Светлая тема

Рецензия на игру Crime Life. Уличные войны

Разработка игр для «чиста конкретных пацанов» — неизбежное явление индустрии виртуальных развлечений. Побольше модной музыки, лихого рэперского сленга и кровищи, поменьше дурацких инноваций и украшательств (бюджет не резиновый, да и заезжих «звезд» содержать надо), несколько магических пассов — и вот очередной «кумир молодежи» уже резво отплясывает на сцене.

Мордобой для крутых

Наш новый герой с гордым именем Тре — новобранец чернокожей бандитской группировки Outlawz. Увешанный золотыми цепями папаша Биг Дог мечтает очистить город от конкурентов, а нам, разумеется, выпадает грязная работа. Разбить пару досок о довольные физиономии соседей по району, припугнуть зарвавшегося бизнесмена (проклятый капиталист вздумал повышать арендную плату), ограбить кучку подходящих по смыслу заведений — рядовые будни чувака в кепке.

Начнем с десерта, т.е. с боевой системы. Тщательно замаскированный «туториал» в считанные минуты обучит вас премудростям уличной потасовки. Кнопок всего четыре («быстрый, но слабый удар», «медленный, но сильный», «блок» и «специальное движение»), но их с лихвой хватает для выполнения замороченных приемов. Владельцы разнокалиберных геймпадов могут одобрительно похлопать себя по плечу, а игрокам попроще советую достать с антресолей старенькую «шариковую» мышку. Не стоит ломать дорогостоящий инфракрасный или лазерный агрегат о бритые лысины жителей «Южного Централа».

Управлению не откажешь в удобстве. Интерфейс сам «ловит» оппонентов, так что промахиваться мимо тушек вы будете редко. Хотя главное здесь — не красивая драка, а буквально хлещущая на стол кровь (стекающих по монитору капель, как в Vice City, нет) и прочие «элементы насилия». Поверженный враг безжалостно добивается баскетбольными кроссовками, сломанный позвоночник смачно хрустит под карающим коленом, каждый удачный удар вызывает пикселизированное красное облачко… Озабоченные родители из Family Media Guide не зря включили Crime Life в десятку самых жестоких игр предрождественского сезона.

Чем чаще кулак Тре соприкасается с вражеским носом, тем шустрее заполняется полоска «гнева». Даже одной трети достаточно для совершения могучего чудо-пинка, а когда вы, наконец, доведете героя «до точки», он не оставит противнику ни шанса. Парировать удары разумно лишь в схватках один на один. Стратегия выживания на удивление незатейлива. Блок, простое комбо, блок, снова комбо, блок, комбо, накопил на «суператаку», потом ушел в оборону и повторил все сначала. На бумаге выглядит элементарно, но попробуйте описанную схему на практике! Давненько я не встречал игру, от общения с которой по-настоящему устают пальцы и предплечья. Чем не альтернатива «качалке»?

Дабы сделать нашу жизнь проще и веселее, художники нарисовали целую груду ножей и бейсбольных бит. Увеличенная убойность — это замечательно, однако детский восторг от обладания колюще-режущей дубиной улетучивается через минуту активных боевых действий. Что характерно, вместе с восторгом исчезает и оружие, не выдерживающее тесного контакта с буйными головушками злобных американских пэтэушников. Баланс? Он, родимый. Но разломанное мачете не вернешь.

Миссии предельно однообразны — задание неминуемо выливается в массовую бучу. Покататься на метро, сходить в магазин, отвоевать район, выдать какому-нибудь козлу «на орехи»… Пройти заковыристые участки помогают программисты HotHouse Creations. Провалитесь четыре раза подряд — выкатят бочку с самовосстанавливающимся здоровьем.

Беготня отнимает ужасно много времени и сил. Лупить гопников, одетых в неподобающие цвета (у каждой банды своя униформа), утомительно и бесперспективно. А разъезжать на личном автотранспорте Тре и компании не позволяют эстетические соображения. И то верно — ни один уважающий себя житель мегаполиса не сядет за руль безобразной колымаги, вальяжно проплывающей по узеньким однополосным улицам.

Графика? Обозреватели Xbox-версии, не сговариваясь, окрестили ее уродливой. Несмотря на разные платформы, я склонен с ними согласиться. Плохо все. Убогое освещение (из-за его особенностей негры регулярно бледнеют), отвратительные текстуры, торчащие отовсюду углы, бестолковая «изометрическая» камера, в наиболее ответственные моменты пытающаяся просочиться сквозь стенку… Утешает музыка, которую почему-то всякий раз необходимо включать ручками (иначе развлекать будут вопли да автомобильные клаксоны). Помимо привычных звуков «ритмической американской поэзии», можно услышать речитативы на французском и немецком языках. Жаль, издатели не догадались лицензировать треки «Касты» или «Децла».

