Светлая тема

Рецензия на игру Creatures 3

Не знакомым с первыми играми серии желательнопрочитать хотя бы обзор C2.

Очередной проект с цифрой «3» практически всегда обязывает нас углубиться в дебри воспоминаний, заглянуть в большой и просторный дом, где так чудесно пахнет играми. Где боевые ветераны, элитным кругом усевшиеся возле камина, ожесточенно размахивают руками и путем страшного сочетания мимики и жестов доводят до сведения слушателей рассказы о своих, порой несуществующих, подвигах... Где жизнерадостные оптимисты, утопая в мягких креслах, скрывающихся в полумраке комнат, с блаженной улыбкой на устах вспоминают ночные бдения и во все стороны сыплют забавными анекдотами из жизни... Где мрачные пессимисты, тихо скуля в холодной кладовке, горюют о безвозвратно ушедших временах, когда и они умели утопать в креслах под жаркий треск березовых поленьев... Creatures 3 вызвали у меня непреодолимое желание отнести себя именно к последним упомянутым персонажам. Нет, вовсе не потому, что игра получилась провальной. На воображаемой игровой шкале ее спокойно можно разместить между C2 и недавно вышедшими Creatures Adventures, повергшими в шок бывалого норновода Комрада. Заметьте, уже тогда он незаметно перевел стрелки на «другого С-знатока». Чуяло сердце... И действительно, всё уже не то и не так...

Рассадник жизни

Давным-давно, года три назад, довелось мне прочитать интервью со Стивом Грандом, Самым-Главным-Папой-Всех-Норнов, создателем той самой Artificial Life, которая так поразила всех, впервые увидевших чудных зверьков - норнов. Слова этого удивительного в некотором роде человека светились каким-то таинственным светом, толкали на чуждые в то время размышления о возможности виртуальной жизни, которая могла бы развиваться как и человеческая; о том, что жизнь эта уже совсем рядом, Creatures - только первая проба, а дальше последуют все новые и новые проекты, с гораздо большими отклонениями у виртуальных существ в сторону самостоятельности. Это была мечта человека, отдавшего большую часть своей жизни любимому делу, и теперь счастливо наблюдающего плоды рук своих. Сказать, что он ошибался, нельзя. За несколько лет «кричерсы» окрепли, обзавелись целым выводком тайтлов, число неофициальных фанатских сайтов, когда-то еле-еле дотягивавшее до 30, сейчас уже вращается в районе 600, а количество регистраций на сайте разработчиков, выложивших «редактор», с помощью которого создавалась Альбия, достигло тысячи. Само собой, число популяции норнов во всем мире сейчас подсчитать никому не под силу. Цифры говорят сами за себя. Сухие цифры... А вот живые опытные игроки встречают это развитие с некоторым холодком. Похоже, разработчики потеряли ту магическую ниточку, исходившую из первой части, когда игра была действительно бесцельной и, что самое главное, бесконечной. Впрочем, вторая часть, несмотря на свой размер и, как следствие, необходимость рыскать по всей Альбии в поисках какой-нибудь генетической машины, тоже была бесконечной. На этом надо было остановиться и спокойно выпускать аддоны, которые позволяли бы не только вводить в мир новые предметы, но и усложнять генетику. Вместо этого на свет появились уже упоминавшиеся побочные Creatures Adventures и третья часть, которая к великой цели выведения бессмертного норна (что на самом деле осуществимо) приплюсовала еще одну...

Прощай, Альбия! Здравствуй, космос!

Я согласен с авторами - дальше этот забавный мирок расширять было невозможно. Во-первых, нелогично, а во-вторых, наверное, бесполезно. Выход был найден в хронологическом порядке, где-то между Кричерс номер 1 и Кричерс номер 2. Фантазия подсказала «родителям» устроить в Альбии ужасное землетрясение по совместительству с извержением вулкана, а чувство ответственности перед «детьми» - поместить их на космический корабль расы Shee и отправить куда глаза глядят. Решение, конечно, оригинальное, вот только как же все-таки бедняги норны с остальной флорой и фауной добрались до C2, остается непонятным. Возможно, это концовка, до которой нам придется дойти собственными руками, а затем снова взяться за сиквел. Чтобы все по порядку было. И если когда-нибудь еще будут Creatures 4, они точно разместятся на Земле. Дальше уже некуда.

