- Главная/
- Игры/
- Conspiracies/
- Рецензия
Одним из самых известных персонажей в истории жанра «adventure» был и остается Текс Мерфи. Многочисленные эпизоды его похождений пользовались заслуженным признанием со стороны игроков, но, как известно, разразившийся кризис жанра не пощадил и «родителей» знаменитого частного детектива. Вслед за Ларри, Роджером Вилко и Габриэлем Найтом симпатяга Текс ушел в отставку и уже вряд ли когда-нибудь вернется в свой офис. О его последнем деле можно было узнать из серии радиопередач, организованных «остатками» Access Software.
Как известно, свято место пусто не бывает. Идея приключений сыщика была подхвачена греческой компанией Anima Ppd-Interactive, решившей вернуть любовь аудитории к видеоквестам. К сожалению, сопутствующие благому начинанию проблемы с бюджетом сделали проект больше похожим на прошлогодний Zelenhgorm. Conspiracies не дотягивает даже до уровня старушки Phantasmagoria и уж точно не подлежит сравнению с Overseer или Pandora Directive.
Как стать детективом
Биография Ника Делиоса весьма прозаична. Талантливый выпускник университета, специализировавшийся на медицинском программном обеспечении, написал прекрасную научную работу, которую глава исследовательской команды Димитрис Аргири выдал за свою собственную. Попытки добиться справедливости привели к весьма печальному результату — Ник был уволен, а его помолвка с сестрой Димитриса Анитой расторгнута.
Отчаявшийся Делиос попытался развеять горе при помощи вина, карт и женщин, облысел и стал частным детективом, расследующим дела, связанные с промышленным шпионажем. В один не самый прекрасный вечер судьба наносит бедняге очередной удар — Ник спускает в казино последние сбережения, его бросает подружка, а заклятый друг Димитрис, потрясая пачкой неоплаченных векселей горе-детектива, требует найти для него некоего человека. В довершение всех зол знакомый полицейский инспектор Танос Пекас просит помочь раскрыть убийство мелкого мошенника. Думаю, можно не уточнять, что в результате оба следствия сольются воедино, раскрывая тайны корпораций, управляющих Землей конца XXI века.
Обман и иллюзии
Увы, как это часто случается с современными адвенчурами, фабула на словах выглядит симпатично, но ее распутывание — процесс малопривлекательный. В случае Conspiracies этому способствует проклятый пиксель-хантинг, отсутствие четкого представления о текущих задачах и логики, да и общая бледность сюжетной линии.
Чего стоят одни только постоянные приятные «неожиданности». Вот, например, нужно Нику проникнуть в гримерную местного клуба, а карта доступа валяется в ближайшем мусорном контейнере. Разумеется, она настолько сливается с остальным мусором, что ее поиски требуют недюжинного напряжения зрения, даже если мы знаем, где она валяется. Проникая в квартиру юриста, опять обнаруживаем нужную карту неподалеку — в считывающем устройстве. Похоже, в Греции принято, уходя из дома, выбрасывать ключи на помойку или оставлять их в замочной скважине.
И это далеко не самые замечательные моменты. Попробуйте найти шесть пластинок жевательной резинки и догадаться взять их с собой на встречу с информатором вместе с передатчиком и приемным устройством. Не сообразили? Наслаждайтесь надписью «Game Over». И не стоит ждать, что кто-то будет намекать о наличии необходимых предметов. Остается действовать наугад. В этом плане совершенно дурацкое ограничение на размер инвентаря неимоверно раздражает. Почему железная труба занимает столько же места, сколько листок бумаги, если уж заводить речь о реализме? И зачем в игру запихнули множество посторонних предметов, вообще непригодных для использования, но захламляющих карманы и заставляющих оставлять дома что-то нужное? (Своеобразным индикатором того, понадобится ли предмет, служит мусорная корзина в доме Ника, — если его можно выбросить, он бесполезен.)
А скольких нервов стоит поиск нужной точки, в которую нужно ткнуть отверткой, чтобы проникнуть в шахту вентиляции… Чуть выше или левее, и отвертка падает на землю. Приходится ее поднимать, снова доставать из багажа и применять столько раз, сколько потребуется для обнаружения искомого пикселя. Если же вы не совсем уверены в значимости этого действия, то наверняка плюнете после третьей попытки и решите, что нужно заняться чем-нибудь другим.
Авторы не стесняются демонстрировать бедность идей. Конечно, любой разумный человек напишет коды к дверям в своем доме, разорвет записку на пять частей и разложит по украшающим помещение вазам. Данные о сверхсекретной поставке химического оружия не уничтожаются при помощи шредера или камина, а опять же разрываются на мелкие кусочки, которые хранятся в холодильнике. В квартире одной девушки в морозилке находим глыбу льда, а в ней — ключ от пустой шкатулки, где чуть позже появятся дискета и записка. Хозяйка, разумеется, не задалась вопросом, почему шкатулка открыта, и даже не удосужилась снова спрятать ключ. Наконец, код к компьютеру профессора спрятан под верхним слоем краски висящей в его доме картины, в непосредственной близости от которой он хранит ацетон. Вот из таких мелочей и складывается наше расследование.
