Светлая тема

Рецензия на игру Conflict: Терроризм

На свете полно странностей и чудес. Вот, к примеру, коллектив Pivotal Games обязан своим успехом отнюдь не неуемному таланту или профессионализму, а самой настоящей войне. Просмотрев свежие новости из Ирака, редкий любитель виртуальных развлечений мог воздержаться от покупки копии Desert Storm. Лишившись пресловутой «злободневности», Pivotal выпустила незатейливый шутер, о котором забываешь через минуту после выключения компьютера. Если доблестная пехота США в ближайшие недели не начнет операцию против латиноамериканской наркомафии, кое-кто останется без сладкого.

Вчетвером против терроризма

Объятый пламенем Багдад и прогулки по вьетнамским джунглям — дело прошлое. Сегодня бравая четверка борется с мировым терроризмом (кстати, американская версия украшена громкой приставкой Global Terror). Первая остановка — фабрика по производству кокаина, скрытая в лесах Южной Америки. По мнению сценаристов, именно из денег, получаемых от продажи ядовитого порошка, выплачивают зарплату боевикам из Южной Кореи, Филиппин и Чечни. Задание — проникнуть внутрь и разнести проклятый притон.

Знакомая картина — крошечный отряд движется по «чекпойнтам», методично расстреливая гадов и исполняя мелкие поручения начальства. Командир с М16/М203, сапер, вооруженный минами и приглушенным МР5, мощный «суппорт» с М249 за спиной и снайпер, помахивающий какой-то футуристической бандурой, — универсальный набор. Четкого разделения обязанностей не предусмотрено. Любой из подопечных может разжиться трофейным «Драгуновым» или РПГ-7, показав дурно воспитанным врагам кузькину мать. «Стволы» реализованы достаточно условно. Предпочитаемый террористами АКМ серьезно ослаблен за счет ужасающей отдачи. Переключайтесь в режим стрельбы одиночными, либо смиритесь с тем, что половина магазина стабильно улетает в «молоко».

Тяжеловатая система управления не делает игре чести. Здесь даже есть «отложенные» приказы, выполняемые по нажатию специальной клавиши (своеобразный аналог go-кодов из Rainbow Six)! Казалось бы, изменяемый в зависимости от точки приложения курсор должен спасать от развесистых меню, но не тут-то было. Святую простоту Freedom Fighters программисты Pivotal не постигли. Мы прицелом указываем место на экране, стрелочками выбираем подчиненного, с цифровой панели вводим нужное действие, щелкаем мышью… Когда над головой свистят пули, воспроизвести всю последовательность без ошибок сложновато.

Общие приказы (без указания действия и конкретного бойца) не облегчают жизнь. Снайпер, кидающийся в штыковую или скачущий между двумя стационарными пулеметами, пока остальная «банда» равнодушно хлопает ушами, — привычное зрелище. Самые востребованные команды — «все за мной» и «огонь на поражение». Впрочем, глуховатые братья по оружию обожают застревать в зарослях, вынуждая постоянно повторять им одно и то же.

Борьба с бронетехникой — сущая трагикомедия. В Desert Storm каждый танк был головоломкой (порой — с единственным верным решением), заставлявшей героев ползать по переулкам и шевелить мозгами. Во Vietnam и Global Storm упрощение налицо. Бить в лоб по-прежнему бессмысленно. К тому же иногда гусеничный монстр начинает патрулировать окрестности, вместо того чтобы стоять неподвижно и пугать нас шквальным огнем. Запоминаем маршрут, устанавливаем мину (или радиоуправляемый заряд С4), отбегаем — ба-бах! — пора сверлить дырочку под красивый орден. И никаких дурацких гранатометов.

Отдельный привет — летающему «боссу»-вертолету, нестареющей «классике» боевых аркад, известной со времен Dendy. После встречи с ним использовать термин «тактическая» в отношении Global Storm язык не поворачивается.

Нелинейность уровней ограничивается несколькими коридорами, и не важно, шастаем мы по наркоманским катакомбам или выискиваем потайные тропки в непролазных тропических джунглях. Интересно, почему здесь нет нормального леса, как в Operation Flashpoint или Elite Warriors?

Выглядят наши похождения неплохо, но в общий котел брошена немаленькая порция отборного дегтя. Качественные модели (на солдатах отображается имеющееся в наличии оружие), приятные антуражи и повсеместный «бамп» «мудро» уравновешены старомодным туманом в духе Silent Hill 2 или American McGee's Alice. Средняя видимость не превышает 100 метров. Думаю, поклонники снайперских игрищ не разочаруются.

Run'n'gun

Командная тактика вышла покурить. В Desert Storm от напарников была польза, однако к 2005 году их превратили в зеленых салаг, подставляющихся под пули, бездарно растрачивающих казенные боеприпасы и умудряющихся мазать в упор. Зато при появлении гранаты они демонстрируют отменную реакцию. Неужели срабатывает инстинкт самосохранения?

Заезды верхом на захваченных броневиках оставляют смешанные впечатления. С одной стороны, здорово, что роли расписаны — если сам сел за руль, то стрельбу придется доверить коллеге. Правда, его «незаурядные» умственные способности мешают… Иными словами, романтические свидания со снайперами и гранатометчиками крайне нежелательны. Кого-то из экипажа ранили? Останавливаемся и лечим. Как и раньше, жизнеспособность бойцов зависит от расторопности командира и количества аптечек в кармане.

Вражеский AI тоже «хорош». Козыри противника — нахальный «респаун» и беготня. Пока мы не займем указанную территорию, из кустов будут выпрыгивать новые полчища не ведающих страха камикадзе. Наиболее сообразительные из них пытаются нырнуть за хиленькие укрытия, но работать сообща не умеют даже медалисты колумбийских вузов.

Идиотская идея урезать число «сейвов» неимоверно раздражает. Раз уж авторы хотят от нас честности, пусть сами руководствуются аналогичными правилами и перестанут пользоваться смертельно опасными скриптовыми костылями. Когда и где потратить бесценный «save» — вопрос на миллион долларов, ибо предсказать пришествие очередного танка под силу лишь Нострадамусу. Многие миссии проходятся по принципу «сначала посмотрел, потом поиграл». Сплошной «день сурка».

Козлом прыгая по полям и перелескам, совершенно не чувствуешь, что играешь в командный шутер. Размахивающая автоматами группа поддержки не нужна, ее стоило бы отдать на попечение компьютера. Единственной радостью стал «кооперативный» режим, позволяющий пройти single-кампанию вчетвером. Вот это действительно занятно, ведь любой новичок сыграет в несколько раз эффективнее бестолковых «ботов».

Шторм без конфликта

Веселенькая «стрелялка» на два-три вечера. В обеих частях Desert Storm была настоящая тактика, но к выходу Vietnam она растворилась без следа, и, похоже, Global Storm продолжает маршировать по ведущей в никуда дорожке. Симпатичная графика, неизобретательные миссии, парочка переиначенных на новый лад задумок — мелочи не в состоянии компенсировать безобразно слабый AI и однообразный, местами невероятно скучный геймплей. Global Storm, безусловно, лучше предыдущей серии, но не идет ни в какое сравнение с «полноценными» конкурентами вроде SWAT 4, Rainbow Six: Raven Shield или Ghost Recon. Аркадных TPS про отстрел злых террористов и без него хватает.