Светлая тема

Рецензия на игру Command & Conquer: Generals - Zero Hour

Что-что, а аддоны покойная Westwood делать умела — достаточно вспомнить увлекательные миссии из двух «добавок» к Red Alert или Tiberian Sun: Firestorm. Сложные карты, интересные, но весьма непростые в эксплуатации новые юниты — эти дополнения по праву заслуживают эпитета «хардкорный». Именно таким званием следует наградить Zero Hour. Созданная командой, имеющей далекое отношение к создателям серии, игра, тем не менее, держит планку качества с точностью до миллиметра.

30? 9!

И дело тут вовсе не в дутом слогане «30 прежде невиданных уникальных юнитов», который пропагандистская машина Electronic Arts скармливала обывателям на протяжении всего лета, и не в зрелищных погодных эффектах. Zero Hour демонстрирует правильный поход к аддонам, когда разработчики не просто слышат, но и слушают свою аудиторию.

В отличие от оригинальной, новая «сингловая» кампания действительно вызывает интерес. Скромное число миссий — по пять на каждую из трех враждующих сторон — с лихвой окупается ядреной сложностью заданий. Если через миссии C&C: Generals можно было пролететь даже с закрытыми глазами, то здесь приходится нервно сжимать подлокотники кресла и стискивать зубы, щелкая на кнопку с издевательским вопросом «Play Again?». Каждый уровень, будь то стандартное «отстрой базу/сотри в пыль соперников» или же аркадно-адвенчурные эскапады кучки перекачанных героев, до отказа нафарширован скриптовыми подлостями, добавляющими действу пикантности. Развлечение, впрочем, одноразовое. При повторном прохождении элемент сюрприза растворяется — время появления «роялей» можно предсказать с точностью до секунды.

Как бы там ни было, свою задачу — продемонстрировать новый арсенал — одиночные уровни выполняют на все сто. Шаг за шагом мы осваиваем и абсолютно свежую, и модифицированную технику, привыкая к изменившимся правилам игры. К счастью, авторы решили отказаться от шоковой терапии, поэтому многие юниты, апгрейды, здания и супероружие в Zero Hour оказываются на вторых ролях. Шустрые Combat Cycles удачно вписываются в общую стратегию «быстрых набегов», характерную для вредителей из GLA. Американский микроволновой танк, щеголяющий шикарным эффектом «тепловой волны», и его электромагнитный собрат из Китая здорово помогают при штурме мощно укрепленных баз и выкуривании пехоты из гражданских зданий. Тяжелый вертолет Helix, венец мысли инженеров Поднебесной, является летучим клоном танка Overlord — на его борту легко умещаются пропагандистская радиостанция, бункер с пехотинцами или пушка Гатлинга. Цена — соответствующая, поэтому даже и не мечтайте устроить «раш» с помощью этих птичек. Сам же Overlord получил лошадиную дозу стероидов, подешевел и превратился в Emperor, доступный, увы, лишь в особых случаях.

C приветом от Red Alert

В ходе знакомства с постройками невольно вспоминаются предыдущие игры серии. Так, GLA научились возводить начиненные взрывчаткой здания-макеты; правда, на сей раз авторы пошли дальше и позволили за энную сумму превращать муляжи в реальные сооружения. Китай разжился милитаризированной версией интернет-кафе. Загнанные туда хакеры еще активнее ковыряются в карманах толстых капиталистов. Наконец, Пентагону досталась инсталляция под названием «Fire Base» — дальнобойная пушка, совмещенная с бункером на четырех пехотинцев. Она является, пожалуй, самым неудачным нововведением аддона, поскольку ударная мощь сочетается в ней с преступно хлипким здоровьем. Ассортимент «бесхозных» построек увеличился за счет стационарной гаубицы и аэродрома, откуда регулярно поступают свежие подкрепления.

Зато генеральские спецумения удались на славу. Чего только не валится нынче с неба — от агитационных листовок, повергающих пехоту в ступор, и страшной штуковины с ласковым именем «мама всех бомб» до… танков! Над позициями противника нарезают круги толстые бомбардировщики, террористы GLA появляются в сердце нашей базы из невесть откуда взявшегося тоннеля, со стороны моря летят десятки снарядов с приветом от американского крейсера, а колонки ублажают ухо семью новыми техно-этно-симфоническими треками Билла Брауна. Fun for everyone!

А сейчас — новости

Сторилайн, вызвавший немало нареканий, начал плавный дрейф в сторону классического C&C. Миссии, доселе являвшие собой бессвязную хронику борьбы с террористами, выстроились вдоль временной оси в линию «США-GLA-Китай». Кампания за террористов начинается сразу же после разгрома войск доктора Тракса, местного «Химического Али», силами американской коалиции, Китай выкуривает негодяев из Европы, куда те просачиваются на протяжении пяти уровней, и т. п.

