Светлая тема

Рецензия на игру Казаки 2: Наполеоновские войны

Мы редко сталкиваемся с сиквелом, связанным с оригиналом, пожалуй, только названием. Пока GSC работала над продолжением, «Казаки» стали совершенно другими. Не стоит искать точки соприкосновения этих игр.

WTF?

Талантливых людей почему-то принято ругать, когда они вдруг отходят от колеи, где было уютно ковать признание публики. В мире искусства полно примеров. Хотя «Казаки» — прежде всего, коммерчески успешный проект, GSC давно заняла в умах поклонников определенное место. И вот такой поворот…

Покончим с загадками. Многие игроки уже увидели «К2» и теперь пребывают в недоумении. Да, резиновая рамка и впрямь утратила магическую власть над юнитами. Она владеет их телом, но отстранена от разума раз и навсегда. Солдаты послушно идут туда, куда требуется, и быстро гибнут под градом пуль неприятеля, топчась в суматохе на перекрестках дорог и застревая в лесах да болотах. За пару минут от вашего войска не остается и следа. Что-то тут не так.

Три кита

Новая боевая система — столп всей игры. Разбиваясь об него, массовая аудитория делится на сочувствующих и проклинающих. Сочувствующие (к ним я с чистой совестью отношу и себя) находят в «Казаках 2» элементы воргейма. Сердце не обманешь. Оно чует сочный пороховой дым ружейных залпов, бьется сильнее, когда грохочут орудия, и буквально выпрыгивает из груди, когда ядра, пытаясь подчиниться законам физики, скачут по полю, разрезая ряды батальонов. Часто ли вам встречаются пушки, стреляющие двумя видами боеприпасов — гранатами и картечью? Часто ли это вообще имеет значение?

В «Казаках 2» бой в строю — единственный способ победить. Рассыпавшийся строй — это потерянный батальон, неспособный наступать и кое-как обороняющийся силами отдельных смельчаков. Своевременный залп может решить исход атаки, а исход сражения решает последний батальон.

Здесь слово просят недоброжелатели. Трудно не согласиться, следовало бы осчастливить интерфейс каким-то приспособлением, чтобы дальность атаки варьировалась по желанию игрока. Иначе брошенный без присмотра отряд просто погибает, подпустив противника слишком близко. На масштабной карте уследить за всем невозможно, а ИИ, похоже, пользуется щекотливой ситуацией на 100 процентов. Если не прикрывать пехотинцев артиллерией, предварительно затолкав в стволы первосортную картечь, им приходится туго. К счастью, артиллеристы умеют вести прицельный огонь автоматически.

500 дней

Уйма камней и помидоров досталась экономике. Действительно, источники ресурсов с большими интервалами разбросаны по всей территории. Учитывая прыть вражеских солдат, нападающих повсюду и устраивающих на дорогах засады, контролировать столь обширные районы нелегко. Ресурсы теперь не конвертируются в электронные счета мгновенно. Все, начиная с продовольствия и заканчивая рудой, доставляется на базу осликами. Естественно, никто не мешает потрошить их вместе с кортежем, дабы враг не захапал самое сокровенное. Источник для этого захватывать необязательно.

Экономическая блокада — нешуточное испытание. По традиции, заложенной в «Казаках», подчиненные не прочь пожевать и активно тратят при пальбе запасы пороха и железных руд. Все для фронта. Затяжной конфликт ведет к истощению нервной системы и с пугающей скоростью опустошает закрома родины. Осваивайте искусство блицкрига с помощью кавалерии.

War nerve

Война — не игрушки. Привыкайте к тому, что опыт у воинов растет не без пользы. Опытный отряд — закаленный отряд. Таким храбрецам не страшен залп в упор, а бег по пересеченной местности отнимает гораздо меньше духовных и физических сил. Морально-волевые свойства отныне выведены в отдельный показатель. Высокое значение духа в сочетании с огромным опытом делает отряд более стойким.

К достоверности происходящего авторы тоже подошли с максимальной серьезностью — по любому типу юнитов доступна подробная историческая справка. Отношение GSC к истории вообще едва вписывается в рамки просто хорошо выполненной работы. Тут уже пахнет настоящим фанатизмом. В игре нет ни одного пререндеренного ролика, сплошная видеосъемка.

Немного о…

Поскольку глобальные стратегии грозят рынку наводнением и прочими бесчинствами, «Казаков 2» своевременно приодели в модные одежды. Не Rome: Total War, конечно, но весьма динамично. Карта Европы. Провинции. Примитивная дипломатия. Элементарная экономика. Только война.

Миссии намного интереснее, им явно уделили немало внимания. Диалог следует за диалогом, раскрывая все перипетии сюжетной линии, нередко игра преподносит неожиданные сюрпризы. Люди думали и старались. Нынче это редкость.

Старались ли разработчики, ваяя графический движок? Даже после дебюта в «Александре» он не вызывал столько споров, как сейчас. Игра красива, хоть и не завораживает, и очень требовательна (порой до неприличия) к быстродействию компьютера. Большие разрешения неудобны, без мощной системы не обойтись. Масштаб по сравнению с «Казаками» заметно изменился, и в 1024x768 действие все равно напоминает блуждание между деревьями в лесу. В минимальном разрешении здание приличных размеров занимает весь экран. Увы, площади карт неоправданно ничтожны, поэтому в сетевой игре всем приходится играть за одну «базу». На практике выходит полная каша.

О главном

«Казаки 2» — не бесспорное творение. И все-таки это качественный продукт, создателям которого не откажешь в уме и вкусе. К сожалению, на пути к народу у сиквела оказалось чересчур много препятствий прозаического характера. Но стремиться войти в один и тот же финансовый поток дважды — видимо, не основная цель для GSC. Своих поклонников игра найдет. В изобилии.