Светлая тема

Рецензия на игру Линия фронта: Нормандия

Когда я играю в Close Combat, у меня обычно возникает одно сокровенное желание - увидеть происходящее глазами солдат. Знаю, что сейчас это невозможно сделать прилично, а когда будет возможно, меня все равно уже не будет. Печальная картинка. Но вот нашлись люди, которые решили, что раз прилично этого сделать нельзя, то можно сделать неприлично. Очень простая арифметика.

Close Combat 3D

Я скажу честно, - это Close Combat. Самый настоящий. Только в жутко оформленном 3D. Запомните, в эту игру нельзя играть перед сном, ибо такой дым и такие трассеры будут сниться вам до конца дней. А если, не дай Бог, приснятся местные взрывы... Последний раз я просыпался в холодном поту после Normandy'44, разделанной на операционном столе штатным аналагопатаномом AG Давыдовым Д. (чесслово, страшный человек! - Прим. ред.).

Про камеру надо сказать отдельно. Скажите, зачем вам трехмерность, если поворот камеры осуществляется только в заданных плоскостях и по фиксированному углу? Коллега UnworldlY, сравнивший камеру Combat Mission с Myth 2, уверен, был подкуплен Big Time Software. Порой кажется, что перед нами "дискретная" ролевая игра начала 90-ых. Да что там, если даже движение в горизонтальной плоскости (!) сделано из рук вон плохо. Почему все так дергается?

В общем, волосы под каской встают дыбом. За такую графику нужно давить нещадно. Не все так плохо, конечно. Люди здорово сделаны, техника вообще на пятерку с двумя жирными плюсами, а в остальном - ужас и моральный террор, как поется в песне.

Я изуродован людьми

Оригинальностью авторы Combat Mission явно не страдают. Тактическая часть вместе с интерфейсом выдрана с корнем опять же из многострадального Close Combat. Даже интерфейс, и тот не пожалели. Только если CC был оригинален именно за счет real-time боя, то Combat Mission снабжен поистине идиотским режимом. С одной стороны, он даже чем-то интересен, но только до того момента, как попробуешь его в деле. Вообще, одна только мысль, что эти люди смешали real-time и turn-based, заставляет насторожиться. В нашем случае такая осторожность не помешает, ибо игра изуродована этим RT/TB безбожно. Как только вы раздали все приказы и нажали на кнопочку "Go!", все становится абсолютно другим! Но это длится ровно минуту. 58, 59, 60... и снова надо говорить, кому куда идти, а потом нажимать заветную кнопочку. Возникает закономерный вопрос: почему нельзя было сделать "боевую паузу", раз уж имеется такая неприязнь к реальному времени? Ответ отсутствует.

Впрочем, некоторое оправдание все же есть - большие "карты". Но если средняя продолжительность боя - 20-30 ходов (к тому же, все происходит на редкость медленно и печально), зачем делать такую большую территорию? Реально проехаться можно успеть разве что по сорока процентам местности. Кому в таком случае нужно остальное, непонятно.

Ладно, ладно. Я, конечно, жесток, но справедлив. Честно признаюсь, что интересных вещей в игре не меньше, чем неинтересных. Например, рекомендую считать абсолютно уникальной следующую фичу: Stug III не может вынести в борт Sherman с 70 метров. Снаряды отскакивают-с. Очевидно, американские ученые совместно с Big Time Software научились делать титановую броню. В особо красивом свете все это предстает, если вспомнить, как разработчики пели песню о реалистичной damage-модели. Кстати, пехота не лучше. Можно битый час смотреть, как пацаны поливают бронемашины из автоматов. Затрудняюсь только сказать, зачем... нравится им, наверное.

И еще один любопытный момент. Поскольку игра - сама условность, очень смешно, когда юниты в упор стреляют друг по другу, на самом деле находясь на расстоянии в 15 метров. Ладно, когда хексы, но тут-то... Цирк.

Искусственные тупые

Вот оно! Вот до чего доводит излишняя амбициозность. Смешанный RT/TB, помимо невыносимой скуки, повлек за собой еще одну беду - тупейший AI. Внимание, ситуация: в фазе отдачи приказов я даю отряду пехоты команду на движение в заданную точку. Начинается ход. Митрофанушки бегут и попадают под обстрел. Что в данной ситуации сделает нормальный человек? Правильно, хотя бы ляжет. А эти - ни за что не догадаетесь! - побежали назад. А что, логично.

Про реализм я уже говорил чуть выше, но игра приводит массу примеров. Скажите, каким надо быть экономически неграмотным фашистом, чтобы лупить по пехоте в упор из 75 миллиметровой пушки? Выходит, раз в танке, так все можно? А еще танкисты очень любят высовывать головы в люки во время боя. Я не пробовал, но, судя по их выражению лица в стиле "ну ты, типа, баклан, меня понял", это, по меньшей мере, просто прикольно. И совершенно маразматическая вещь - стрельба только из одного пулемета. Нет, друзья, допустим, в Т-IV он точно не один!

Диагноз

Безусловно, обо всем не расскажешь, хотя и есть о чем. Но вот такие мелочи сильно портят впечатление. Ведь бой после нажатия "Go!" - это лучшее, что лично я видел в стратегиях. Баталия захватывает. Атмосфера просто потрясающая. Звук великолепен. Ну почему все это так неудобно??? Клянусь, если сиквел не изменится в графическом плане (это еще можно терпеть), но авторы все же найдут в себе силы сделать игру full real-time и избавят ее от условностей, то 10 баллов и вечная любовь всего AG их детищу обеспечена. А пока Combat Mission можно назвать лишь экспериментом. Не очень удачным.

Впрочем, порекомендую игру прожженным фанатам воргеймов - они там что-нибудь, да найдут.