоночки, от Lada Racing Club до «Адреналина 2», хвастали задымленными московскими улицами, и вот теперь Collapse показывает очень узнаваемые руины Киева. Причем возможность пройтись с базукой по Крещатику — не главное достоинство проекта.
«Переведи меня через майдан…»
На Майдане Незалежности взамен палаток и митингов вольготно расположилась Дыра. Аномалия неизвестной структуры не поддавалась никаким потугам исследователей и порождала жутковатых Тварей. Из-за мерзопакостного новообразования Киев с окрестностями обнесли непроницаемым оборонительным периметром, а те, кому не посчастливилось оказаться внутри барьера, попали под карантин. Научные экспедиции под усиленной охраной приезжают и уезжают, а жители обречены умереть в бывшей столице.
Так появилась Свалка, где птицы не поют и деревья не растут, только дома мертвыми глазницами разбитых окон смотрят на выжженный мегаполис. Сперва территорию контролировали несколько армейских батальонов во главе с Железным Лордом, но грамотно организованная диверсия уничтожила военную элиту, и власть перешла к вожакам бандитских кланов. Единственному выжившему лорду — Родану — и выпало в очередной раз уберечь очередной мир от очередного медного таза.
Легко не будет. Дорога к благородной цели лежит через десять уровней, доверху забитых тщательно отрисованными наемниками, спецназом, Тварями и остальными недружелюбными созданиями. Набор врагов неплох, да уж больно однообразно они себя ведут. Мечники налетают скопом, стрелки скачут по траншеям, ни на минуту не прекращая огонь, пауки кусают за щиколотки и мешают ходить. Утомительные волны монстров прут из каждой щели в стенах и полу, а в некоторых подвалах обитают такие стада нелюдей, что на ум приходят «shoot'em up с зомбями». Нестабильный ИИ лишь укрепляет в этой мысли. Порой он сдает, и какой-нибудь неудачник неподвижно застывает спиной к герою. Словно его мозг уже съеден.
Мелюзгу разбавляют уникальные неприятели вроде главарей шаек и чудовищ из Бездны. В схватках с ними, как и в Beowulf: The Game, обычную мясорубку украшают QTE. В награду за победы Родан получает экстрасенсорные умения. Ничего выдающегося, но они позволяют мгновенно разбросать толпу или включить slo-mo, в котором удобно снимать скриншоты и снайперов.
Коллапсировали, коллапсировали, да не выколлапсировали
Беда Collapse — глубокий конфликт между жанром и стилистикой. Антураж, несмотря на забавный облик Родана, предполагает игру серьезную, мрачноватую, небыструю. В итоге лихой слэшер оказался испорчен муторными драками и острым дефицитом драйва и зрелищности. В Oni или любом из Jedi Knight, тоже сочетающих «рукопашную» и «огневую» половинки, подобравшийся вплотную автоматчик быстро лишался головы. А здешним трансформирующимся мечом ни выбить оружие, ни резво зарубить нельзя.
Противники все как один откормлены и обвешаны броней, и это затягивает битвы надолго. Десяток комбо делает разборки с мясом поинтереснее, но урон у комбинаций примерно одинаковый, в лучшем случае — разный радиус поражения. Анимация у боевых движений красивая, хоть иногда и «рваная» — пропускает фазы. Не чета диалоговым сценкам! Те из-за неестественных мимики и жестов выглядят просто отталкивающе.
Бои разнообразит «неполная разрушаемость». Минздрав предупреждает: не прячьте тело жирное за фанерными досками, изрешетят в миг. И не сидите под колонной — ее могут снести, а от многотонных каменных завалов даже всесильные аптечки не спасают. Рядом с укрытиями с завидной частотой маячат баллоны с газом, бочки с бензином и прочие взрывоопасные штуки, способные поднять на воздух бетонный бункер. Система, правда, не всегда логична. Как-то по-дурацки это — разгромить до фундамента целый вокзал, но не суметь кокнуть 40-ваттную лампочку в коридоре. Ну и сохранение по «чекпойнтам», конечно, не запоминает, рухнул забор под бешеным натиском или еще ждет своего часа.
Если не считать стоящей столбом пыли, с эффектами туго. Малиновый кисель, изображающий кровь, не лезет ни в какие ворота. С другой стороны, Collapse и не претендует на красочность Devil May Cry, тут все по-взрослому. Вместо прыжков с высоты ста метров и размахиваний двумя тоннами стали — правдоподобные трюки, полновесный «friendly fire» по редким напарникам (к счастью, они постепенно восстанавливаются) и максимум две «пушки» в загашнике. Скажем, пистолет в кобуре и верный дробовик за плечом. При необходимости Родан сменяет обрез на модернизированный «Калашников» или снайперскую винтовку. Изредка он подбирает и штурмовое вооружение. Увесистый пулемет Гатлинга и дальнобойный ПТРК «Плазма» обладают огромной мощью, однако с ними не побегаешь и не выхватишь клинок. К тому же количество зарядов ограничено.
Ни ругать, ни превозносить Collapse особенно не за что. Разве что саундтрек хорош — музыка исполнена профессионально и выдержана в духе игры. Впрочем, еще есть шансы на медали в иных номинациях. Например, «самые неуместные платформенные элементы» — страсть к летающим блокам стоит подкреплять более прозрачной механикой передвижения. Или «самая незаметная сюжетная развилка». Или «наименее назойливый product-placement». Плакаты и щиты с рекламой не мозолят глаза и не раздражают. Creoteam уделила внимание и программному коду — самодельный движок не тормозит, не вылетает и почти не «глючит». Работа украинской студии заслуживает уважения, но шедевром она, увы, не стала.