Светлая тема

Рецензия на игру Линия фронта. Ближний Восток

История серии Combat Mission поучительна. Да, многие поклонники воргеймов почитают ее как икону, однако авторы Beyond Overlord, Barbarossa to Berlin и Afrika Korps не раскрыли и половины потенциала CM. Battlefront.com так ревностно оберегала свои «старые болячки», что фанаты до сих пор считают их неотъемлемой чертой игры. Казалось, разработчики никогда не поймут — проект вырождается…

Нет Бога, кроме Аллаха

По первому взгляду Combat Mission: Shock Force совершенно не похожа на предшественниц. Вторая мировая кончилась 63 года назад. Черпая вдохновение из сериалов Jericho и Sleeper Cell, террористы взорвали «грязные бомбы» в нескольких западных мегаполисах. Агенты ЦРУ вскоре взяли след людей, организовавших ядерные атаки, — преступники скрывались на территории Сирии. Чуть позже американцы высадили десант на побережье и дали отмашку группировкам в приграничных районах Турции и Ирака.

Очевидно, что в политкорректные мундиры сирийской армии наряжены бойцы Саддама Хусейна, попавшие под нож операции «Шок и трепет». Танковые сражения, бывшие визитной карточкой Combat Mission, превратились в избиение младенцев. Если у арабского командира не хватит ума, чтобы избежать прямого столкновения, ему придется платить за убитого янки жизнями 30-50 своих солдат.

В устах «пиарщиков» идея «ассиметричной войны» звучала убедительно. Действительно, никакого обмана — тактики обеих сторон не имеют ничего общего. «Дядя Сэм» безраздельно правит пустыней. Нередко исход битвы на открытой местности ясен еще до того, как войска соприкасаются с противником — дозорные «Хаммеры» определяют положение целей, «Абрамсы» распыляют их на атомы.

Сирийцы, наоборот, пытаются сократить дистанцию до минимума, ведь с 200-300 метров они могут уверенно поражать бронетранспортеры и БМП из гранатометов. Высадив пехотинцев, враг подставит их под шквальный огонь — в песках негде спрятаться. Штурм узких улочек очередного городка с названием, начинающимся на «Аль», — настоящий ад для заносчивых чужаков: на расстоянии щелчка по носу высокотехнологичная мишура бесполезна, а из каждого второго окна торчит дуло «Калашникова».

Впрочем, если у американского командующего достаточно времени и средств, он не полезет внутрь, а методично разрушит занятые неприятелем кварталы. Вызов авиации и артиллерии очень удобен, не сложнее настройки модема с помощью «мастера» Windows. Заказать поддержку сумеет почти любой боец армии США, хотя под руководством профессионалов снаряды ложатся намного точнее. У арабов, пользующихся устаревшим снаряжением, орудия наводят лишь специалисты. Самолетов и вертолетов у Сирии нет вовсе — считается, что их истребили в первые часы конфликта.

На худой конец здания можно «зачищать» и вручную. Но, несмотря на то, что Battlefront.com заметно улучшила механику ближнего боя и добавила домам этажей, борьба за квадратные метры по-прежнему смахивает на мышиную возню.

На Дамаск!

Выполняя эти упражнения, поначалу чувствуешь себя офицером в гуще перестрелки. Выручите ли вы отряд, прижатый к земле пулеметчиком? Проскочит ли конвой через простреливаемую площадь? Есть ли шанс у водителя подбитой «Брэдли»? Полевые байки, которые хочется рассказывать друзьям, возникают сами собой. Особенно приятно, когда ситуация развивается немного не так, как планировалось. Тогда Shock Force распускает перья, давая понять, что более подробной и дотошной модели пока нет. Одна система обнаружения противника и обмена информацией, заставляющая действовать подразделениями, а не обводить резиновой рамкой тех, кто попался под руку, тянет на маленькую революцию в мире трехмерных воргеймов.

Хиленько выглядит лишь партизанская война. Сотрудники Battlefront.com честно признались, что передать мирную жизнь не получилось, поэтому они обучили ополченцев и подрывников-смертников заклинаниям невидимости. Порой абстракция доходит до идиотизма — воины Аллаха материализуются прямо на глазах. Кстати, задеть гражданских нельзя в принципе, можете без угрызений совести стрелять по припаркованным такси и пикапам. Повезет — убьете 2-3 шахидов, еще не запустивших программу «найти и уничтожить». Самый же мерзкий инструмент народной мести — конечно, управляемые фугасы.

Покорив третий поселок и спалив 50 ветхих советских танков, вы поймете, что на большее Shock Force неспособна. Романтика уступает место повторению вызубренных маневров. Полудинамическая кампания (разумеется, исключительно за США) избавлена от остросюжетных поворотов. Фактически, это линейная цепочка сценариев, в которой иногда разрешено срезать углы. Скажем, с лету захватив укрепрайон, вы пропустите одну миссию, а при проигрыше или ничьей будете вынуждены потратить лишние полчаса. Даже с поражениями в каждой битве вас все равно доставят к финальному поединку. Стоило ли городить огород с переходом подчиненных в следующие эпизоды?

Перегрелись

Новая эпоха и непривычное соотношение сил — замечательно, да только таким образом серию из болота не вытащить. В лучшем случае на основе Shock Force вновь развернулось бы производство сиквелов-клонов.

В это трудно поверить, но Battlefront.com наконец-то дозрела до важнейшего шага в истории Combat Mission. В дополнение к пофазовым чудачествам тут есть нормальный режим реального времени с паузой. Пускай создатели «Второй мировой» добились того же еще в 2006-м, пускай баланс между новым и классическим методами управления слабоват (играть без ненужных условностей гораздо легче), главное — лед тронулся!

К сожалению, плавание в незнакомых водах вымотало разработчиков. Технические неполадки не дают прохода, хотя по сравнению с несчастьями, выпавшими на долю «1С», здешние ошибки — недоразумение. Подумаешь, БТР проехал сквозь соседа, снаряд пролетел через стену, а отказавший ИИ позволил единственному броневику вырезать целый батальон. Плохая графика? Ближний Восток напоминает Марс? Зато 3 человечка теперь изображают 3 бойцов, и игра почти не тормозит.

Неприятно удивляет и переработанный интерфейс. На самом деле, он логичен и предлагает богатые тактические возможности, однако разбираться в множестве закладок, крошечных табличек и пиктограмм совсем не тянет. В отличие от «оригинальной трилогии», усвоить что к чему, не читая руководство пользователя, тяжело — конфликты конца XX века предъявляют к командиру принципиально иные требования, нежели Вторая мировая.

Другим ляпам, наоборот, нет никакого оправдания. Зачем для выделения войск «рамкой» нужно зажимать «Shift»? Кому пришло в голову, что прыжок камеры в указанную курсором точку — хорошая замена мини-карте? При этом отдельные элементы просто изумительны. Например, авторы развесили над юнитами иконки, по которым легко разглядеть, кто есть кто, даже с высоты птичьего полета. Правда, мы видели точно такие же значки во «Второй мировой». Наверное, то, что ее зарубежным издателем выступала именно Battlefront.com, — совпадение.

* * *

Если бы темой Shock Force была борьба с гитлеровцами, обновленная версия проекта «1С» уложила бы ее одной левой. Семейство Combat Mission избежало краха потому, что Battlefront.com взялась за другую, более сложную эпоху. При всех недостатках SF — лучший тактический симулятор современного боя на сегодняшний день.