Но спрятать зверюшек на огромной летающей посудине Shee не удалось. Наверное, перед самым взлетом, подлым образом отвинтив важную контрахайку и проявив тем самым зачатки разума, грендлы (которые, вопреки сложившемуся мнению, совсем не злые... невоспитанные просто) проползли в отсек с джунглями, да там и остались. До поры до времени. Вся суть заключается в том, что весь корабль разбит на несколько частей, в каждой из которых сохранен определенный климат. Например, норны обитают в «классическом» климатическом поясе родной Альбии, а грендлы - в затхлых, тяжелых и душных джунглях, пестрящих всякими ловушками и болезнями. Правда, смены времен года теперь уже не наблюдается. Или они стали очень большими по длительности? Но отсеки - это еще полбеды. Космолет хотя и не боевой крейсер из «Звездных Войн», но все-таки сложная и напичканная техникой машина. По всем углам разбросаны всякие рециклеры энергии, анализаторы и еще десятки сложных и не очень устройств. Причем, если с пониманием не отнестись к самым сложным, корабль просто перестанет двигаться, а что тогда будет, никто не знает. И это самое ужасное. Вместо того, чтобы использовать свободное время в попытках вывести норна, хотя бы ушами похожего на Зомбика, нам приходится заниматься разыскиванием всяческих бонусов, апгрейдящих эти самые устройства и прибавляющих энергию (кроме того, можно пожертвовать любым объектом и взамен него получить энное число единиц energy). При этом совершенно забывая о собственных питомцах.

Ненужные выдумки

Создатели умудрились одновременно и усложнить игру, и упростить. Причем оба раза невпопад. Сложность, как я уже говорил, заключается в беспрестанном рысканье по кораблю, дабы найти, к примеру, все необходимые компоненты для развития поколений. По идее, все области корабля друг от друга изолированы, но по некоторым причинам изоляция разрушилась, и как мы, так и остальные обитатели получили прекрасную возможность совершать длинные прогулки по разным частям (к счастью, найденные отсеки выносятся в виде специальных пиктограмм на экран для удобного перемещения). Через некоторое время после начала игры в мир норнов явятся грендлы и вечно чихающие эттины, но нам будет не до них, ибо процесс выведения ушастого Зомбика-норна застынет на одном месте. Кроме генетического кода и даты рождения никакой информации о нововылупившемся получить нельзя! Чтобы заняться целенаправленным введением всяких препаратов, уткнуться носом в обширные графики и вычислить количество мутаций у следующего поколения, придется отыскать специальный отсек, где располагаются специальные механизмы, открывающие доступ к непосредственной научной деятельности. Даже обучающий компьютер и регистрацию смертей надо сначала найти... Там же, кстати, располагается и столь необходимая теперь генетическая машина. Если бы «родители» после насильного помещения в этот агрегат не умирали, я бы непременно вывел грендла с башкой эттина. Или наоборот. А в целом такой подход причиняет много неудобств. Особенно если вспомнить, как все было просто в первой части...

Другая отличительная черта C3 - возможность создавать свои собственные механические устройства путем комбинации различных приспособлений. Дело в том, что теперь практически каждый агрегат имеет... как бы это сказать... штепсель... провод... короче, соединять их вместе можно. К примеру, подключить активацию люка в открытый космос к лифту. Приедет кто-нибудь на этаж, а его раз - и к звездам. Вариантов очень много, ибо в игре появилось просто огромное количество объектов, но смысл-то где? Есть много игр, акцентирующихся непосредственно на конструкторской деятельности, а отвлекать игрока от единственной и неповторимой цели игры - вскормления оптимального по генетическим параметрам норна - значит, целенаправленно убивать саму идею игры...

