- Главная/
- Игры/
- Казаки: Европейские войны/
- Рецензия
«Казаки» - редчайший представитель современного соцарта. Заботливо вскормленный на сале, обласканный игровой и околоигровой прессой, где, по слухам, к каждому автору был приставлен агент Руссобит-М с паяльником и утюгом; воспетый, наконец, игровой общественностью. А это, поймите, почти наш-дарагой-таварищ-Сталин.
Дывись, Голожопенко
Подобное кажется мне невероятным, но банальнейший на вид клон Age of Empires, каким я игру и ожидал, на поверку оказался очень даже самостоятельным продуктом. Жаль только, что этой самостоятельности хватает аккурат на те самые два предмета с видом сбоку. Но работа, проделанная в «Казаках», внушает уважение к разработчикам - поверьте, эта игра стоит того, чтобы каждый, имеющий хоть какое-то отношение к RTS, взглянул на нее. Не проходите мимо, это AоE2 нашей мечты, что, впрочем, есть достоинство и недостаток одновременно.
GSC подошла к организации игры очень демократично. Есть и кампания, и одиночные сценарии, и возможность создать случайную карту с толпой противников и кучей ресурсов. Тут уж на любителя. Но в кампанию стоит поиграть. Полезно хотя бы с точки зрения исторической основы каждого сценария, ведь игра охватывает огромное количество военных конфликтов 17-18 веков. Кампании не такие и скучные, какими мы привыкли их видеть в традиционных RTS. И тем не менее, их ценность по части геймплея ниже, чем у произвольных карт. Кампания больше подходит для знакомства с правилами игры, которые все-таки довольно своеобразны.
Найди 10 отличий
По графике «Казаки» едва ли чем-то отличаются от своего идеологического предка, - этот немаловажный факт никак не отражается на интересности, но примите его во внимание, поскольку, если Age оf Empires вызывали у вашего организма какие-то защитные реакции, то «Казаки» не смогут понравиться в принципе, хотя попробовать, несомненно, стоит - а вдруг?
В игре присутствуют целых 16 стран-участниц. При чем здесь, собственно, казаки, решительно не ясно, ведь играть можно за кого угодно. Вероятно, сказываются корни разработчиков игры из братской Украины. Не хочу показаться навязчивым, но у каждой страны своя уникальная графика строений. Впечатляет, правда, не до конца, так как кроме как рисовать спрайты и экспериментировать с экономической системой, разработчикам больше заниматься было нечем. Вы ведь не хотите верить, что у каждой страны своя уникальная тактика? Если бы так и было, мы бы ждали игру еще лет 10. А так, модельки разные, но стратегия, по сути, одна. Ну, есть маленькие различия у рас, вроде тех, что были в AоE, - одни пушки лучше делают, у других пики острее, третьи коней каких-то особенных выращивают, в общем, кто во что горазд.
Несколько затронули авторы и экономическую систему. Некоторые полезные ископаемые теперь при добыче материализуются усилием мысли старателей сразу на складах империи. Странно, однако. Камень и лес по-прежнему носят на горбу бедные крестьяне, а уголь, золото и железо мгновенно попадают из шахты на счета государства. Зато эволюция Age оf Empires, где автоматическое создание новых грядок появилось только в аддоне ко второй части, подсказала GSC отличный ход - отныне пшеница, как единственный пищевой ресурс, растет вокруг мельницы, где ее и можно банально собирать.
Вообще, имеет смысл сказать, что баланс в производственном цикле начищен до блеска. Наштопать, скажем, пушек и пойти изучать внутренне строение врагов не получится. Дорого это и долго, можно вполне обойтись и без, - все зависит от ваших хозяйственных методов.
Секирбашка
Я не играл в демо-версию «Казаков» и не считаю, что это как-то должно изменить мое отношение к боевой системе игры. Никто, конечно, и не говорил, что нам подарят воргейм, но нечто тактическое обещали. Позвольте заметить - это далеко не то, что было в Age оf Empires или, простите, Warcraft, но и на какую-то глубину здешняя боевая система не претендует.
Не скажу, что это недостаток, как ни крути, а RTS - такой же устоявшийся жанр, как, например, квесты, где любое кардинальное новшество (даже, не поверите, 3D-окружение) воспринимается в штыки. Вряд ли кто-то обрадуется, если юниты будут умирать от попадания в голову, а один удачный залп артиллерии противника сможет лишить конечностей пол-армии. Поэтому поклонников воргеймов просьба не поддаваться на провокации и сохранить сбережения на случай очередной войны. Зато преданные фанаты RTS будут от здешних сражений в восторге, особенно если учесть, что у игры традиционно тупейший AI. Некоторые вещи несколько улучшают сам процесс - расход ресурсов на выстрелы, денежное содержание войска, боевые построения, но...