Изменился и стиль подачи материала: во время загрузки карты нам показывают новостные сводки с участием живых актеров, а минутой позже бомбардируют глазные яблоки чередой красочных экшен-сцен голливудского уровня. Постановка шоу невероятно хороша, и порой даже не верится, что клиповая нарезка молниеносной атаки «Рапторов» на вражеский укрепрайон и сама игра используют один и тот же движок. Призрак лысого негодяя Кейна и вечно бодрый генерал Шеппард наслаждаются заслуженной пенсией: будущее C&C: Tiberian Twilight попало в надежные руки.

Для полного счастья не хватает только кнопки «промотать ролик». Любой, даже самый гениальный видеоряд может вызвать тошноту после двадцатого просмотра.

Challenge Everything™

Расправившись за уик-энд с пятнадцатью миссиями сюжетной кампании, приступайте к водным процедурам. Имя им — Generals Challenge. Этот режим изначально присутствовал в оригинальной игре, однако по ряду причин был вырезан незадолго до отправки мастер-диска в печать. Суть его проста — играя за одного из девяти генералов, обладающего особыми юнитами и умениями, необходимо одолеть по очереди всех остальных вояк в схватках «один на один». Сходство этой системы с консольными файтингами подчеркивается экраном загрузки. Фотографии соперников на пол-экрана каждая, в центре — пылающие буквы «VS». Не хватает лишь замогильного «F-f-f-fight!»

По сути, перед нами — всё тот же «сингл». Никакой случайной генерации карт — уровни собраны вручную. По традиции враг всегда находится в заведомо выгодном положении. Пока мы копошимся на голой базе, его войска, отделенные от нашей карающей длани серией изощренных препятствий, готовятся к первой атаке. Тут главное — вовремя вспомнить, против какого именно генерала (поклонник ли он пехоты, лазеров, танков, ядерного оружия и т. д.) мы играем, организовать соответствующую защиту и дать сдачи по наиболее уязвимым местам.

Для пущего веселья разработчики наделили виртуальных оппонентов характером. Силиконовые супостаты язвительно комментируют все наши действия — от постройки долгожданной Particle Cannon до робких попыток прощупать оборону противника. «Что, отстроился, наконец? — вопрошают они. — Не бойся, это ненадолго». Ехидные реплики срабатывают не хуже, чем китайская пытка водой. Через некоторое время вы будете мечтать о том, как врываетесь во владения трепливого полководца и медленно, с наслаждением, размазываете его подопечных по ближайшему забору. Хотя с первого раза это вряд ли получится — AI даже стандартного уровня сложности способен поставить на колени излишне самоуверенных C&C-адептов. Но вы ведь полны решимости, не так ли?

In their face

Оставив в неприкосновенности графический движок и звук, программисты EALA вплотную занялись интерфейсом. В результате на свет появилось сразу несколько полезных «фишек». Любителям продукции Blizzard и Ensemble Studios посвящается пунктик «Alternate Mouse Setup», позволяющий отдавать приказы по нажатию правой кнопки мыши. «Double Click Guard» облегчает охрану важных объектов — теперь назначить защитников можно двойным щелчком.

А вот опция «Retaliation», в идеале заставляющая наших подчиненных автоматически реагировать на любые атаки противника, работает через пень-колоду. Ваш покорный слуга потерял немало нервных клеток, глядя, как целый взвод установок «Томагавк» героически терпит болезненные укусы наглых ракетных багги, не предпринимая ответных действий. И черт с ней, с атакой, хоть бы сбежать попытались! Нет, гордо стояли, дожидаясь, пока придет барин и лично ткнет пальцем в место на карте. Чуть позже конфуз приключился с танками, минометчиками, вертолетами…

Еще сильнее раздражает эпидемия лени, разбушевавшаяся в рядах вверенной нам армии. Два отряда танков, выделенные в одну группу, получают приказ следовать в точку А. Как вы думаете, сольются ли они там в единый отряд? Правильный ответ — «да, если очень повезет». Но даже в этом случае зачистка узких горных перевалов превращается в сплошную мигрень — техника «кучкуется», застревает на ровном месте, получая на орехи по полной программе. Тем временем институт формаций, который мог бы справиться с напастью, так и не сумел проползти в Zero Hour… Доктор, штопайте, да поскорей!

В лучших традициях

Можно смело поздравить стратегический отдел EALA с удачным боевым крещением. Zero Hour тянет на крепкую «четверку» и блестяще доказывает всем аддононенавистникам, что дополнения бывают не только плохими или посредственными. Ничуть не хуже, чем у старой доброй Westwood.