Светлая тема

Рецензия на игру Commandos: Behind Enemy Lines

Если завтра война..

В последнее время военная тематика снова испытала взлет - вместо поднадоевших фэнтезийных или научно-фантастических игр появляются танковые wargame, 3d-симуляторы на танков (Panzer Commander), военные аркады (Army Men). Остается лишь вспомнить о таком старом добром хите, как Jagged Alliance, и с нетерпением глядя на календарь, ждать его продолжения.

Впрочем, это ожидание вполне может скрасить первая игра от молодой группы Pyro под названием Commandos: Behind Enemy Lines. Действие ее разворачивается во время второй мировой войны. Группа специалистов-диверсантов, которой руководите вы, проводит разрушительные рейды в тылу врага, уничтожая стратегически важные объекты и расправляясь с фашистскими солдатами. Вид на игру и очень многие ее особенности сильно напоминают тот самый JA...только в реальном времени.

Аркадная тактика?

При первом взгляде на игру приверженцы JA (и походовых игр вообще), возможно, презрительно обзовут ее аркадой,- и окажутся не правы. По той простой причине, что если вам вздумается пройти игру на манер Crusader, с криками пробегая по территории и стреляя во все стороны, то через несколько секунд ваша команда окажется лежащей на земле и истекающей кровью. Поскольку на первом месте в игре находится все-таки умение стратегически мыслить, а отнюдь не виртуозное владение мышкой и быстрая реакция - тут даже бесконечные патроны в пистолете не помогут.

"Таак, вот если вывести Водителя из-за кустов, когда патруль развернется к нему спиной и пойдет обратно, можно успеть подбежать к ним достаточно близко, и перестрелять, как кроликов... Сейчас.. Ах, черт! У шлагбаума стоял часовой! Load game... Так, если Коммандо снимет патрульного рядом с ним.. Снял.. И подберется к часовому у шлагбаума... Так.. Пиф-паф.. Ой-ей-ей! Патрульные услышали выстрелы и успели подбежать до того, как он скрылся.. Load game.. Так, а что у нас Моряк? Ага, вот им можно снять патрульного на берегу с помощью гарпуна.. Так, теперь часовой у лодки и еще один патруль.. Есть.. Теперь садимся в лодку и плывем. Можно подплыть к причалу, и зайти к часовому у шлагбаума сзади, чтобы... АААА! Патруль заметил лодку, и прострелил ее.. Load game..."

Это не отрывок из романа Алистера Маклина, а всего лишь описание того, как человек обычно начинает проходить самую первую миссию игры. Постепенно становится понятно, что каждая миссия продумана до мелочей, и пройти ее можно лишь несколькими (а подчас и только одним) способами, которые заложены авторами. Помните шахматные задачки "мат в n ходов"? Очень похоже..

Человеческий фактор

Ограничению количества способов прохождения способствует не только специфика местности или расстановка вражеских патрулей - каждый персонаж вашего отряда обладает навыками, которые отсутствуют у других, и потому каждый человек необходим для успешного завершения миссии. Всего в вашем отряде действуют шесть человек, но в большинстве миссий вам приходится обходиться тремя-четырьмя из них. Расскажем о них поподробнее.

  • Зеленый Берет. Натренированный убивать, в своем арсенале хранит пистолет (впрочем, пистолет есть у всех в вашем отряде), нож (бесшумный способ снять часового), забавное приманивающее устройство ("А что это там такое пищит в кустах?",- подумал эсесовец. Это была его последняя мысль..). Умеет карабкаться по стене, переносить с места на место бочки и трупы убитых солдат (а трупы еще замечательно консервируются в эти бочки!). Саперная лопатка позволяет ему зарываться в снег и становиться невидимым для врага. Но не забывайте про следы - по ним могут выследить.

  • Снайпер. Кроме обычного пистолета у него есть аптечка (действие ее ограничено), а главное - снайперская винтовка. Он обладает полезной способностью убивать с одного выстрела любого вражеского солдата, находящегося в пределах прямой видимости, практически с любого расстояния. К сожалению, на всю миссию ему дается только лишь пять патронов. Изредка вы можете надыбить ящички с дополнительными патронами - но это БОЛЬШАЯ редкость.

  • Моряк. У него есть пистолет, нож, а также бесшумный гарпун (с бесконечным действием). Кроме того, он обладает способностью управлять лодками, а резиновую лодку умеет сдувать и брать с собой. Есть у него и акваланг, с помощью которого очень легко пробираться на прибрежные вражеские базы. В одной миссии вы также сможете немного поуправлять секретной мини-подлодкой.

  • Сапер. Подрывник-профессионал, он умеет заклалывать мины - как замедленного действия, так и радиоуправляемые, перерезать провода, кидать гранаты (если они у него есть, конечно) и ставить капканы на фрицев.

  • Водитель. Умеет обращаться с автоматом, аптечкой, а также любым передвижным устройством типа грузовика, танка или броневика.

  • Шпион. Обладает возможностью переодеваться в немецкую униформу, захваченную во время миссии, и заговаривать зубы немецким солдатам. Умеет переносить их тела после того, как отравит их с помощью шприца. Правда, если кто-либо увидит его за этим занятием, его разоблачают - и до тех пор, пока он не спрячется и не переоденет форму, камуфляж работать не будет.