Кстати, здесь есть исключительно полезная возможность набирать наемников. Это не будет стоить вам никаких производственных издержек, но больно ударит по бюджету. Впрочем, за такой ход авторам впору пожать руки. Представляете, какая подмога в случае неожиданного сырьевого кризиса или возникновения жуткого желания нанести удар по противнику и в тоже время прикрыть свою территорию?
Еще одна особенность, требующая замечания - возможность захвата вражеских строений и даже крестьян. Один из самых верных способов подорвать экономику противника. Для этого даже не обязательно производить каких-то специальных юнитов, нужно лишь приблизиться к зданиям, и они уже ваши. Логика живет и здравствует.
Must See
Однозначный. Если вы найдете в себе силы не заснуть после пары миссий, эта игра надолго окопается у вас на жестком диске без права де-инсталляции. Еще одна постсоветская разработка, доказывающая истину, что у команд разработчиков не должно быть национальности.
Рецензии пользователейна Казаки: Европейские войны1
«Cossacks: European Wars» — это классика RTS, которая по праву заслужила место среди лучших стратегий своего времени. Игра сразу выделяется своим масштабом и реалистичным подходом к воссозданию сражений XVII-XVIII веков, а также множеством оригинальных механик. Каждая нация представлена не только своим войском и стилем, но и уникальной экономической системой, что делает игру сложной, но невероятно увлекательной.
Кампания предлагает сыграть несколько исторических сюжетов, таких как английский, французский, украинский и российский. В каждой кампании ждут уникальные миссии, которые включают стратегические задачи на выживание, захват вражеских территорий и оборону. Этот режим вдохновляет изучать исторические детали, а также продумывать тактику до мельчайших нюансов, ведь каждая миссия требует глубокого стратегического подхода.
Особенно интересен «Режим случайных карт», где можно создавать свои собственные сражения. Здесь игрок сам выбирает параметры карты, ресурсные возможности и стиль ведения войны. Это дает дополнительную свободу и позволяет каждому бою быть непохожим на другие, добавляя игре особую вариативность и реиграбельность.
Проработка экономики и системы ресурсов — еще один важный аспект. Ресурсное управление в «Казаках» — это один из ключевых аспектов, который заставляет игрока балансировать между расширением армии и поддержанием экономики. Добыча ресурсов, таких как дерево, камень, уголь, железо, еда и золото, — важнейшая составляющая успешного ведения войны. Например, уголь и железо требуются для стрельбы, что значит, что их запасы постоянно необходимо пополнять, особенно в длительных сражениях. Если запасы истощаются, огнестрельное оружие становится бесполезным, что может привести к катастрофическим последствиям на поле боя. Я хорошо припоминаю, как в самый ответственный момент твое войско просто перестает вести огонь. И такие солдаты просто переходят в разряд мишеней.
При этом места добычи ресурсов должны быть тщательно защищены, так как враг может попытаться атаковать шахты, лесопилки или фермы, чтобы ослабить экономику игрока. Захват таких объектов у противника может стать стратегическим преимуществом, ведь лишив врага доступа к определенным ресурсам, можно вынудить его отступить или сдаться. Например, добыча еды требует крестьян, работающих на фермах, и, если эти фермы не охраняются, даже небольшая группа противника способна нарушить стабильность питания всей армии.
Этот фокус на ресурсах делает каждый ход и каждое решение в игре значимыми и продуманными, что добавляет «Cossacks: European Wars» реализма и глубины, превращая ее в настоящую стратегическую головоломку, в которой каждый ресурсный пункт — это путь к победе или поражению.
Сражения отличаются размахом и стратегическим подходом, требуя умения тактически управлять большими армиями. Бои проходят масштабно и реалистично: на поле можно выставить сотни, а порой и тысячи юнитов, что передает атмосферу эпичных сражений эпохи. Юниты различных типов, будь то мушкетеры, пикинеры, кавалерия или артиллерия, имеют свои особенности и задачи на поле боя, что требует от игрока грамотного расположения войск и продуманного использования боевых формаций. Пехота выступает основой армии, прикрывая артиллерию и поддерживая огнем, в то время как кавалерия позволяет быстро перемещаться по полю и наносить фланговые удары.
Также важна стратегия и тактика ведения боя: в игре необходимо учитывать рельеф местности, дистанцию между войсками и даже наличие укрытий. Например, размещение артиллерии на возвышенности увеличивает дальность и эффективность ее выстрелов, а плотное построение войск поможет защититься от натиска кавалерии, но делает армию уязвимой для артиллерийских ударов. Боевые тактики здесь имеют решающее значение, и правильный подход к каждому сражению может изменить исход всей кампании. Каждая битва — это напряженный процесс, в котором важно следить за моралью солдат и состоянием ресурсов, так как истощенная армия, без патронов и провианта, не сможет долго держать позицию.
Графика в игре достойная. Продукт своего времени. Прорисовка приятная, анимация прикольная. Звуковые эффекты также добавляют настроения игре.
Я не любитель стратегий в принципе. Но эта игрушка очень меня зацепила в свое время. До сих пор вспоминаю игру ее с теплыми чувствами.
7 из 10