Ресурсы
Изначально разработчики рассылали громкие пресс-релизы, где сообщалось, что Conspiracies выйдет исключительно в формате DVD. Позднее издательство Got Game все же решило выпустить ее на обычных CD. Итак, что же авторы разместили на необъятных просторах DVD? Быть может, видеоролики высокого разрешения? Прекрасные текстуры, созданные с учетом спецификаций DirectX 9? Замечательные звуковые спецэффекты? О нет, там находится всего лишь дистрибутив игры, который спокойно поместится на паре-тройке компакт-дисков. А чтобы он не скучал, компанию ему составляет греческая версия.
Качество роликов не просто ужасно, оно отвратительно. Даже видеовставки Schizm смотрелись куда изящнее, не говоря уже о семилетней (!) давности Phantasmagoria 2. Вдобавок, надо полагать, оригинальное качество игры актеров, их голоса и вероятный греческий акцент не устроили Got Game, в результате чего ролики были озвучены заново. Нельзя сказать, что их англоязычные коллеги плохо справились с поставленной задачей, — за редким исключением все звучит весьма правдоподобно. Проблема в полнейшем несоответствии речи и видеоряда, в результате чего при первом знакомстве сложилось ошибочное впечатление, будто персонажи на экране «говорят» на греческом языке. В итоге нам приходится взирать на бездушные кривляния, не только не способствующие созданию атмосферы, но и напрочь ее разрушающие. Причем отсутствие субтитров еще больше осложняет восприятие этих «шедевров».
Но в основном мы проводим время не за просмотром двух часов жутких роликов, а в «трехмерных» локациях. Если не принимать во внимание их технологическую отсталость, даже по сравнению с Quake, и постоянно бросающийся в глаза диссонанс между видео и 3D-декорациями (а ведь еще в Phantasmagoria ничего подобного не наблюдалось), то остается лишь одна проблема, явственно просвечивающая на скриншотах. Разработчики решили включить некоторых персонажей в оформление декораций, но представляют их не трехмерные, а абсолютно плоские спрайтовые модели, застывшие в «стазисе». Кроме того, большинство предметов, не подлежащих помещению в карманы главного героя, также является спрайтами. Как подобный симбиоз может настаивать на наличии в компьютере гигагерцового процессора и гигантского количества оперативной памяти, навеки останется тайной.
Список «горячих» клавиш почему-то не предусмотрен. Опытным путем можно выяснить, что для сохранения используется F4, что вращать некоторые предметы позволяет Ctrl и что для преодоления стойки бара потребуется Shift. Shift также заставляет непрезентабельного Ника переходить с шага на довольно бодренький аллюр.
По кругу
Всякая нелинейность в игре иллюзорна. Даже несмотря на возможность выбирать типы поведения Делиоса, вариантов исхода всегда два — «Game Over» или продолжение линейного, как границы Египта, сюжета. Диалоги также невероятно скудны. Имеется готовый список тем, на которые у собеседников заготовлено несколько стандартных ответов. Как правило, каждый NPC может сказать что-то толковое лишь по одному вопросу, от остальных отделываясь стандартными коротенькими фразами. Но «прогресс» все же есть. К примеру, если поначалу в беседе с певицей из клуба или барменшей упоминать названия корпораций, они выдают прелестное «I don't speak foreign languages», зато ближе к финалу звучит более уверенное «A company?».
Теплые слова хочется сказать только в адрес службы технической поддержки Anima Ppd. На письмо о том, что игра отказывается запускаться, ответ с детальными инструкциями пришел уже через полчаса, а еще через пару дней трудяги прислали сообщение о патче, устраняющем возникшую в моем случае проблему с «refresh rate». Если бы дизайнеры отличались подобным отношением к работе, игра вряд ли получила бы столь низкую оценку.
Children of the revolution
К сожалению, революция снова откладывается. Хотя авторами и запланирована целая серия приключений Ника Делиоса, вряд ли проект завоюет сердца миллионов (о том, чтобы затмить образ старины Текса, можно забыть уже сейчас). Проблемы с визуальным рядом, локализацией и логикой происходящего уничтожают слабое желание узнать, что скрывает финал. И если мне, как рецензенту, по долгу службы положено всегда проходить игру до конца, то рядового пользователя подобные стимулы явно не беспокоят.
P.S. Не могу не высказать недоумения в отношении странного кастинга при подборе кандидатуры на роль главного героя. Человека с подобной физиономией можно взять на роль потрепанного жизнью частного детектива только от полной безысходности. Необходимая в таких случаях харизма, простите еще раз, отсутствует.