Вот эта команда и совершает рискованные операции в тылу врага. Конкретные ее участники, которые даются вам на выполнение конкретных миссий, выполняют каждый свою работу, строго разграничивая свои обязанности. Если нужно взорвать дамбу или вражеские подлодки - естественно, вам будет нужен Сапер, и его нужно будет оберегать до самого конца. Кроме того, в случае с дамбой совершенно необходим Моряк, который уберет вражеских солдат с одной из баз, чтобы Шпион безпрепятственно смог взять вражескую форму, как следует поорудовать на другой базе, где лежит взрывчатка, необходимая Саперу... Все ньюансы каждой из 20 миссий продуманы великолепно - в том числе, и география.

Графика

Географическая продуманность зиждется на графическом исполнении уровней. Они представляют собой рисованные прямоугольные картинки, на которых изображены все неподвижные предметы,- от гор и деревьев до заборов и зданий,- и нарисовано все это очень качественно, с большой детализацией. Двигающиеся же предметы выполнены с не меньшим старанием - солдаты, офицеры, транспортные средства, как сухопутные, так и водные.. Наконец, река - ее поверхность походит на поверхность воды из Quake, к тому же она прозрачная, и сквозь нее видно плывущего с аквалангом Моряка или затонувшую лодку. В игре множество природных ландшафтов - и норвежские фьорды и пустыня Ливии. Париж и секретный город, в котором изобретается ядерное оружие - и на каждом уровне есть что-нибудь новое, как в графике, так и в способе прохождения.

С фантазией подошли разработчики и к проблеме определения того, видит враг наших солдат, или не видит. Выбрав с помощью соответствующей пиктограммы или shift+click любого вражеского солдата, мы получаем на экране движущийся двухцветный сектор видимости . Все, что попадает в него, становится видимым для солдата. Дальняя часть этого сектора темно-зеленая - попавший в нее коммандос, если он лежит на земле, остается невидимым. В ближней, светло-зеленой части, солдаты видят все. (Правда, создается впечатление, что они глухие - поскольку к любому из них можно без проблем вплотную подобраться сзади - ну да ладно, будем думать, что слышать им мешает каска :). Есть и другой способ - можно отметить любую точку ландшафа, и как только она попадет в поле видимости какого-либо солдата, внимание переключается на него. Наблюдение за полем зрения ближайших солдат и быстрые четкие действия в нужный момент и составляют ту часть игры, которая называется action.

Интерфейс игры прост до безобразия, и потому удобен. Вверху - линеечка, на которой расположены мордочки членов вашего отряда (рядом с каждой - столбик здоровья ), с помощью которых можно выбирать любого из них и командовать им. На этой же линеечке расположены пиктограммы для команд лечь и встать , для слежения за определенным солдатом противника и для наблюдения за его полем зрения. Как только вы выбираете одного из членов команды, в углу на вертикальной линейке справа (или слева, если нажмете Tab) на изображении рюкзака появятся пиктограммы всех предметов, которые он может использовать. На этой линейке есть также карта местности (в общем, не нужная) и перечень заданий для текущей миссии (цели выделяются розоватыми окружностями). Дополняет картину исчерпывающая система помощи. Не забудьте выучить все шорткаты на клавиатуре - в поздних миссиях у вас не будет времени рыскать мышкой по экрану - придется быстро-быстро нажимать горячие клавиши.

Единственная неочевидная особенность интерфейса - возможность выделения правой клавишей мыши группы людей. А карта местности не нужна, поскольку клавиши + и - могут увеличивать или уменьшать масштаб изображения в несколько раз, причем плавно. Также вы сможете включить больше одного окна (от 2 до 6), но эта возможность используется нечасто.

Хальт! Аларм, аларм!

Звуковое оформление,- подчас самое узкое место у игр,- здесь не подкачало. Крики немецких солдат, отзывы на ваши приказы членов вашей команды, звуки движков передвижных средств, выстрелы - все это выполнено профессионально. Надо слышать, как прошитый автоматной очередью Шпион говорит с акцентом "Somethin' is wron'...". На слух игра в моменты, насыщенные действием, походит на фильм про войну на английском языке. Правда, если бы на каждого вражеского солдата или коммандос приходилось побольше звуков - было бы неплохо...

Итоги

Подводя итог вышеописанного, хочется поздравить компанию Pyro с более чем успешной игрой - как по качеству исполнения, так и по игровому интересу. И хотя, скорее всего она не станет суперхитом,- американцы не любят сложные игры,- но и незамеченной несомненно не пройдет. Если вы уже давно сняли слюнявчик и тактика "железного кулака" вам надоела еще со времен Dune 2, то Commandos - игра для вас. Но учтите, что она очень сложная. Если вы не уверены в своих силах - лучше и не беритесь...

Конечно, игру нельзя причислить к тому же самому жанру, что и JA, и она не понравится противникам action во всех проявлениях, но такая удачную смесь тактики, action и хорошей графики тянет на нечто большее, чем на просто очередной способ убить время в ожидани JA2 - нет, она сама по себе стоит того, чтобы в нее поиграть.