Где-то в самом верху я посоветовал «кричерснутым» новичкам почитать для общего ознакомления обзор Creatures 2. В целом, смысл игры можно описать в нескольких словах. Она не имеет смысла, ибо бесконечна. Глобальная задача заключается в проведении мичуринских опытов над сказочными зверьками и выведении особой породы. Допустим, долгожителей или питающихся исключительно грендлами. Вот только в первой части, помнится, в начале давалось всего шесть яиц, и надо было беречь их, как зеницу ока, следить за тем, чтобы маленькие норны не утонули, не заболели, не скучали... в общем, чтобы результаты были максимальными, а популяция увеличивалась. Попутно можно было скачать на каком-нибудь фанатском сайте норна, выведенного неизвестным любителем в Новой Зеландии, и получить новый уникальный экземпляр. Сейчас я затрудняюсь сказать, сколько же яиц изначально имеется в C3. Ненасытная машина, в которой они хранятся, выдала мне штук десять, и явно не собиралась на этом останавливаться. Ко всему прочему, авторы значительно упростили процесс обучения норнов и весь интерфейс в целом. Необходимость учить подопечных словам практически не возникает, ибо они прекрасно живут и без общения со своими «папой» или «мамой». Если раньше приходилось настойчиво объяснять малышу, что left - это значит «влево», то сейчас он прекрасно без всяких разглагольствований последует за нашей рукой, достаточно лишь кликнуть на нем правой кнопкой. А после нахождения специального бонуса, позволяющего хватать за шкирку любое существо, даже грендла, потребность в путешествии вместе с ними вообще отпадает. Помещаешь зверька в отдельный «кармашек» на всплывающей панели, переходишь в другой отсек, выгружаешь - и все дела. А вместе со всем этим исчезло и теплое чувство от мелкой возни с виртуальной ребятней... Грустно.

Мелкие радости

По словам авторов, мир C3 больше того, что был во второй части. Судить сложно. Некоторые области кажутся слишком маленькими, другие - огромными. Появилось огромное количество всяких объектов, но в основном упор почему-то сделан на фауну и механические устройства. Причем последние - это даже не игрушки. А вот растительный мир оскудел. Непонятно, куда подевались лимоны и tomato, которыми так любили лакомиться мои норны. Зачем убрали из общего списка мед и самогонный аппарат? Помню, играя в первую часть, я буквально досконально изучил мануал (очень гордился тем, что у меня лицензионная версия:), в котором подробно описывалось влияние всяких цветочков, грибов и трав на живой организм. Это серьезно разнообразило игру, заставляло внимательнее следить за воспитанниками, постоянно тащившими в рот все, что попадало под руку. И теперь снова упрощение.

В остальном же очередной норноводческий экземпляр изменений не претерпел. Разве что стал немного пестрее, живее в красках (впрочем, я играл бы, даже будь эта игра текстовой). Местами это мешает, потому что зеленого грендла на фоне зарослей заметить иногда довольно сложно. Фигурки зверьков стали немного меньше, что тоже несколько напрягает глаз. Но панков в анимэ-стиле, вроде тех, что были, по словам коллеги Комрада, в Creatures Adventures, кажется, нет. Хотя черт его знает, кого можно вырастить в этом изменчивом мире. Путь мутаций неисповедим.

Да, и еще очень здорово, что в игре остался легкий ненавязчивый эмбиент в качестве музыкального фона. Он не заглушается трепом норнов и щебетаньем птиц, и в то же время не давит на мозги. Так сказать, создает атмосферу.

Безумно жаль

Не хочу обижать фанатов. Я ведь тоже из их числа. Все-таки лучше оставить на винте вторую версию, а на эту посмотреть ради расширения игрового кругозора. Она не плоха, но с приличным налетом «попсятинки» и даже некоторой адвенчурности не поразит вас чем-то особенным, хотя количество генов здесь несомненно увеличено, а значит, увеличивается и количество возможных вариантов селекции. Где-то миллионов на десять. Возможность импортировать других норнов? Есть. И сайты скоро начнут плодиться. Но разве в этом дело? Утерян магический ореол, заставлявший людей бросать все свои дела ради этих преемников тамагочи. Возможно, я слишком долго играл в предыдущие части. Наверное, теперь стоит ждать симуляции человека...

P.S. А Зомбика я все-таки вывел. Правда, все равно с большими ушами и к тому же женского пола. Зато он... она стала первой представительницей слабого пола, без зазрения совести отшлепавшей здоровенного грендла. А потом у них родился норндл. Но это уже совсем другая история...