- Главная/
- Игры/
- Линия фронта. Афганистан '82/
- Рецензия
Минуло чуть больше 20 лет с тех пор, как советские солдаты покинули Афганистан, но этот конфликт вполне можно назвать недавним, ведь многие его участники — наши современники, люди, которым еще нет пятидесяти. Тем не менее, общество уже перелистнуло ту страницу истории. Компьютерные игры и фильмы о подвигах воинов-интернационалистов воспринимаются почти так же спокойно, как развлекательные проекты «про Вторую мировую».
Вслед за создателями «9 роты» и «Правды о девятой роте» обратиться к этой теме решила продюсерская компания Snowberry Connection. Лицензировав у Battlefront.com движок Combat Mission: Shock Force, она поручила разработку питерской студии «Апейрон», известной по «Бригаде E5» и «7,62». В итоге игра стала частью серии «Линия фронта», в которой Snowball Interactive долгие годы выпускает локализованные версии воргеймов Combat Mission.
Рэмбо не пройдет
В отличие от «Линии фронта. Битва за Харьков», предыдущей попытки Snowball приобщиться к знаменитой серии, «Афганистан '82» носит свое имя заслуженно. По сути, это крупный аддон к Shock Force: декорации и участники сражений — другие, игровой процесс – тот же самый, вплоть до последней запятой. Судя по всему, авторы чисто технически не могли исправить ошибки за Battlefront.com. «Линия фронта» по-прежнему лишена хорошей графики, удобного интерфейса и внятной системы обучения. Алгоритмы поиска пути далеки от идеала, условия успешного завершения миссии не всегда ясны.
Если вы готовы смириться с недостатками, то увидите лучшую из серьезных стратегий о баталиях недалекого прошлого. «9 рота» от «Лесты» ярче и динамичнее, зато перестрелки здесь реалистичнее. Чтобы одержать верх, командир должен учитывать влияние местности и погоды, боевой дух и характеристики снаряжения. Состояние раненых солдат и поврежденных машин нельзя оценить по «полоскам здоровья». Артиллерийская поддержка часто бьет мимо цели. Замеченного противника иногда опознают неполно или неправильно. В общем, не попсовая RTS, а настоящий воргейм.
Как и оригинальная Shock Force, «Афганистан '82» изображает «ассиметричную войну». Battlefront.com стравила американцев, вооруженных по последнему писку моды, с сирийцами, применявшими устаревшие танки, подрывников-смертников и управляемые фугасы. Чаще всего США разбивали мусульман, не моргнув глазом. «Апейрон» предлагает более выверенный баланс.
Советская армия тоже полагается на бронетехнику и авиацию, но они не дают ей подавляющего преимущества. Во-первых, эффективность средств, которыми СССР обладал 30 лет назад, несравнима с западными образцами начала XXI века, особенно в том, что касается связи и своевременного обнаружения врагов. Во-вторых, даже Т-55 – роскошь. Обычно доступны лишь БМП и БТРы, а для борьбы с ними у моджахедов есть все необходимое.
При этом штрафы за каждый отправленный домой «груз-200» так велики, что офицеры обязаны беречь своих подчиненных ничуть не меньше, чем заокеанские коллеги. Когда гибель 10-15 человек превращает победу в ничью, планировать действия приходится очень внимательно. Усложняет тактику и рельеф — бои идут в горах.
Задания в «Афганистане '82» схожи с «9 ротой»: устраивать засады, «зачищать» кишлаки, сопровождать конвои, штурмовать и удерживать высоты. Правда, у «Лесты» было всего 10 миссий, а тут, помимо двух кампаний за СССР, посвященных вводу войск в 1980-82 гг. и кровопролитным битвам 1985-87 гг., есть 14 отдельных сценариев, в которых можно руководить любой из сторон. Жаль, что у авторов не хватило сил на основательную энциклопедию, излагающую хронику событий. Они ограничились короткими заметками во время инструктажа и записями брежневских радиообращений в главном меню.
* * *
Впрочем, на новичков, мало знакомых с жанром и историей конфликта в Афганистане, игра и не рассчитана. Если же вам по вкусу Shock Force и вы интересуетесь этим периодом – не проходите мимо. Несмотря на огрехи, «Афганистан '82» — любопытная стратегия, не имеющая аналогов.