Гоп-шлеп-хип-хоп!

Бегать по городу в одиночку не придется. Количество готовых на подвиги напарников увеличивается прямо пропорционально росту авторитета Тре. Система управления подчиненными «порадовала» неожиданным аскетизмом. Единственная нужная кнопка — «все за мной»; в отличие от осторожного главного героя, наши телохранители немедленно сатанеют при виде живых противников.

Захват новых территорий сделан крайне примитивно. Приходим в выбранный квадрат, убиваем инакомыслящих, откупориваем праздничное пиво. Разница между «до» и «после» выражается в том, что теперь стены подпирают не хмыри в голубых куртках с логотипом Headhunters, а «пролетарские» коллеги по профессии. Игры в прятки с полицией недостойны упоминания. Три значка «wanted», беспонтовые кордоны на дорогах и маячащая за спиной группа поддержки с резиновыми шлангами — на фоне великолепия Grand Theft Auto «деревенские» потуги разработчиков не впечатляют.

Из мелочей запомнились квартирные кражи и посещение дешевых «тошниловок». Правда, похищать чужую собственность сложно и муторно — добраться до припаркованного за два квартала фургончика в обнимку с тяжеленным ящиком сумеют только самые везучие игроки. Логичное сравнение с San Andreas оказывается отнюдь не в пользу Crime Life. Ну, а ароматный «джанк-фуд» пополняет запас «хитпойнтов» в организмах чернокожих «братьев по крови». «Последние исследования убедительно доказали, что питаться в забегаловках „Толстого Ди“ куда полезнее для здоровья, чем совсем ничего не есть». Юмор, да.

Впрочем, гангстерам не до смеха. Безгранично пафосная атмосфера игры вызывает категорическое отторжение. Не по фигуре «медвежья» походка Тре, постоянные возгласы «йоу!» и дикие акценты, по чьей вине половину слов нужно угадывать (вариант — читать в субтитрах)… Ролики и диалоги на редкость невыразительны. Вспоминаем забавные перебранки «ниггаз» из San Andreas и рыдаем в три ручья. Пространные «эсэмэски» в несколько абзацев, ежедневно присылаемые Биг Догом, маньячкой Кончитой (угловатая красавица заправляет филиалом «бойцовского клуба») и другими знакомыми, умиляют. Сценаристам было лень сочинить текст нормального телефонного разговора? Или в «стране всеобщего изобилия» у каждого бандита на шее болтается навороченный смартфон со встроенным e-mail-клиентом? Жуткая, притянутая за уши глупость. Неужели никто из сотрудников HotHouse Creations так и не удосужился поиграть в GTA?

Одна из удачных (и потому немногочисленных) шуток — визит неразлучной парочки «гангста» в банк. Нет, об ограблении речь не идет; наши герои хотят… положить $10000 на счет некоего старичка-парикмахера. Не верится? Вот и охранникам тоже. Предупреждаю сразу — ничего экстраординарного не ждите. А в стенах Rockstar North аналогичный сюжет превратили бы в конфетку…

Под занавес — интересная деталь: боссов местных группировок «играют» члены популярной в соответствующих кругах команды D12 (Eminem среди них, увы, не обнаружен). Круто? Честно говоря, если не знать об этом, то и не заметишь. Тем, кто с пеленок мечтает прогуляться под ручку с маститым деятелем хип-хоп культуры, прямая дорога в сторону консольной 50 Cent: Bulletproof (помимо 50 Cent, в игре отметились упомянутый Eminem и Dr. Dre) или, на худой конец, True Crime: Streets of LA («кетчупа» там поменьше, зато есть управляемые машинки и Snoop Dogg).

Чернокожий дефицит

От окончательного и безоговорочного списывания в утиль Crime Life спасает лишь дефицит. На консолях уличных файтингов пруд пруди, но на РС к любому виду мордобоя принято относиться с определенным почтением и даже трепетом. Выгляди она хотя бы на «четверку» с минусом, я бы простил ей все — от тупых заданий и бесполезных машин до многократных переигрываний (сохранение исключительно на «чекпойнтах», как всегда, «бесподобно») и раздолбанной боевой мышки. К сожалению, жизнь не терпит сослагательного наклонения. Игра может приглянуться только брутальным рэперам младшего школьного возраста. Настоящий парадокс, если учесть ее ESRB-рейтинг.